Проект документа "О деятельности Русской
Православной Церкви по реабилитации наркозависимых"
Данный проект направляется в епархии
Русской Православной Церкви для получения отзывов,
публикуется с целью дискуссии на официальном сайте
Межсоборного присутствия, на портале Богослов.Ru
и в официальном блоге Межсоборного присутствия.
Возможность оставлять свои комментарии предоставляется
всем желающим.
Первоначальный проект данного документа
был составлен комиссией Межсоборного присутствия по
вопросам организации церковной социальной деятельности и
благотворительности, а затем был переработан
редакционной комиссией Межсоборного присутствия под
председательством Патриарха.
"С пастырским состраданием относясь к
жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им
духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая
необходимости медицинской помощи на острых стадиях
наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике
и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном
вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную
жизнь" (Основы социальной концепции Русской Православной
Церкви).
I. Наркомания: грех и болезнь
Наркотические вещества не являются злом
сами по себе, некоторые из них используются в медицине
для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако
немедицинское употребление наркотиков противозаконно,
губительно для здоровья и греховно.
С одной стороны наркомания – это
хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению
заболевание, проявляющееся на биологическом,
психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того
чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию,
требуется, прежде всего, его собственное желание и
усилия, а также компетентная комплексная помощь
специалистов: медиков, психологов, социальных работников
и священнослужителей.
С другой стороны, употребление наркотика
является осознанным грехом, направленным на разрушение
собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек,
начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей
степени сознает, что злоупотребление психоактивными
средствами может иметь для его жизни трагические
последствия. Прежде всего, это нарушение нормального
функционирования организма, развитие пагубной болезни –
наркотической зависимости, разрушение социальных связей.
Греховным является и стремление достичь
с помощью психоактивных веществ "измененного сознания":
ухода от реальности для получения удовольствия,
"просветления" или "разрешения" духовно-нравственных
проблем.
Формирующаяся зависимость толкает
человека на совершение все более тяжких греховных
деяний: распространение наркотиков, мошенничество,
воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий
ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый
завершает жизнь тяжким грехом – самоубийством. В периоды
употребления наркотиков человек совершает преступные
деяния, на которые в обычном состоянии никогда не
решится. Человек, приобретающий наркотики с целью
употребления, вступает в связь с криминальными
структурами и становится замыкающим звеном в цепочке
преступного бизнеса.
На любой стадии зависимости человек с
помощью Божией может прекратить наркотизацию. Нежелание
или отсутствие решимости отказаться от того, что
разрушает его жизнь и жизнь близких, также является
грехом.
Наркомания – это проблема не только
отдельного человека, но и его близких. Зачастую
наркомания является следствием разобщенности членов
семьи, нарушения эмоциональных связей, пренебрежения
важнейшими основами семейной жизни, такими как взаимное
уважение, забота, любовь и верность. В то же время,
члены семьи наркомана, как правило, сами становятся
созависимыми1, приспосабливаясь к патологической
деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в
помощи специалистов.
Эпидемия наркомании является следствием
духовного неблагополучия всего общества – усиливающегося
эгоизма и отчуждения между людьми, утраты
фундаментальных духовных ценностей и нравственных
ориентиров.
II. Отношение Церкви к людям, попавшим в
наркотическую зависимость
Потребитель наркотиков является
грешником, но вместе с тем – это больной человек,
попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные,
может надеяться на милосердие Бога, "Который хочет,
чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1
Тим. 2:4). "Нет воли Отца... Небесного, чтобы погиб один
из малых сих" (Мф. 18:12-17). Любой человек способен
изменить свой греховный образ жизни и встать на путь
спасения. Служители Церкви могут и должны оказать помощь
решившемуся прекратить наркотизацию человеку, участвуя в
реабилитационном процессе в качестве соработников
Божиих.
Как всякая борьба с грехом начинается с
намерения человека, так и для выхода из наркотической
зависимости необходимо стремление наркозависимого к
исцелению. Добровольное желание зависимого человека
прекратить наркотизацию и согласиться на реабилитацию
есть необходимое условием успеха реабилитационного
процесса. Вне зависимости от тяжести и срока
наркотической зависимости, Господь силен излечить
страждущего данным недугом при малейшем желании
последнего. Зависимый человек должен быть активным и
сознательным участником реабилитации, готовым приложить
усилия и понести труды для преодоления зависимости.
