Работающая мать - горе семьи?
Бывает, что у женщины есть муж, который в состоянии
прокормить семью, и дети еще не подросли, а она рвется на
работу. Нужно ли работать матери семейства? Конечно, каждая
семья решает это по-своему. И все же вопрос работающей мамы
не оставляет никого равнодушным.
Предлагаем вам мнения двух многодетных мам, под разным углом
смотрящих на эту проблему.
Что делать, скинув кухонное рабство?
Как и всякий нормальный ребенок, я очень любила свою маму.
Она приходила с работы усталая, измученная. И мне казалось,
что ей будет лучше, если я не буду ее беспокоить, если не
буду ей мешать, не буду с ней говорить, если дам ей немного
придти в себя. Я знаю, что мама всегда любила меня. Но эта
усталость, мне кажется, надолго встала между мной и ней,
закрыв нам обеим возможность любить друг друга
по-настоящему. Но у моей мамы не было выбора. Она вынуждена
была ходить на завод, в горячий цех, чтобы одной прокормить
меня и сестру. Да и помыслить ничего другого никто не мог.
Декретные оплачивали до года. А затем могло последовать и
общественное разбирательство по поводу "тунеядства".
Однако сегодня ситуация изменилась. Многие женщины работают
не из страха перед административным наказанием, и не из
насущной потребности обеспечить голодающих детей хлебом и
молоком, и не из страха быть порицаемой обществом. Многие
работают потому, что им это нравится. Работа приносит
удовлетворение, деньги, чувство собственной успешности. И
прекрасно! – скажет большинство женщин – работающих и
сидящих дома с малолетними детьми, но мечтающих день и ночь
о том, чтобы наконец-то выйти на работу.
Сразу оговорюсь – прошу внимательно прочитать следующие
слова – в этой статье речь пойдет, во-первых, о женщинах,
муж которых хорошо зарабатывает и может прокормить семью,
во-вторых, о тех, которые имеют несовершеннолетних детей.
Например, в семье муж приносит домой две тысячи у.е, а жена
700, из которых 500 уходит на няню. Чистый доход от женского
труда в итоге – 200 у.е. Для семейного бюджета сумма
абсолютно не значительная. Однако женщина продолжает упорно
тратить практически весь день на то, чтобы "сходить на
работу".
Сама ситуация – женщина и работа – явление в истории
человечества достаточно новое. В России оно насчитывает чуть
больше ста лет. Ну, сто пятьдесят, если вспомнить первых
"ходоков в народ", среди которых был и некоторый
незначительный процент женщин. Однако если бы простой
крестьянке (а крестьянство насчитывало до 90 процентов
населения, т.е. абсолютное большинство) предложили
поработать, она бы не просто удивилась, а не поняла бы
вопроса. Ведь кто больше всех работал? Крестьянские жены –
дом, дети, скотина – все на ней. Да и сенокос, и жатва –
тоже не без ее участия обходится. Это было цельное
существование семьи, где усилия мужа и жены были направлены
на то, чтобы вырастить урожай и прокормить себя и детей.
"Работы да заботы", как говорил о своих родителях о. Павел
Груздев. И особого "воспитания" детей как специальной
дисциплины не было. Воспитывали трудом и собственным
примером. Дети рано начинали помогать родителям. Они видели
подрастающих братьев и сестер, участвовали в их воспитании,
что потом переносили это уже в свою семью.
Деревня была своеобразным ресурсом, запасом жизненной силы,
которая держала страну. С развитием производства городу
потребовалась свежая кровь. Ее выкачивали из деревни.
Сначала мужчины. Но в какой-то момент их стало недостаточно.
После революции, когда требовалось не просто восстановить
разрушенную страну, но и поднять ее на небывало новый
уровень, индустриализация потребовала и женщин. Именно тогда
начинается активная "борьба с кухонным рабством". Женщина
становится уже не хранительницей очага и воспитательницей
детей, но бойцом трудового фронта, производственником.
Это было началом индустриальной эпохи. Для того, чтобы люди
были морально готовы к постоянному "трудовому подвигу"
создавалась определенная идеологическая база. Основные
положения ее были следующими: работать – хорошо и почетно,
работать нужно в коллективе, ибо именно в коллективе
раскрывается сущность человека, нужно общаться и быть всем
вместе, всем строить светлое будущее. Причем, подобная
идеология распространилась не только в России.
