Индийские коммунисты повернулись спиной к христианам
Католики и протестанты Западной Бенгалии
возмущены инициативами правительства штата в сфере
образования. Ввиду нехватки бюджетных средств система образования в отсталых
районах западной Бенгалии превратилась в прерогативу
католиков и протестантов. Тем не менее власти штата пытаются
взять христианские школы под свой контроль.
Христиане в Западной Бенгалии составляют лишь один процент от населения
индийского штата. В основном это католики и протестанты,
проживающие в так называемых племенных районах.
Основным населением в них являются племена бходжпурцев, магахов,
санталов, ораонов, ория, находящиеся на низкой стадии
социального развития. Их жизнь подчиняется архаичным
законам. Здесь распространены верования в духов деревьев и
предков-животных. Государство не в состоянии обеспечивать
необходимое развитие этих районов прежде всего в медицинской и образовательной сфере.
Нехватку больниц и школ восполняют Католическая и протестантские
Церкви. Созданные ими учебные заведения зачастую дают
единственную возможность получить образование всем
представителям племен вне зависимости от их религиозной принадлежности.
Поэтому неудивительно, что не только в Западной Бенгалии, но и во
всей Индии широкий резонанс получило решение преподавателей
церковных школ провести в начале апреля массовую забастовку
в знак несогласия с политикой правительства штата. В апреле
христиане закрыли свои школы на один день и организовали
многотысячный марш протеста. Губернатор и главный министр
штата получили более десяти тысяч писем с жалобами. Что же вызвало такую реакцию христиан?
Причиной недовольства стало принятие коммунистическим правительством
штата поправки к закону о заработной плате в учебных
заведениях Западной Бенгалии. Ее суть состоит в отмене права
церковных учебных заведений, получающих государственные
дотации, самостоятельно нанимать преподавателей. Теперь все
подобные назначения должны утверждаться Министерством образования штата.
Изменение закона коснулось не только одиннадцати религиозных учебных
заведений в Западной Бенгалии, в которых зарплата
преподавателей полностью формируется из бюджета штата, но и
всех негосударственных учебных заведений. Это касается даже
тех школ, которые, получая скромные дотации от государства,
де-факто выплачивают жалованье преподавателям из средств религиозных общин.
Наибольшие опасения у правительства Западной Бенгалии вызвала угроза со
стороны христианских избирателей отказаться на выборах от
традиционной поддержки Коммунистической партии Индии.
Западная Бенгалия считается оплотом этой партии, в том числе благодаря голосам христиан.
Однозначного ответа на вопрос, чем привлекает коммунизм
индийских христиан, нет. Русский иммигрант Кирилл
Ельчанинов, побывавший в Индии в 1953 году, предположил, что
в христианстве индийцы "побуждаются к осознанию социальных
проблем и легче поддаются умелой пропаганде коммунистов,
представляющих коммунизм как социальную программу
христианства". Как бы то ни было, изменение политических
предпочтений католиков и протестантов может послужить
примером для их соплеменников-нехристиан, что ослабит
позиции коммунистов в "племенных" районах.
Ситуация в Западной Бенгалии напоминает события в южноиндийском штате
Керала пятидесятилетней давности. В 1957 году этот штат стал
первым штатом, в котором к власти пришла Коммунистическая
партия Индии. После победы на выборах коммунисты приступили
к осуществлению запланированных реформ, в том числе в сфере образования.
В частности, они приняли закон об образовании. Он
предусматривал уравнивание зарплат в государственных и
частных школах, передачу доходов всех учебных заведений
государству, формирование преподавательского состава в
соответствии с рекомендациями государственной комиссии,
переход управления частных учебных заведений к государству в
случае нарушения требований, предъявляемых ко всем учебным
заведениям Министерством образования штата.
По сути, это была национализация негосударственных учебных заведений Кералы, половина которых принадлежала Католической и
протестантским Церквам. После этого массовые
антикоммунистические протесты прошли не только в Керале, но и по всей Индии.
Христиане вышли на улицу с лозунгами "Религия в опасности!",
"Нарушаются права меньшинств!". Таким образом протестующие
подчеркивали, что реформа образования "безбожна" и
антиконституционна. Главная роль в акциях протеста
принадлежала католикам. Для защиты учебных заведений
католики создали вооруженные отряды самообороны, численность которых превысила 100 тыс. человек.
В 1959 году христианская антикоммунистическая кампания завершилась
отстранением правительства Кералы от власти. Решение об этом принял президент Индии.
Власти Западной Бенгалии в отличие от коммунистического
правительства Кералы не собираются национализировать частные
школы. Их цель – повысить качество образования в учебных
заведениях, существующих на государственные дотации,
добиться соблюдения стандартов образования во всех учебных заведениях штата.
Но возникает определенный парадокс: государство фактически не
способно содержать собственные школы в "племенных" районах,
но в то же время пытается взять под контроль образование
отсталых слоев населения. Христиане же крайне болезненно
реагируют на попытки ограничить независимость своих учебных заведений.
Одна из причин столь острой реакции католиков и протестантов
заключается в том, что деятельность учебных и медицинских
заведений является наиболее стабильной формой присутствия их Церквей в общественной жизни Индии.
Очевидно, в ближайшее время конфликт между коммунистическим
правительством Западной Бенгалии и христианскими
организациями разрешится. Удастся ли сторонам найти
компромисс – вопрос непраздный не только для Западной Бенгалии, но и для всей Индии.
Петр Топычканов
НГ-Религии - 08.06.2006.
|