Куда "послать" православных?
Недавно, подходя к подъезду своего дома,
я увидел мужчину. Он был одет в дорогой костюм, и, на
первый взгляд, напоминал если не доктора, то кандидата
наук. Человек разговаривал по мобильнику, но,
поравнявшись с ним, я невольно услышали отрывок
разговора и был поражен: его "русская" речь, примерно,
на 80% состояла из матерной...
И тут я невольно вспомнил два случая.
Первый произошел совсем недавно, в октябре 2009 года во
время встречи студентов нашего Университета с писателем,
и русским воином Виктором Николаевым. Тогда он рассказал
о письме, которое он получил от подростка, отбывающего
срок в колонии. Почти все послание состояло из
нецензурных выражений. Но парадокс был в том, что
мальчик ругался... Более того, наоборот, благодарил
писателя за его книгу! Просто, он не умел по-другому
разговаривать и излагать свои мысли.
Второй эпизод произошел тоже не так
давно. Представьте себе вагон московского метро в
час-пик: тесно, жарко, раздражительно... Я стоял рядом с
дамой, которая тоже казалось мне образованной и
интеллигентной. И она тоже разговаривала по телефону,
жалуясь подруге (далее, следует почти прямая речь), что
она – "умная, целеустремленная, положительная во всем,
пример для остальных, не получила повышения по службе".
А дальше произошло то, что меня особенно поразило. При
выходе из вагона кто-то из пассажиров (скорее всего,
случайно) наступил даме на ногу. После этого она
разразилась такой гневной матерной тирадой в адрес
"обидчика", да и тот, в свою очередь, не остался в
долгу... Я думаю, у многих, даже видавших видов
пассажиров, на голове встали дыбом волосы! А ведь еще
две минуты назад она была "образцом для подражания"...
Почему я вспомнил эти два случая из
своей жизни? Наверное, потому, что нам стоит задуматься:
а чем тот самый мальчик из колонии для
несовершеннолетних отличается от двух, вроде бы,
образованных и интеллигентных людей? Социальным статусом
и полученным образованием? Возможно. Но это лишь внешние
признаки. А внутренне они не отличаются ничем. Более
того, подросток заслуживает большего сожаления, ведь он
– не лицемерит, просто, не умеет и не знает, как
по-другому говорить, его так научили. А, на самом деле,
общий знаменатель у всех этих людей один – атмосфера
не-любви, в которой они воспитывались, в котором
"варится" и "сгорает" современное общество. Язык же,
просто внешнее выражение озлобленности и раздражения –
глубокой духовной болезни людей.
Евангелие предупреждает христиан, что
не-любовь между людьми – признак последних времен, ведь,
"по причине умножения беззакония, во многих охладеет
любовь" (Мф. 24:12). Более того, Христос заранее
предупреждает нас о том, что такие времена наступят
неизбежно. Парадокс в том, что мы же – христиане и
ответственны за то, как скоро они придут. Достаточно
вспомнить слова Спасителя: "Вы соль земли... Вы свет
мира" (Мф. 5:13-14). Поэтому, чем больше в нашем
обществе не-любви, тем больше ответственности лежит на нас.
Итак, встает извечный вопрос – "Что
делать?" Ответ в Евангелии есть. Это слова Христа: "По
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь
любовь между собою" (Ин. 13:35). Давайте, например,
представим ситуацию, когда нецерковный человек
столкнется с конфликтной ситуацией, но, при этом увидит,
одна из сторон произнесет слово: "Прости". Именно такой
стороной должны стать мы – христиане. Если "прости"
одного человека услышат десять, они, возможно,
задумаются о добре и любви. А если те десять в следующий
раз произнесут это слово, их услышат уже сто человек. И,
возможно, "не мытьем, так катаньем," такая миссия будет
намного эффективнее разговоров о духовной болезни и
ослаблении нашего общества
Вячеслав Маханьков, Роман Маханьков
Православие и мир - 19.02.2010.
|