Индустриальная эпоха была мировым явлением. Именно в Америке
был придуман конвейер. И если в России на плакатах женщины
изображались погрубее и помощнее, а в Америке – поизящнее и
посимпатичнее – это не меняло сути. "Работа делает
свободным" – эта фраза была написана на воротах немецкий
концлагерей. Немцы, с присущей им дотошностью, довели
индустриальную идею до своего абсурдного максимума.
Здесь можно отметить еще один нюанс – "освобождение от
кухонного рабства" было необходимо и в силу идеологических
причин. Дети должны были с детства впитать новую –
индустриальную (революционную, скаутскую, нацистскую) –
идеологию. А ее легче было передать на тот момент не через
семью, которая, еще в силу инерции, сохраняла традиционные
представления о бытии человека, но через коллектив. Поэтому
разрушение семьи было, в общем-то, не побочным эффектом, а
одной из целей. Именно тогда была придумана система
всеобщего образования, где ученики в коллективе
воспитывались по одному стандарту, под одну гребенку, а
школа превратилась в фабрику по производству нужного
идеологического типа. Этот момент аллегорически показан в
известном фильме "Стена".
И так одно шло об руку с другим. На плакатах и в кино
изображалась решительная женщина в комбинезоне, молодая,
здоровая, строящая будущее своей страны не в каких-то
скучных кухнях, а прямо на передовой – у станка, на
подъемном кране, у мартена. Работать женщине – почетно. Так
утверждала общественная мысль тех времен. А поэт Михалков в
своем стихотворении для детей объяснял – мамы всякие нужны,
мамы всякие важны. И пилоты, и поэты, и швеи, и
вагоновожатые. Только вот собственно мамы и жены стали – не
то что бы не нужны, но не почетны. Женщины с радостью
скинули кухонное рабство и, как это обычно и случается,
стали рабами собственной работы.
Они остаются рабами своей работы и теперь. Но если раньше
рабство было вынужденным идеологически и материально, то
сегодня многие женщины – добровольные невольницы, которые
обожают свои цепи, гордятся ими и считают, что именно
благодаря им они раскрываются в полной мере.
Самореализуются, как модно говорить.
И это можно понять. Приходя на работу, женщина, во-первых,
отключается от домашней обстановки, и без этого разнообразия
многие женщины – по тем или иным причинам (например,
беременность и уход за ребенком), оставшиеся надолго дома –
очень страдают. Им скучно дома. Ведь изо дня в день здесь
приходится делать одно и то же – варить суп, мыть пол,
заниматься ребенком. И главное – никакого реального
результата, ощутимого, приятного – нет. Пол пачкается, суп
съедается, ребенок капризничает, болеет и т.д. И неизвестно,
увидит ли мать когда-нибудь положительный итог своего труда.
А на работе результат есть всегда. Пусть даже не в виде
нового выпуска журнала или нарисованной картины, но в виде
реальных денег, зарплаты, которая показывает человеку, что
результаты его усилий не прошли даром.
Кроме того, на работе у женщины есть масса возможностей
почувствовать себя сильной красивой, умной, нужной. Работа
тешит самолюбие, дает пищу для гордости, пусть даже в очень
завуалированном виде. Послушайте, с какой гордостью в голосе
рассказывают многие женщины о своей работе! Правильно, о
детских соплях и какашках с такой гордостью рассказывать
может только Наташа Ростова.
Когда у меня родилась первая дочь, свекровь меня с
нетерпением вопрошала, когда же я выйду на работу? "Ведь
женщина должна самореализоваться, состояться как женщина".
Тогда, в 22 года, я была с ней полностью согласна и у меня
не возникало вопроса, а почему я не могу состояться как
женщина дома? Почему для того, чтобы реализоваться я должна
просыпаться каждое утро в шесть часов по звонку ненавистного
будильника, толкаться в "ароматной" толпе в метро, мерзнуть,
а затем весь день становиться то жертвой, то невольным
участником каких-то интриг, выслушивать чьих-то претензии
только потому, что у начальника сегодня плохое настроение?
Каждый раз, уходя на работу, я чувствовала себя виноватой.
Мне казалось, что сбегаю с поля боя, что я дезертирую. Мне
действительно всегда нравилось ходить на работу, но это было
для меня бегством в другой мир. Я задумалась – почему же я
оставляю ребенка на человека, который никогда не сможет меня заменить.
