О святой воде
Всю нашу жизнь рядом с нами великая
святыня - святая вода (по-гречески "агиасма" -
"святыня"). Освященная вода есть образ благодати
Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн,
освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
***
Читайте также:
***
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении,
когда при принятии этого таинства трижды бываем
погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая
вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты
человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во
Христе.
Святая вода обязательно присутствует при
освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в
богослужении, при освящении жилых домов, построек,
любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на
крестных ходах, при молебнах.
Освящение
Иордана в Томске митрополитом Томским и Асиновским
Ростиславом в январе 2013 года. Фото: Дмитрий Беркут
В день Богоявления каждый православный
христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно
хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь
святой водой в болезнях и всякой немощи.
"Освященная вода, - как писал святитель
Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и
телес всех, пользующихся ею". Она, приемлемая с верой и
молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный
Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал
им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский
смертельно больному послал бутылку со святой водой - и
неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
"Жаждущий
пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром"
(Откр.22:17)
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
всегда советовал окроплять продукты и саму пищу
иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам,
"сама все освящает". Когда кто-нибудь сильно болел,
старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке
освященной воды через каждый час. Старец говорил, что
сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, -
нет.
Чин водоосвящения, который совершается в
праздник Богоявления, называется великим по особенной
торжественности обряда, проникнутого воспоминанием
Крещения Господня, в котором Церковь видит не только
таинственное омовение грехов, но и действительное
освящение самого естества воды через погружение в нее
Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды
- в самый день Богоявления, а также накануне, в
навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые
верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти
дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый
день праздника Крещения при освящении воды употребляется
один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил,
что святая богоявленская вода в продолжение многих лет
остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как
будто бы сию только минуту была почерпнута из живого
источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас
видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма - не
простая вода духовной значимости, но новое бытие,
духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли,
благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам
церковным рассматривается как своего рода низшая степень
Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным
грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет
приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается
обычная канонам оговорка: "Точию агиасму да пиет".
Крещенская вода - это святыня, которая
должна быть в каждом доме православного христианина. Ее
бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные
христиане часто используют воду, освященную на молебнах
(малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года.
Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в
день Происхождения (изнесения) Честных древ
Животворящего Креста Господня и в день Преполовения,
когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова
Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: "Кто будет
пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать
вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем
источником воды, текущей в жизнь вечную" (Евангелие от
Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято
употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего
молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
"Когда человек употребляет просфору и святую воду, -
говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не
приближается к нему нечистый дух, душа и тело
освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек
бывает склонен к посту, молитве и ко всякой
добродетели".
Православие.Ru - 18.01.2009.
|