Памятуя предупреждение апостола Павла:
"Не обманывайтесь: пьяницы Царства Божия не наследуют"
(1 Кор. 6:9-10), что в равной мере справедливо для людей
зависимых от наркотиков, Церковь не одобряет применение
заместительной терапии (использование метадона или
других аналогичных препаратов). Данный способ является
одним из вариантов снижения социального вреда,
связанного с наркоманией, однако он препятствует решению
главной, с точки зрения Церкви, задачи человека –
исцелению, преображению его души для вечной жизни в
Царствии Божием. Церковь также категорически выступает
против легализации любых видов немедицинского
употребления наркотических веществ, в том числе так
называемых "легких" наркотиков.
Русская Православная Церковь в лице
священнослужителей и мирян с середины 90-х годов ХХ века
принимает участие в помощи наркозависимым и их
родственникам. Сегодня во многих епархиях существуют
различные формы реабилитационной деятельности. Помимо
собственных оригинальных программ реабилитации
наркозависимых Русская Православная Церковь допускает
использование методик, заимствованных из опыта
государственной наркологии, форм и методов,
разработанных в различных странах.
Церковь считает приоритетным развитие
церковной системы реабилитации, включающей в себя, в том
числе и оригинальные программы, направленные на
предотвращение наркотической угрозы. Все вновь
создаваемые методики церковной реабилитации должны
находиться в согласии с православной антропологией,
опираться на аскетическую традицию Православной Церкви.
III. Основные принципы церковной реабилитации
наркозависимых
Под реабилитацией или
лечебно-реабилитационным процессом в наркологии
понимается медико-социальная система, направленная на
восстановление физического, психического и духовного
здоровья наркологического больного, его личностного и
социального статуса. Для достижения этой цели
используется комплекс медицинских, психологических,
психотерапевтических, воспитательных, трудовых,
социальных мер и технологий.
Церковь, не отрицая подхода наркологии к
реабилитации больных и используя технологии,
выработанные профессиональным сообществом, в своей
деятельности делает акцент на духовной составляющей
реабилитационного процесса. Выход наркозависимого
человека в устойчивую ремиссию, восстановление его
социального статуса не рассматривается Церковью в
качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви
является приготовление людей к вечной жизни, к которой
Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен
человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление
зависимости становится необходимым шагом на пути
спасения.
Таким образом, церковная реабилитация
есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к
вечной жизни, людей, попавших в зависимость от
психоактивных веществ. Церковная реабилитация начинается
с преодоления зависимости и восстановления социальных
навыков при органичном включении реабилитационного
процесса в жизнь церковной общины.
Члены общины, проводящие реабилитацию,
призваны быть соработниками Божиими, помогающими
зависимым преодолевать приобретенную страсть,
приобщающими их к внутрицерковной жизни.
Показателем успеха церковной
реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого
является сформировавшаяся христианская ценностная
мотивация в повседневной жизни.
Можно выделить три основных принципа
церковной реабилитации:
Принцип 1. Церковная реабилитация
есть, в первую очередь, результат действия Божественной
благодати, являемой в церковных Таинствах.
Господь, Целитель душевных и телесных
недугов, силой Своей, освобождает плененного
наркозависимостью в ответ на его усилия и желание, в
ответ на соработничество с Ним его служителей,
осуществляющих милосержную помощь больному. В церковной
реабилитации особая миссия возлагается на православного
священника, как служителя Таинств, пастыря, духовника и
молитвенника. Основной этап реабилитации выстраивается с
опорой на священника. Он, как ответственный за все
происходящее в общине, высказывает решающее мнение при
формировании коллектива специалистов. Группа проходящих
реабилитацию людей также сознает его руководящую роль в
реабилитации.
Принцип 2. Включение
реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.
Основной этап реабилитации
осуществляется в приходских и монашеских общинах, а
также в созданных или патронируемых Церковью
учреждениях. В церковной реабилитации особое значение
придается жизни реабилитантов среди членов церковной
общины.
Спаситель благовествовал Своим
последователям: "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и
имели с избытком" (Ин. 10:10). Отличительным, видимым
признаком новой благодатной жизни, являются любовь и
забота друг о друге последователей Господа: "По тому
узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь
между собою" (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в жизнь
церковной общины, члены которой стремятся жить по закону
любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души
среду.
Церковная реабилитация предусматривает
не механическое вхождение в Церковь, но поэтапное
освоение азов духовной жизни и постепенное приобщение к
участию в Таинствах Церкви. Степень и сроки
воцерковления и вовлечение в жизнь общины определяются
желанием каждого проходящего лечение.
Принцип 3. Компетентность
(профессионализм) членов церковной общины, участвующих в
реабилитации.
Компетентность составляют понимание
духовной и физической природы зависимости, необходимые
знания и владение навыками, обладание информацией о
методиках, используемых в государственных
реабилитационных учреждениях.