На самом деле, любовь к работе, обожествление ее – не есть
признак духовного здоровья. Вот что об этом пишет, например,
архимандрит Сергий (Шевич): "Если мы не испытываем
удовольствия от выполнения профессиональной деятельности,
это нормально. Мы на земле не для того, чтобы испытывать
удовольствие. Наш жребий здесь – страдание. Можно сказать,
что это даже плохо – испытывать удовольствие от
профессиональной деятельности, так как в таком случае она
может стать для нас идолом, и мы рискуем посвятить ей себя в
ущерб тому, чтоб более важно. Мы должна испытывать
удовольствие лишь от духовных занятий. Работу нужно
переживать как испытание, как аскезу. Так переживают ее
монахи, которые обязаны в монастыре выполнять работы, им не
интересные. Нужно видеть ее как что-то, что призвано научить
нас терпению. Это не грешно – испытывать отвращение по
отношению к работе, если только это не вредит нам внутренне
и не идет в ущерб нашей духовной жизни. Нужно переносить это
как духовное упражнение и переживать его в Боге, с
молитвой". Работа была проклятием от Бога – " и в поте лица
твоего будешь есть хлеб твой". Но современные люди видят в
ней смысл жизни, выходя на пенсию, быстро сдают и умирают. И
никого не удивляет то, что богатства остального мира –
книги, общение с детьми и внуками, творчество – пугает
людей, кажется им обузой, сужением мира, ненужностью. А
офисная кабала – благом.
Для большинства современных женщин работа – это радость, это
свобода, это удовольствие. И удовольствие как бы незаконное,
украденное. Когда я читала материалы к этой статье, где
женщины отвечали на вопрос о том, зачем они ходят на работу,
то у меня сложилось впечатление, что все эти работающие
женщины, так или иначе, старались оправдать себя: "хожу на
работу, чтобы проветриться, но мне кажется, это не в ущерб
детям", "дети стали более самостоятельные, даже хорошо, что
я работаю", "просто сидеть с детьми дома не смогу, даже
представить сложно в кого так можно превратиться, и кому я
такая буду нужна, без целей, планов, без профессиональных
интересов. Муж мою позицию разделяет, мама немного против,
но в мою жизнь не лезет", "Даже лучше для детей, что хожу на
работу, потому что иначе буду злой и раздражительной", "мне
становится тоскливо и скучно заниматься только домой и
дитем", "духовник сказал, что работать не криминал", "важно
не количество времени, проведенное с детьми, а его качество"
(как будто, если бы мать больше была с детьми, она стала бы
"менее качественно" проводить это время), "работа помогает
не сойти с ума". И ни у кого не вызывает ужаса тот факт, что
маме скучно со своим ребенком, что она рядом с ним "сходит с
ума", а радуется и получает удовольствие где-то "на работе",
с малознакомыми зачастую людьми.
Во всех упомянутых ответах сквозит понимание женщиной того,
что работа в каком-то смысле – ущерб для ближних, потому что
она реально съедает время, внимание и силы, которые
предназначаются для любимых людей. Правда, немногие женщины
находят смелость признать это. Однако само наличие
"оправдательного стиля" свидетельствует о том, что есть
вина, есть что-то, за что приходиться оправдываться. В чем же она заключается?
"Семью сохранять – дело жены", "Чтобы дети заговорили и
перестали болеть, им нужно Ваше материнское внимание, Ваши
материнские труды. Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь
над ними, не исказите в них Божий образ своим невниманием и
небрежением. А иконному делу пусть учатся те, кто свободен
от самого серьезного послушания быть матерью и матушкой. Вам
пора забыть о себе и своих хотениях, чтобы исполнить уже
определившуюся о Вас волю Божию", "Откуда начну плакати
моего окаянного жития деяний?… Оттого ли, когда семейной
кафедре и обязанностям матери-христианки предпочла
университетскую кафедру и роль деятеля науки?… Вот и будем
плакать, оплакивать свою жизнь, плакать над жизнью сына", –
это цитаты из писем о. Иоанна (Крестьянкина). Не раз
повторяет он о том, что главное предназначение женщины –
быть женой и матерью. Растить детей, любить мужа и чад. Ну и
что, возразят мне оппоненты – мы любим и чад, и мужа, но это
не мешает нам успевать работать. Но, к сожалению, многие
обманывают себя, утверждая, что успевают все – и работать, и
по хозяйству, да еще и любить. Чаще всего, приходя домой,
женщина хватается за хозяйство, порядок, к вечеру, совсем
остается уже без сил. А ведь настоящая любовь и внимание –
это не те объедки душевного тепла и любви, которые по
остаточному принципу достаются семье.
Психолог Михаил Завалов на лекции в Православном
университете, состоявшейся 13 марта этого года, дал такое
определение любви: "Некоторым словам невозможно дать
определение. Любовь сюда относится. Лучшее рабочее – и в
смысле, что неполное, но и в смысле, что оно работает, –
определение я услышал от Жана Ванье, человека, который живет
в общине с умственно отсталыми людьми: "Что такое любовь?
