Крещение Господне: иконы и фрески
Богоявление – один из древнейших
праздников христианского календаря, первоначально
составлявший вместе с Рождеством Христовым единое
торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его
земного Домостроительства. Образы Богоявления,
появившиеся уже в первые века христианства,
запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от
Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру
воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой
Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух,
сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в
песнопениях праздника: "Во Иордане крещающуся Тебе,
Господи, Троическое явися поклонение…" (Тропарь
праздника). Одно из древнейших изображений Крещения
сохранилось в римских раннехристианских катакомбах.
Здесь, как и в других памятниках 4-5 веков, (например,
мозаика арианского баптистерия в Равенне) крещаемый от
Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей.
Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным
преданием, всеобщее распространение получит изображение
Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Образы
Богоявления содержат элементы, заимствованные не из
повествования святых евангелистов. Так, в сцены Крещения
художники помещали персонификации реки Иордан в виде
седовласого старца и моря в виде уплывающей женщины. Эти
изображения основывались на тексте псалма: "Море виде и
побеже, Иордан возвратися вспять…" (Пс. 113, 3). Кроме
того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при
Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры начиная с 6-7
веков всегда изображаются стоящими на противоположном от
св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая
правую часть композиции. Наиболее часто изображались три
ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам
от купели, держащие покровы на руках. Над стоящим в воде
Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба,
из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого
Духа и лучи "троичного света". Тем самым акцентируется
момент явления Божества, теофании.
Крещение Господне. Роспись, вторая половина XII в.,
Синайский Монастырь
Крещение Господне. Фреска, XIV век. Монастырь Высокие Дечаны (Сербия)
Крещение Господне. Мозаика, XI век. Монастырь Осиос Лукас
Крещение Господне. Мозаика купола арианского баптистерия
в Равенне, 493-526 годы
Крещение Господне. Мозаика кафоликона Дафни, конец XI века
Крещение Господне. Роспись Церкви Спаса на Нередице, 1198 год.
Новгород (утрачена)
Крещение Господне. Мозаика собора Сан Марко, XIII век.
Венеция
Крещение Господне. Миниатюра. Императорский менологий (cod.
Walters 521), XI век
Крещение Господне. Икона, вторая половина XIII века. Синайский монастырь
Крещение Господне. Роспись, XIV век. Церковь Богоматери Перивлепты.
Мистра.
Крещение Господне. Икона, первая половина XIV век.
Греция
Крещение Господне. Деталь Васильевских врат, 1336 год.
Техника золотой наводки на меди
Крещение Господне. Шитая пелена, 1580-е годы
Крещение Господне. Икона, первая половина XVI века. Псков
Крещение Господне. Роспись придела св. Иоанна Предтечи,
1668 год. Троицкий собор Переславля-Залесского
Крещение Господне. Икона, середина XIV
века. Псков
Крещение Господне. Мозаика кафоликон монастыря Хора,
1316–1321 годы. Визаинтия
Крещение Господне. Икона, около 1497 года. Кирилло-Белозерский
музей-заповедник
Крещение Господне. Икона, конец XV век
Крещение Господне. Икона, середина XV века
Крещение Господне. Икона, конец XVI века. Греция
Крещение Господне. Икона, начало XVII
века
Крещение Господне. Икона, XVIII век. Деревня Селезениха,
Тверская губерния
Крещение Господне. Икона, конец XIX века
Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия, XI век.
Монастырь Дионисиат (Афон)
Крещение Господне. Икона из праздничного ряда Св. Софии
Новгородской, первая половина XIV века
Крещение Господне. Двустороняя икона-таблетка, конец
XV-начало XVI века
Крещение Господне. Икона, XIV век.
Сербия
Крещение Господне. Двустороняя икона-таблетка,
вторая четверть XV века
Крещение Господне. Роспись северо-западного свода собора
Сретенского монастыря, 1707 год
Крещение Господне. Современная русская икона
Крещение Господне. Миниатюра, Византийский менологий,
XIV век
Крещение Господне. Икона, XVII век.
Греция
Крещение Господне. Икона,
XV век. Андрей Рублев
Крещение Господне. Древняя мозаика
Наибольшее внимание во всех образах
Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна
Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В
гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется
тема принятия Господом Крещения от Своего раба: "како
возложит раб руку на Владыку" - поется в тропаре на
водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних
памятниках Его фигура часто представала строго
фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся
изображения в легком развороте и движении, как будто
Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским
текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус "взыде
абие (то есть тотчас, немедленно) от воды" (Мф. 3:16).
Подготовила Светлана Липатова
Православие.Ru - 19.01.2012.
|