В процессе реабилитации помогающий
должен вооружить реабилитантов всеми необходимыми
знаниями о зависимости и о возможных путях ее
преодоления.
Желательно привлекать к участию в
церковной реабилитации специалистов: наркологов,
медиков, психологов, социальных работников. Однако
профессионалы могут допускаться к участию в
реабилитационном процессе, организованном в православной
общине, при условии, что они являются воцерковленными
людьми или, как минимум, принимают христианскую систему
ценностей. Единство мировоззрения основных деятелей
реабилитационного процесса является необходимым условием
внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса
и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной
общины.
IV. Организация реабилитационного процесса
Реабилитационный процесс в Церкви
включает в себя:
- первичное
консультирование, которое проводится в кабинетах
первичного приема или заочно – по телефону доверия;
-
дезинтоксикацию, проводимую в медицинских учреждениях;
-
мотивационный период, проводимый в мотивационных
центрах;
- основной
период церковный реабилитации, который предполагает
участие реабилитанта в церковной жизни и проводится
внутри приходских или монастырских церковных общин,
желательно в значительном удалении от крупных городов;
-
ресоциализацию, которая проводится в центре,
расположенном в каком-либо из крупных городов, и в ходе
которой прошедшему реабилитацию человеку бесплатно или с
частичной оплатой предоставляется жилье, оказывается
помощь в трудоустройстве, дается возможность получить
консультативную помощь специалиста и пастырское
окормление священника;
-
постреабилитационное сопровождение, которое
осуществляется с согласия прошедшего реабилитацию
человека и включает поддержание связи с проводившей
реабилитацию церковной общиной;
- работу с
родственниками наркозависимых: помощь семье
наркозависимого в выходе из состояния созависимости, в
разрешении проблем, которые провоцируют одного из членов
семейства на наркотизацию; в отдельных случаях,
наркозависимому может быть рекомендовано по окончании
реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на
значительном расстоянии.
Начиная с мотивационного периода,
церковная реабилитация включает участие реабилитантов в
Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, трудовое
послушание индивидуальное духовное руководство. В
процессе реабилитации следует заниматься также
культурным развитием наркозависимых. При работе с
родственниками наркозависимых людей достижению
благоприятного результата содействуют индивидуальные
консультации, групповая работа и беседы с духовниками.
V. Задачи организации церковной реабилитации
наркозависимых
1. Общецерковный уровень
Синодальный отдел по церковной
благотворительности и социальному служению призван,
непосредственно или посредством создаваемых им
специальных структур:
- осуществлять
постоянный мониторинг деятельности по противодействию
наркомании в епархиях;
- создавать и
постоянно обновлять базу данных;
- осуществлять
взаимодействие с епархиальными центрами противодействия
наркомании, а также с учрежденными при участии Церкви
некоммерческим организациям (НКО), координировать
взаимодействие между епархиями;
- обеспечивать
подготовку сотрудников и волонтеров для работы с
наркозависимыми в церковных общинах;
-
содействовать созданию ресурсных центров на базе
церковных общин, успешно осуществляющих реабилитацию
наркозависимых, где могли бы проходить обучающие
семинары, осуществляться стажировка духовенства и
церковных работников;
- на
общецерковном уровне осуществлять взаимодействие с
государственными структурами, в сферу компетенции
которых входит профилактика наркозависимости;
-
взаимодействовать с авторитетными представителями
научного сообщества в области развития реабилитации
наркозависимых;
-
информировать общество о деятельности Русской
Православной Церкви по работе с наркозависимыми через
СМИ, в частности, через Интернет и телевидение.
Также, в сотрудничестве с Учебным
комитетом, представляется необходимым ввести в
соответствующие учебные курсы духовных школ разделы,
посвященные проблемам зависимости от психоактивных
веществ и работе с людьми, попавшими в такую
зависимость.
2. Епархиальный уровень
В епархиях Русской Православной Церкви
могут создаваться епархиальные структуры по
противодействию наркомании, работающие по следующим
направлениям:
- координация
профилактической, реабилитационной и
постреабилитационной деятельности церковных организаций;
- организация
и проведение семинаров для клириков и церковных
социальных работников с целью повышения их
компетентности в вопросах наркозависимости;
-
осуществление на региональном уровне связи с
общественными организациями и государственными
структурами в деле противостояния наркотической угрозе;
-
осуществление связи с структурами, занимающимися
противодействием наркотической угрозе в других епархиях.
В случаях, когда специальные структуры
епархиями не создаются, деятельность по этим
направлениям поручается епархиальным отделам социальной
направленности.