Это не что-то делать для людей, но главным образом – что-то
открывать другому человеку. Открывать другому, что он
ценен". Или: "Любить человека – это открывать ему его
красоту, его ценность, важность, это радоваться тому, что он
рядом, это проводить с ним время, общаться с ним".
Определение хорошее, потому что достаточно простое,
достаточно библейское и не делит любовь на "духовную" и
"плотскую". Показывать другому, что он тебе ценен и дорог.
Не просто эмоция. Не просто деятельность. Но и не просто
"жертвенность", надо чтобы был искренне дорог, а не как
объект моей помощи, миссионирования и т.п.". Это определение
очень хорошо подходит и для того, чтобы понять, в чем же, в
конце концов, заключается смысл материнской любви, В том,
чтобы сварить сто кастрюль супа, все перегладить и
начистить, в том, чтобы заработать кучу денег на новую
игрушки, или в том, чтобы быть рядом. Чтобы видеть глаза
ребенка, приходящего из школы. Не из "долженствования", но
из любви. Милости хочу, а не жертвы.
И еще вопрос о необходимости работы женщины – это вопрос
доверия в семье. Приходилось слышать мнение психолога, что
женщины стали работать потому, что мужчины их могут в любой
момент бросить, а значит, женщина должна твердо стоять на
ногах. Однако, если женщина вступает в брак с мыслью о том,
как бы подготовить надежную базу на тот случай, если муж ее
бросит, то она, во-первых, не доверяет ему, считая заранее
предателем, и, во-вторых, запускает этим самосбывающийся
прогноз, который приводит к подспудно уже
запрограммированному результату.
Однако, сегодня большинство женщин действительно не может
быть замкнуто в семейном кругу. По сути, взрослым человеком
можно считать человека самодостаточного, такого, который, в
крайнем случае, может прожить на необитаемом острове один –
без мужа и детей. И здесь – любое дело, любая внутренняя
работа, дающая способность быть собой, – будь то молитва,
чтение, творчество – может быть только на пользу. К тому же
для церковного человека семья не замыкается только на мужа и
детей. Всегда есть еще Некто, к Кому устремлено сердце
человека, есть то самое внутреннее задание, та внутренняя
работа, которую верующий человек не может оставить. И именно
вера в Христа дает основу, которая помогает женщине не стать
унылой и неблагодарной от семейных забот.
Опять же – уныние и тоска возникают, чаще всего, когда
ребенок в семье один или их двое, когда они уже могут сами
занять себя, и у мамы появляются свободные время и силы.
Однако в семье с четырьмя и более детьми чаще всего не
только времени, но и сил и желания куда-то идти и заниматься
чем-то помимо прямых обязанностей жены и матери не остается.
Кроме того, к третьему, четвертому, пятому и далее ребенку
женщина научается находить такую радость в материнстве,
какой обычно лишены матери одного – так быстро растущего –
ребенка. Это не в насмешку сказано, Просто ребенок вырастает
быстрее, чем мы успеваем что-то понять. Когда же их много, у
родителей появляется шанс не только научиться воспитывать,
но и научится любить.
Но что же теперь, все женщинам бросить работу? Вернуться в
эпоху доиндустриальную нам все равно не удастся. Да, все
верно. Но ведь и эпоха индустриальная уже тоже закончилась.
Сегодня наступает время пост-индустриализма, время не
массовых производств и общего образования, а индивидуального
творчества и образования. Будущий век предъявляет свои
требования, и они заключаются не в том, чтобы уметь всем
вставать в восемь утра и ехать на работу, да еще и получать
от этого удовольствие. Век пост-индустриализма требует
развития способностей каждого по отдельности – способностей,
в первую очередь, творческих. Ведь тот золотой миллиард,
призывающий "работать", на который ориентируются
читательницы глянцевых журналов, не ездит каждый день в офис
или на завод. Они работают дома, они мыслят, творят,
сочиняют. Технологиями будущего становятся на фабричная
массовая работа и сидение в офисах, а хай-тек,
информационные технологии.
Возникает законный вопрос – в чем необходимость
существования сумасшедшего количества офисов, куда каждый
день едут толпы женщин, чтобы там отсидеть положенные 8
часов. Перекладывание бумажек, телефонные звонки, реклама,
какой-то унылый менеджмент – это что, и есть самореализация?
И есть творчество? То, без чего невозможно прожить?
