Батюшка и его 70 детей
Самая большая российская семья живет в
Оренбургской области. Настоятель Свято-Троицкой обители
Милосердия отец Николай и матушка Галина воспитывают 70 детей.
"Сказка!" – восхищенно охают приезжие,
увидев Свято-Троицкую обитель впервые. Среди одноэтажных
домов райцентра золотые купола обители с башенками и шпилями
смотрятся и правда волшебным городом
Матушка и семинарист
День, когда начались его труды в Саракташе,
отец Николай помнит точно: 25 марта 1990 года. Именно в этот
весенний день он приехал сюда вместе с матушкой Галиной.
До этого отца Николая звали просто Колей: и
когда он рос в недалеком отсюда Актюбинске, и когда служил в
армии, где его, как и тысячи других солдат, затронула
печально известная афганская война. Об армейской службе
батюшка распространяться не склонен, но многие догадываются:
если бы не война, не пошел бы он, наверное, после армии в
Московскую духовную семинарию
В годы семинарского обучения Николай
встретил Галину, свою будущую жену. А венчались они в Сергиевом Посаде.
Матушка Галина окончила иконописную школу в
Троице-Сергиевой лавре и даже сейчас, несмотря на заботы и
хлопоты, находит время писать иконы
Получив высшее церковное образование,
Николай дальше, в академии, решил учиться заочно, а служить
Богу – поближе к простым людям. После рукоположения в
дьяконы он с супругой отправился в Оренбургскую область. А
по прошествии трех лет владыка Леонтий рукоположил дьякона
Стремского в священники. После чего, говоря мирским языком,
получил отец Николай назначение в Саракташ
Сколько малышей нужно для счастья?
В своем приходе первое, за что взялся отец
Николай, – воскресная школа. Занятия с местными ребятишками
он вел сначала в переоборудованном гараже, но такой успех
получили эти занятия среди населения, не избалованного
чьей-либо заботой о нравственности, что в первый же год
набралось аж 80 учеников. Пришлось через пару лет открывать
отцу Николаю начальную церковно-приходскую школу. Ну а
дальше решил батюшка ребятишек из детдома прямо в свою семью брать.
– Вот так я и шел, – рассказывает мне отец Николай.
– Как же так, батюшка? – спрашиваю я. –
Учить, я понимаю, ребятишек надо, но зачем в свою семью столько-то сирот сразу брать?
– Так и это понятно, – терпеливо
растолковывает мне батюшка. – В домашней обстановке дите
можно большему научить, больше вложить в него. Ну скажите,
какой детдом сравнится с семьей по силе воздействия?
Кто бы спорил? Но чтобы воспитывать
семьдесят детей... В голове не укладывается.
Конечно, Галина и Николай Стремские – люди
разумные. Безусловно, о семидесяти детях они поначалу и не
мечтали. Поэтому пятнадцать лет назад начали с малого – с
двух ребятишек, братика и сестрички, мать которых погибла, а отец сгинул без следа.
Вот так первые приемные дети, усыновленные священником, и вошли в обитель
– Затем мы с матушкой подумали: где двое,
там и четверо! – веселеет батюшка. – Ну а после первых
четверых – чего бояться-то?!
К концу 1992 года супруги забрали из
детдомов 15 детей, еще через год у них было 36, сейчас – 70.
Разговор в администрации
Как-то, в начале девяностых, пригласили отца
Николая в районную администрацию, в отдел по связям с
религиозными организациями. За столом кроме начальника
отдела собрались еще человек шесть. Всем было интересно:
сколько же детей решил усыновить батюшка? Ведь не
успокаивается, берет одного за другим! "Как ваша жена
справится, когда успеет перепеленать всех маленьких?" –
спросили у него. "Очень просто, – ответил отец Николай. –
Возьму в штат обители воспитателей, да и прихожане помогут".