Также на епархиальном уровне могут быть
приняты следующие меры:
- открытие в
крупных городах кабинетов для первичного приема
наркозависимых и создание службы телефонов доверия;
- основание
церковных мотивационных центров вблизи от больших
городов [2];
- оказание
поддержки приходам и монастырям, которые начинают
заниматься реабилитацией наркозависимых;
- создание
центров ресоциализации (социальные гостиницы, "дома на
полпути", адаптационные квартиры), где прошедшие
реабилитацию люди могут некоторое время жить под
контролем специалистов и под окормлением священника;
- поддержание
связи и взаимодействие с учреждениями государственной
наркологии, СПИД-центрами, медицинскими учреждениями,
помощь которых может потребоваться при работе с
наркозависимыми.
VI. Взаимодействие Церкви с государственными
структурами и обществом в деятельности по реабилитации
В сфере церковно-государственного
сотрудничества в области профилактики наркомании и
оказания помощи людям, попавшим в наркотическую
зависимость, Русская Православная Церковь признает
приоритетным сотрудничество с министерствами и
ведомствами, их структурными подразделениями. Развивая
социальное служение в этой сфере, Русская Православная
Церковь считает необходимым свое участие в работе
межведомственных советов и иных организаций по выработке
и реализации государственной политики в сфере
противодействия наркотической угрозе, а также
сотрудничество с соответствующими общественными
организациями.
Во взаимодействии с государственными
структурами и общественными организациями Русская
Православная Церковь может, в частности, решать
следующие задачи:
- развитие
сети учреждений по реабилитации больных наркоманией,
созданных Русской Православной Церковью и ее
каноническими подразделениями либо с их участием;
- поддержка
церковно-общественных проектов на местах по созданию
консультационных служб и телефонов доверия по проблемам
наркомании;
-
профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников
реабилитационных центров, медиков, психологов, педагогов
и специалистов социальной сферы для работы с
наркозависимыми, разработка и реализация образовательных
программ и программ повышения квалификации в этой
области;
- подготовка и
издание печатных материалов, информации, размещаемой на
сайтах органов исполнительной власти, организаций
Русской Православной Церкви, общественных организаций по
проблемам противодействия наркомании и помощи людям,
попавшим в наркотическую зависимость;
- организация
совместной информационно-просветительской деятельности
среди подростков и молодежи, направленной на
духовно-нравственное становление личности и профилактику
девиантного поведения;
- работа с
наркозависимыми заключенными в заведениях пенитенциарной
системы;
- создание
благотворительных фондов с целью обеспечения финансовой
поддержки проводимых Церковью мероприятий по
профилактике употребления наркотиков и реабилитации
наркозависимых лиц;
- проведение
общенациональных благотворительных акций
антинаркотической направленности с привлечением к
участию в них предприятий и организаций, в том числе
коммерческих;
- реализация
мероприятий, посвященных проведению Всемирного дня
борьбы с наркотиками;
- создание
координационных и совещательных органов (советов,
комиссий, групп, коллегий), осуществляющих деятельность
на постоянной или временной основе в рамках реализации
соглашений в этой сфере между Русской Православной
Церковью, государственными структурами и общественными
организациями, участие в совместной деятельности в уже
существующих аналогичных органах;
- создание
рабочих групп в целях разработки представляющих взаимный
интерес проектов законов и иных нормативно-правовых
актов, касающихся проблемы противодействия наркотической
угрозе.
VII. Взаимодействие Церкви и СМИ в реабилитации
наркозависимых
Средства массовой информации, особенно
телевидение и Интернет, могут играть важную роль в
борьбе с наркотической угрозой. С их помощью можно дать
надежду людям, попавшим в наркотический плен, и их
отчаявшимся родственникам, рассказать о существующих
методиках реабилитации, в том числе о церковной
реабилитации, на примере конкретных жизненных историй
людей, сумевших преодолеть зависимость, вдохновить
наркозависимых на преодоление недуга и на возвращение к
здоровому образу жизни.
Информационные кампании по профилактике
наркомании и помощи лицам, попавшим в наркотическую
зависимость, чтобы быть эффективными, должны опираться
на прочный этический базис и содействовать формированию
духовно и физически здорового образа жизни.
Примечания
1. Под созависимостью понимается
неадекватная болезненная вовлеченность родственников или
близких зависимого человека в разрешение проблем,
связанных с его наркотизацией. Такая вовлеченность может
приводить к разрушительным последствиям для здоровья и
жизни этих людей. Созависимый человек поглощен тем,
чтобы управлять поведением другого человека, и перестает
заботиться об удовлетворении своих собственных жизненно
важных потребностей.
2. В некоторых регионах можно иметь один
мотивационный центр на несколько епархий.
Официальный сайт РПЦ МП
http://www.patriarchia.ru/db/text/2255420.html
30.05.2012.
|