При современных технологиях, при современном уровне работы
большинства населения не у станков и не на фабрике, а в
сфере менеджмента и прочих технологий, вполне возможно
создание виртуальных офисов, работа из дома. Те же совещания
можно проводить в чате, работу делать из дома, отчитываться
по телефону или через Интернет. Все это вполне реально.
Мешает этому только инерция представлений о том, что на
работу "надо ходить". И, возможно, амбиции начальства,
которое должно реально ощущать свою власть, выглянув из
двери кабинета и увидев затрепетавших сотрудников.
Скорее всего, грядущее потребует от нас не массовости и
стандартности, а творчества и умения мыслить. Так, может
быть, мамам следует, вместо того, чтобы сплавлять детей в
садик под благовидным предлогом, что "там его подготовят к
школе", самой заняться своими детьми? Может быть, маме самой
следует уже пойти наперекор общему стандарту "как круто и
весело ходить на работу" и создать свой стандарт: "как
радостно и тепло дома, где можно любить и творить"? Тем
более, если для этого у нее есть финансовая база?
И еще – в завершение статьи хочется сказать об одной вещи: в
наш век сугубого профессионализма мы заканчиваем кучу
институтов и курсов, чтобы стать крутыми работниками, чтобы
стать незаменимыми, успешными и престижными. Но при этом мы
думаем, что умение строить семью и воспитывать детей придет
само собой. Заложено оно в нас, и все. На поверку же
оказывается, что мы катастрофически не умеем воспитывать
детей и любить ближних своих. Мы недополучили этого когда-то
в семье, потому что такое было время. Мы все "инвалиды
любви". Но именно поэтому научится строить семью и любить
детей мы можем только созидая свой дом и воспитывая своих детей.
Анна Гальперина
Работающая женщина – тоже человек
Честно говоря, я ни разу среди православных (и тем более,
многодетных) женщин не встречала тех, кто подошел бы под это
описание, ни одной многодетной мамы, которая хотела бы выйти
в офис на полный день, препоручив детей няне. Но я знаю мам,
которые хотят работать, заниматься любимым делом хотя бы
несколько часов в неделю, и многим это удается.
Часто работа может стать самой настоящей психотерапией,
возможностью отвлечься от домашней рутины. Вряд ли кто-то
будет спорить с тем, что изо дня в день мыть пол, варить
суп, убираться и гулять с детьми – не слишком интересное и
довольно однообразное занятие.
Сразу оговорюсь, я и сама не подхожу под описанный в статье
тип ни по каким параметрам: мой муж зарабатывает немного,
лишних денег у нас просто не бывает, и я не сижу в офисе.
Почему же я работаю? Первый ребенок у меня родился, когда я
училась на четвертом курсе, второй – практически сразу после
окончания института. Поэтому я не работала, даже как-то об
этом и не думала – с двумя малышами забот было
предостаточно. Но однажды, проходя через двор своей школы, я
встретила директора, которая предложила выйти в школу, хотя
бы на полставки. Я подумала…и согласилась. Несмотря на то,
что до этого момента совершенно не собиралась работать в
школе; поступая в педагогический институт и заканчивая в нем
учебу, я собиралась заниматься чем угодно, "только не в
школу". Но человек предполагает, а Бог располагает.
Совершенно неожиданно, оказалось, что это мое. Мне
понравилось работать с детьми, я видела, какие они хорошие.
И очень нуждаются в том, чтобы взрослые поговорили с ними
по-человечески, как с большими, а не только на тему учебы.
Мне очень хотелось взять и классное руководство, но, понимая
всю ненадежность своего положения, я отказалась. И
правильно. Я проработала в школе только 2 года, у меня
родился третий ребенок. Кончается третий год моего декрета,
а ребята, у которых я вела совершенно незначительный в
учебном плане предмет, встречая меня, спрашивают, вернусь я
в школу или нет. Причем здороваются и спрашивают именно
"трудные", двоечники и хулиганы, с которыми было нелегко
найти общий язык. Это дорогого стоит для меня. Думаю –
вернуться мне в школу или нет? Кстати, работа в школе
помогла мне по-новому увидеть своих детей, оценить наши с
ними отношения. Приходя домой из школы, я понимала, какие у
меня прекрасные девочки. А, придя на работу, устав от своих,
видела, какие хорошие детки в школе, все, без исключения.
После рождения третьего ребенка, я искала работу для
заработка. Выход на работу на полный день не рассматривался.