– "Так денег же не хватит детишек прокормить!" – "Буду брать
из церковной казны"
Чего греха таить: и брал первое время из
казны на прокорм стремительно растущей семьи. Церковное
начальство Стремского за это не ругало: кто-то же должен
даже в смутное время заниматься воспитанием детей
– Это было начало девяностых, беспризорщина,
– вспоминает батюшка. – Детдома переполнены, ребятишки даже
в коридорах спали. Ужас! Потому директора были только рады,
когда мы приходили и забирали чад с собой.
Педагогическая поэма
В этой поэме, как и во всякой
педагогической, мало возвышенных слов, а больше трудов,
бессонных ночей и нервов. Детдомовские дети начала
девяностых мало чем отличались от своих сверстников конца
Гражданской войны. Обычное дело: мальчишки курили,
сквернословили, воровали.
– Повел их в храм, так они в первую же
службу сумки у бабушек обчистили, – до сих пор сокрушается
отец Николай. И, как бы оправдываясь за тогдашних пацанов,
продолжает: росли-то они без присмотра, выживали как могли,
случалось им в той жизни и воровать, чтобы не умереть с голоду.
Приходилось мне объяснять, что теперь у них
есть все, что воровать не надо, да и нельзя. Иногда
наказывал: все идут кино смотреть, а виновный не пойдет, все
едят мороженое, а он без сладкого. Провинившийся понимал: за
грехом следует наказание..
– А неудачи были?
– Да, был случай. Взял мальчишку, а он
олигофрен, и, оказалось, уже запущено все, поздно что-то
делать. Поведение неадекватное, все ломает, крушит. А
другие, глядя на него, заводились. Характеры-то у всех
истрепанные... Такие эпизоды опаснее всего. Кроме того,
выяснилось, что за ним требовался постоянный и отдельный
медицинский уход. Мы же тогда обеспечить это оказались не в
состоянии. Я просто вынужден был вернуть его в специнтернат...
Как бы подытоживая разговор о первых днях
детдомовцев в семье, отец Николай говорит:
– Конечно, чем меньшего возраста ребенка
берешь, тем легче и быстрей он вживается в семью. А
воспитывать, конечно, лучше личным примером. Обстановка в
семье должна быть такая, чтобы ребенок естественно впитывал
правильное поведение. И когда после он столкнется в жизни со
сквернословием, пьянством, у него уже будет иммунитет
Миф и правда о левой щеке
Мальчишки и девчонки у Стремских живут
отдельно в двухэтажных домах, между которыми – домовая
церковь. Внутри тепло, на полу ковры, дом и обстановка из
живого, лишь покрытого лаком дерева. В каждой комнате – дети
примерно одного возраста. Игрушек полно, и мягкие, и
пластмассовые, и конструкторы. А вот зарубежных стреляющих
роботов не увидишь: здесь агрессивных игрушек не признают
Десять человек – воспитатели и повар –
помогают управляться с детьми. А им в свою очередь помогают
ребята, что постарше. Мальчишкам на их половине готовит
повар, девочки для себя стряпают сами
– У нас все всегда чем-то заняты, – говорит
отец Николай. И правда, без трудов такое огромное хозяйство
не удержишь. Овощи, молоко, мясо у Стремских с собственного
подворья. Правда, трехсот мешков своей картошки хватает лишь
на полгода. Так что на 250-300 тысяч рублей в квартал крупы,
муки, сахара и той же картошки приходится закупать. Ну и,
конечно, сладости из магазина, как без сладостей?
Старшие ребята работают на семейной ферме.
Причем рвутся туда даже и вне дежурств. Видимо, потому, что
нет на ферме такого строгого распорядка, как дома, можно и
погулять допоздна
Одна такая прогулка обернулась для троих
мальчишек неожиданной встречей с шестью местными пацанами,
решившими показать "поповским", кто в поселке хозяин. Не
стоило поселковым лезть в драку! Знать бы им раньше, что
дети батюшки берут уроки рукопашного боя у отца Александра,
бывшего десантника... С той встречи троих против шести все в
поселке знают: с детьми отца Николая лучше не связываться
– Мальчишки должны быть мужчинами, уметь
защитить и себя, и семью, и Родину, – сказал мне батюшка, когда я спросил его об этом случае
– Вроде бы не по-евангельски это, – пытаюсь
иронизировать я. – Может, им надо было подставить левую щеку?
