"Благочестивые убийцы" - разбойники, которые поклонялись богине Кали
Служба в колониальной Индии была для
европейцев особенно трудна и опасна. В XVIII – начале XIX
веков число британцев сокращалось здесь на треть каждые три
года. Людей косили тропическая лихорадка, малярия, эпидемии
оспы и холеры. Офицеры и солдаты часто погибали в
многочисленных войнах. Но наиболее страшной смертью в Индии
считалась гибель в петле тхага. Английский генерал Уильям
Слиман назвал тхагов "самыми кровожадными бандитами в истории человечества".
В переводе с хинди слово "тхаг"
означает "разбойник". Этим словом в средневековой Индии
называли членов секты душителей, почитателей богини Кали. На
юге страны они получили известность как "фансигары" (
"фанси" означает "петля").
Богиня Кали, одна из многочисленных жен
Шивы, воплощает божественную энергию, несущую кровопролитие,
мор, убийство и смерть. Ее ожерелье выполнено из
человеческих черепов, а подобие юбки составляют отсеченные
руки демонов. У богини темный лик. В одной руке она держит
меч, а в другой – отрубленную голову. Ее длинный язык
вывалился изо рта и жадно облизывает губы, по которым сбегает струйка крови.
Согласно индийским мифам, Кали однажды
собрала своих почитателей, чтобы выявить самых преданных.
Ими оказались тхаги. В награду за верность она обучила их
приемам удушения людей платком и наделила недюжинной силой, ловкостью и коварством.
Каждая община тхагов имела одного или
нескольких предводителей – джемадаров. Они приобщали молодых
тхагов к жестокому ремеслу, совершали религиозные ритуалы и
присваивали себе большую часть добычи.
Вторым по положению после джемадара был
бхутот. Он носил за пазухой скрученный в жгут платок с
петлей на конце. Платок, изготовленный из шелковой ткани,
назывался "румаль". Петля тщательно промасливалась и
окроплялась священной водой Ганга. Считалось, что румаль –
предмет туалета Кали. Тхаг, впервые отправлявшийся "на
дело", завязывал в платок серебряную монету, а после удачно
завершенной операции отдавал ее своему наставнику.
Как и все бандиты мира, тхаги
пользовались особым жаргоном и условными знаками. Например,
сигналом к нападению служил жест главаря, молитвенно
обращавшего глаза к небу, или крик совы – любимой птицы
Кали. Тогда бхутот незаметно подкрадывался к жертве и,
улучив подходящий момент, резким движением правой руки
набрасывал петлю на шею обреченного.
Петля затягивалась медленно, чтобы Кали
могла в полной мере насладиться агонией умирающего. При этом
душитель несколько раз произносил следующее заклинание:
"Кали! Кали! Богиня смерти! Железная богиня-людоедка! Рви
зубами моего врага, выпей его кровь, победи его, мать Кали!"
Легкое движение пальцев, известное лишь тхагам, – и человек падал замертво.
Умению пользоваться румалем обучались
все тхаги, но право на это имел только бхутот. Если жертва
оказывала сопротивление, на помощь душителю приходили
"шамсиасы" – помощники. Они наваливались на несчастного и
крепко держали его за руки и ноги.
После каждого убийства тхаги
рассаживались по кромке большого ковра, расстилаемого на
земле, и устремляли взоры на восток. Джемадар произносил
короткую молитву и вручал каждому участнику операции по
куску "священного" сахара желтого цвета. Душители были
убеждены, что тот, кто однажды попробовал его, никогда не
изменит своему делу. По всей вероятности, сахар содержал
какое-то наркотическое вещество.
Здесь же на месте делили добычу.
Могильщики снимали с убитых одежду и, сделав на трупах
несколько глубоких надрезов, чтобы Кали было удобнее пить
кровь, быстро зарывали тела ограбленных. Когда грунт
попадался твердый, могилу рыли неглубокую и в грудь убитого
вбивали деревянный кол, удерживавший тело на дне ямы. Могилу
закидывали камнями, и дикие звери уже не могли ее раскопать.
Тхаги были чрезвычайно суеверны. Свои
вылазки они приурочивали к среде или четвергу и никогда не
проводили их в пятницу. В первую неделю поиска жертвы они
воздерживались от половой жизни, не ели мяса, не брились и
не чистили зубы.
Если какой-нибудь душитель терял
тюрбан, тхаги немедленно разбредались по домам, так как
считалось, что всей общине угрожают неотвратимые
неприятности. Они полагали, что находятся полностью в
распоряжении Кали, которая подает им условные сигналы, и
потому слепо следовали сложной логике примет. Например,
волки, перебежавшие дорогу сектантам слева направо,
предвещали беду, встреча с шакалом – тюрьму и кандалы, совы,
летящие параллельно друг другу, – лихорадку. Напротив, крик
осла, священного животного Ситалы, богини оспы, сподвижницы
Кали, почитался счастливым знамением.
Жертвами душителей становились богатые
купцы, ростовщики, паломники, путешественники и гонцы. Их
выслеживали ловкие разведчики – "сотхи". Они постоянно
сновали по городским базарам, куда стекались сведения со
всей округи. Сотхи стремились войти в доверие к купцам и
часто предлагали свои услуги в качестве проводников
караванов, которые затем несложно было заманить в западню.
У тхагов было немало тайных
покровителей. Услугами душителей не гнушались пользоваться
владетельные раджи, а также высокопоставленные
правительственные чины. Захваченную ими добычу охотно
скупали ростовщики. Часть награбленного тхаги непременно
приносили к алтарю одного из храмов Кали.
Обычно общины тхагов состояли из
представителей средних каст индусской общины. Это могли быть
не только тхаги в нескольких поколениях, но и бывшие
кустари, мелкие торговцы, дезертиры из войск махарадж и
султанов. Среди разбойников часто попадались мусульмане и
сикхи, отдавшие себя под покровительство грозной богини.
Первое письменное свидетельство об
индийских душителях относится к VII веку нашей эры и
принадлежит китайскому путешественнику Сюань Цзану. Тхаги
полагали, что их "ремесло" запечатлено в каменной резьбе
знаменитого пещерного храма в Эллоре, созданного в VIII
веке. Особенно громко тхаги заявили о себе в XVIII – начале XIX века.
Деятельность душителей вызывала
растущее недовольство в Индии. Дороги представляли серьезную
опасность также для служащих Ост-Индской компании и
христианских миссионеров. В 1812 году на дорогах Индии
бесследно исчезли почти 40 тыс. человек. Колониальные власти
были вынуждены предпринять против тхагов несколько
крупномасштабных карательных экспедиций.
Только в 1831-1837 годах были
обнаружены и захвачены более трех тысяч душителей. Почти
каждый из них сознался в убийстве, а тхаг по имени Бухрам
заявил, что собственноручно удавил 931 человека. За свою
жизнь тхаг успевал отправить на тот свет в среднем две-три
сотни людей. В дальнейшем леденящие кровь сообщения о
душителях исчезли со страниц газет. Известно, что последний
тхаг был повешен в пенджабской тюрьме в 1882 году.
Валерий Кашин, НГ-Религии - 14.06.2005.
|