Не только потому, что бабушки сидеть с детьми не могут, а на
няню я своей профессией не заработаю, но и из принципа. Не
такая тяжелая ситуация, чтобы, бросив детей, работать с утра
до вечера. Мы с мужем молились, чтобы Господь послал нам
какую-нибудь надомную подработку (по большому счету, имея в
виду мужа). И Он послал – но не мужу, а мне. Мы покупали
компьютер с мыслью об одной работе, но пригодился он нам
совсем для другого. В итоге сейчас у меня есть три работы –
преподавание в детском центре один раз в неделю,
преподавание в воскресной школе и журналистика. Все три мне
очень интересны и, я считаю, полезны и для меня и для
окружающих. И что интересно – я ни одну работу не искала,
они сами меня нашли. Разве я должна была отказаться?
Еще один забавный аспект. Перед рождением первого ребенка
моя мама твердо объявила, что сидеть с детьми не будет,
разве что в крайних случаях. Так оно и было – когда мне
очень-очень нужно было куда-то отлучиться, она заменяла меня
ненадолго, но не слишком охотно. А сейчас, когда мне нужно
куда-то уехать по работе, она никогда практически не
отказывается помочь. Потому что работа, в ее понимании, это
уважительная причина – она-то всю жизнь работала, такое было время.
Мы привыкли считать, что детям нужно уделять как можно
больше внимания, проводить с ними все свободное время. Но
так ли это? Я думаю, ребенок должен знать: мама – это не
обслуживающий персонал для него, а он – не пуп земли.
Бывает, что для мамы, сидящей дома, ребенок становится
"работой", "карьерой" в плохом смысле. Порой это приводит к
тяжелым последствиям – ребенок вырастает или совершенно
безвольным, или полным эгоистом, или же в определенном
возрасте совершенно выходит из под контроля в отместку за
давление со стороны матери.
Может создаться впечатление, что вот мол, я такая хорошая –
все успеваю и дома и в работе и дети у меня самые
замечательные. Конечно, это не так. Работа ли в этом
виновата? Я задаю себе этот вопрос довольно часто. И с
уверенностью могу сказать, что не работа мешает порядку в
доме и идеальной жизни в семье. Всему и всегда мешает лень.
И, если бы я не работала, то взамен, наверное, читала бы,
смотрела телевизор, бездельничала и т.д. Когда у меня нет
работы, я становлюсь просто ни к чему не способной амебой. А
когда работы много, я, как ни странно, успеваю и по дому
многое сделать и с детьми пообщаться. Думаю, что многим
знакомо такое стремление к напряженности в жизни. Зато когда
так поживешь некоторое время, как хорошо бывает отдохнуть,
просто побыть домашней хозяйкой и мамой! Но недолго, а то
начинаешь снова закисать.
Конечно, здесь многое зависит и от темперамента и от
характера. Я очень общительный человек, и мне
катастрофически не хватает "взрослого" общества дома. Я не
могу увлечься домашней работой и постоянно получать радость
от мытья полов и приготовления пищи. Не люблю "женских"
занятий типа вышивания и вязания, и в детстве не любила.
Бывают такие талантливые мамы (у них, как правило, бывает
особенно много детей), которые совершенно не хотят работать
и отрываться от дома, т.к. получают удовлетворение от
общения с собственными детьми. Я не говорю, что они не
устают и не хотят иногда куда-то уйти, отвлечься, но для них
состояние мамы-домохозяйки совершенно естественно. Хотя даже
большое количество детей не мешает многим женщинам работать,
если этого очень хочется и есть талант.
Все люди очень разные, в том числе и христиане, поэтому
редко кому приходит в голову обвинить человека в том, что он
не монах, или не священник, или не врач – ведь у каждого
свой путь, свое служение, свои способности. Мне кажется, что
такой же подход должен быть и к женщине, она же тоже
человек. Кто-то работает, кто-то нет – и это не значит, что
первая хуже, "неправильнее" второй, или наоборот. Если
работа не мешает воспитанию детей, то почему бы и нет?
Елизавета Правикова
Выход в третье измерение
Оба мнения о работающих мамах, опубликованные на нашем сайте
Милосердие.ru, вызвали много полярных откликов (см. здесь и
здесь). Кто-то считает, что православная замужняя женщина и
работа вне дома – несовместимы, кто-то, наоборот,
предостерегает женщин от того, чтобы они полностью посвящали
себя семье. За комментариями мы обратились к психологу
Андрею Копьеву.