– В Священном Писании сказано: "Блажен, кто
положит душу свою за други своя". А щеку подставлять надо
прежде всего в семейных отношениях: уступить, смириться,
чтобы сохранить мир, – отвечает мне отец Николай.
Дети разных народов
– Батюшка, ваши дети разных национальностей.
А как мусульмане, например, относятся к тому, что вы приняли к себе многих их детей?
– У меня дети десяти национальностей, но
среди них чистокровных татар, или башкир, или казахов нет.
Например, мама русская, а отец казах. Или наоборот. Мы же не
отбираем ребенка у какой-то религии, мы берем маленького
божьего человека, которому очень нужна помощь. Но раз он
попал ко мне в семью, я его воспитываю в тех традициях, в
каких воспитывался сам... Мы сейчас растим ребенка, но,
когда он вырастет, сможет сам выбрать, что в жизни ему надо,
а что не надо. Он обязательно найдет свою родню и сможет с ней общаться
Если, например, мусульманская семья взяла к
себе ребенка славянской национальности, разве кто-то бросит
ей упрек, что ребенка водят в мечеть?
Как в хорошем кино
Семья Стремских собирается вместе ежедневно:
в храме на молитву, посмотреть фильм вечером. По телевизору
смотрят детские передачи, старое советское кино,
православный канал "Спас". Из новых фильмов более всего
запомнился ребятам фильм Павла Лунгина "Остров"
– Бывает, прихожу в гости к взрослым детям,
которые уже живут своими семьями, и иногда вдруг вижу у них
какой-нибудь нехороший, на мой взгляд, фильм, – рассказывает
отец Николай. – Конечно, огорчаюсь и изымаю. Ведь я не
столько о них, взрослых, забочусь, сколько об их детях!
Насмотрится будущая мать ужасов про вампиров, и какой
ребенок у нее родится?
Четырнадцать детей из семьи Стремских
обзавелись семьями. Всех венчал он сам. Кто-то уехал
учиться, как будущие менеджер Максим, медик Вера или
священник Алексей. Батюшка перечисляет: "Юля нашла мужа в
Александровке-второй, километрах в сорока отсюда, и
устроилась там дояркой. У Павла в Саракташе родились двое
детей, но работает он в Оренбурге (там платят больше) и
учится в юридической академии. Есть две пары, сложившиеся
внутри семьи. Катя была поваром, Сергей – шофером.
Поженились и поехали жить на Катину малую родину. Я им домик
в селе купил. Позже туда же отправился Миша, брат Кати. Мише
я тоже маленький домик купил"
– Отец Николай, а если сейчас попросить вас перечислить имена детей, всех назовете?
– Как не назвать! Помню родословные, откуда они родом и характер каждого.
...25 детей Николая Стремского из 70 носят
его фамилию, остальные – под его опекой. Самому младшему два года, самой старшей, уже замужней, Насте – 22.
Что сделано
В штате Свято-Троицкой обители, которую
возрождает отец Николай, сейчас 350 человек: преподаватели,
воспитатели, медики, снабженцы, бухгалтеры, сторожа,
истопники. Батюшка ежемесячно платит им зарплату, не забывая
отдавать кесарю кесарево – налоги и отчисления в фонды
Сейчас при обители работают Дом милосердия,
православная гимназия, духовное училище, воскресная школа
образованы сестричество, община монашествующих, имеются
швейная мастерская и пекарня.
Если вы хотите написать письмо отцу Николаю
и матушке Галине: 462100, Оренбургская область, поселок
Саракташ, ул. Пушкина, 7. Позвонить можно по телефону: (35333) 6-12-32.
Сайт обители в Интернете:
www.stobitel.ru
Вячеслав Моисеев
Российская газета – Неделя - 15.02.2008.
|