Андрей Копьев родился в 1954 году в Москве. В 1976 году
окончил факультет психологии МГУ. Кандидат психологических
наук, профессор МГППУ, психолог-консультант Православного
центра при храме иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в
Царицыне, заместитель генерального директора компании
ММ-КЛАСС, занимающейся консультативной работой с
руководителями организаций и их персоналом, корпоративной
психологией.
- Говоря о работе, женщина часто как будто оправдывается,
защищая свое право работать. Значит, она не совсем уверена в
том, что это правильно?
- В любом обществе существуют традиционные представления о
том, какая роль предписывается мужчине и женщине. В
христианской традиции представление о семье сугубо
патриархальное. Подчеркивается первичная
социально-экономическая позиция мужчины, а женским
предназначением становится чадородие и сохранение дома.
Наследуются ли эти представления биологически или имеют
социальную природу – это не так уж важно, но они существуют
– по крайней мере в коллективном подсознании. Но, с другой
стороны, есть реальные обстоятельства жизни.
- Некоторые женщины, несмотря на традиционные представления
о своей роли, страдают, если вдруг по каким-то
обстоятельствам вынуждены заниматься только семьей. Почему
женщины стремятся работать?
- Причины могут быть разными: недостаток общения,
однообразие домашнего быта, желание самостоятельности.
Существует одаренность, способности, которые женщина в себе
ощущает. Вообще, и женщинам, и мужчинам не хватает любви. И
работа – это один из способов утешения.
Мне кажется, сейчас что-то такое происходит в мире, что
женщин, ощущающих в себе мощное стремление к деятельности
помимо семьи, становится все больше. Здесь не мог не
сказаться столетний геноцид мужского населения: Первая
мировая и Гражданская войны, репрессии, Вторая мировая война
– гибли не худшие и не самые слабые мужчины. Все это должно
было компенсироваться за счет женщин. Они привыкли быть
сильными.
- А если женщина жалуется, что ей скучно все время
заниматься только детьми, что ей не хватает "взрослого"
общения…
- Дело в том, что не нужно подразумевать под общением с
детьми только какое-то физическое взаимодействие, игры и
занятия. В сущности, настоящее общение с детьми – это
бесконечный процесс взаимного раскрытия и познания.
Наверное, было бы лучше, чтобы мать в общении с детьми
получала полное удовлетворение. Но если наступает уныние, то
работа может стать способом реабилитации. Мне кажется,
женщина должна быть перед собой честной: я иду работать
потому-то и потому-то и по-другому сейчас не могу, – но и не
забывать, что у ее детей другой мамы не будет.
- А от мужа, от общей ситуации в семье зависит как-то
желание женщины вырваться на работу?
- В ситуации, когда женщина стремится работать, нужно
рассматривать не только линию "женщина-дети", но и линию
"женщина-муж". Если женщина живет в гармоничном браке, у нее
есть признание со стороны мужа, я думаю, мотивов к поиску
каких-то внешних впечатлений у нее значительно меньше.
Иногда консервативно мыслящего мужа, который против того,
чтобы его жена выходила на работу, нужно спросить: а что ты
сделал для климата в семье, для своей жены, для того, чтобы
она ощущала себя значимой?
- Сегодня женщина, которой нечего ответить на вопрос "кем вы
работаете?", если у нее не много детей или они уже не
слишком маленькие, чувствуют себя ущербно.
- Мы живем в обществе и вынуждены принимать его правила. В
советское время неработающая женщина считалась чем-то вроде
социального инвалида. Сегодня это мнение необщепринято, но
все же считается правильным, когда женщина не только растит
детей, но и делает карьеру. Существует строгая взаимосвязь
между профессиональными успехами женщины и ее значимостью в
глазах других людей.
Женщине, как и мужчине, необходимо ощущение значимости и
осмысленности своей жизни: кто я, какая у меня профессия,
каков круг людей, которые меня знают, в том числе и с
профессиональной точки зрения. С другой стороны, часто
возникает серьезная подмена: вместо того чтобы осмыслить
свое место в бытии, становится важной внешняя оценка тебя
обществом, и эта оценка ставится на первое место. Тогда
незаметно ведущим мотивом для человека может стать
тщеславие.
Женщинами может двигать так называемое привычное тщеславие.
Привычное, потому что совместное обучение мальчиков и
девочек приучает девочек, которые в определенном возрасте
физически и умственно развиты гораздо лучше мальчиков, к
тому, что они умнее, выше, да еще пятерки получают чаще. Это
может приводить к некоторому торжеству над несостоятельным
мужским началом. Возможно, некоторым женщинам в этом трудно
себе признаться, но это нельзя сбрасывать со счетов.
Сейчас труд перестает требовать специфических мужских
качеств – физической силы, выносливости, все более ценятся
тщательность, корректность исполнения; известно, что всю
великую японскую электронику поднимали молодые девушки, они
должны были производить мелкие движения на конвейере, к
которым мужчины практически неспособны. Мир сейчас все
больше востребует женщин в профессиональном плане – так
почему же им не работать?
- Но ведь есть женщины, которые сидят себе дома и никуда не
рвутся. Это какой-то другой тип женщин?
- Есть много замечательных женщин, умных, образованных,
талантливых, которые счастливы, сидя дома. Я бы не сказал,
что это какой-то особый тип женщин. Но здесь очень важно,
что сидение дома с детьми не продиктовано какими-то
доктринальными соображениями. И если женщина мучается и
страдает, то нужно разобраться, почему она страдает, и
вместе с мужем решать этот вопрос.
Человек так устроен, что стоит ему с негодованием
отвернуться от мысли тщеславно самоутверждаться на работе и
поставить перед собой задачу полностью посвятить себя семье,
как это тоже может принести с собой то же самое тщеславие.
Сколько я видел многодетных мам, у которых эмоционально
заброшенные, затюканные дети, а они живут с ощущением своего
невероятного подвижничества. Так, может, лучше б эта мама в
офисе сидела?
Бывает, работа отнимает почти все душевные силы матери, и
это отражается на ребенке. Мы в ответе за того, кого
произвели на свет. Ведь в будущем с детьми может быть что-то
не так потому, что они недополучили маминого внимания в
каком-то важном для себя возрасте, а это может быть и в два,
и в семь, и в двенадцать лет. С другой стороны, я помню
рассказ одного священника о том, как в его приходе был
замечательный молодой человек, он потом тоже стал
священником, а мать его работала телефонисткой и растила его
одна. И вот она вспоминала, как сидит целый день на работе,
штекеры втыкает, а сама думает: "Как там Сережа, что сейчас
с ним?" И вот это, наверное, самое главное – сама она на
работе, а сердце ее с детьми.
- Психолог детской психиатрической больницы Елена Рихмаер,
которая работает с родителями пациентов, говорит, что ей
приходится сталкиваться с разными мамами, и она не знает,
каких больше: тех, которые винят себя в том, что слишком
много работали, или тех, которые жалеют, что слишком
посвящали себя ребенку.
- Опасно, если ребенок становится средоточием всех сил
женщины и предметом ее самоутверждения. Для неработающей
женщины, посвящающей себя детям, сами дети могут стать тем
"богатством", с которым трудно войти в Царство Небесное.
Конечно, присутствие мамы очень нужно ребенку, но любовь
любви рознь. Бывает любовь слепая, с элементами
идолопоклонства, когда мать вступает в злокачественный
эмоциональный альянс со своим ребенком, и это не дает ему
нормально развиваться. Есть даже такое понятие в психологии
– шизофреногенная мать. Я не хочу сказать, что все случаи
психозов связаны с неправильным материнским вмешательством,
но оно может стать серьезнейшим фактором болезни ребенка.
Иной раз, видя семейную ситуацию, когда мать как бы очень
любит свое дитя, а по сути постоянно его давит либо
провоцирует к неадекватному поведению, думаешь: лучше было
бы, если бы эта мама работала. Нарушением необходимых
психологических границ в общении, тотальным контролем,
отсутствием свободного пространства для ребенка его можно
психологически инвалидизировать. Тогда мамина работа могла
бы стать и смягчающим фактором в этой ситуации. Ничто не
должно обладать человеком, и дети в том числе.
- Если женщина предпочтет работе воспитание детей, то не
будет ли это закапыванием в землю других ее талантов?
- Если у тебя есть талант, настоящий, реальный, ну не даст
Господь ему пропасть втуне. Дадены тебе сейчас детишки,
возишься ты с ними – и слава Богу. Людей часто мучает
тревога: вдруг сейчас упущу что-то, а потом не настигну. Но
материнство – это то, что за женщину никто не сделает.
Вопрос о работающих мамах болезненный, потому что попадает в
нерв современной жизни, но его решение – в выходе в третье
измерение. Тут все дело в том, что если с Богом, то все
хорошо, и тогда достанет понимания того, как в жизни
совместить семью и работу. Ведь главное не то, работает или
не работает женщина, а то, что для нее в этой жизни ценно,
сказано ведь: где сокровище ваше, там и сердце ваше.
Беседовала Марина Нефедова
Нескучный сад - 12.09.2007.
|