Православный взгляд на проблему наркотической зависимости
Из истории хорошо известно, что для Церкви
всегда имел особое значение призыв Христа, обращённый к
христианам: "Вы свет миру". То есть одна из насущных задач
Церкви и каждого христианина - непрестанно свидетельствовать
о Христе всему миру. Причём под свидетельством понималась не
только словесная проповедь Евангелия, но и "проповедь
любви", проявляемая в милосердии и сострадании к страждущим
и нуждающимся в поддержке людям. Если вспомнить, что
причиной любого телесного недуга является грех, то
становится понятно - корни наркотической зависимости надо
искать в сфере духовной жизни человека.
Сегодня такую деятельность называют
"социальным служением" Церкви. Она направлена, прежде всего,
на решение самых болезненных проблем современного общества.
Одной из таких насущных проблем является всё нарастающая
эпидемия наркомании. Показательным фактом является то, что
на сегодняшний день в России, по разным оценкам, от 3 до 8
миллионов людей принимают наркотики.
На первый взгляд кажется, что это проблема
медицинская и Церковь здесь ничем, кроме молитвы, помочь не
в состоянии, но, если вспомнить, что причиной любого
телесного недуга является грех, то становится понятно -
корни наркотической зависимости надо искать в сфере духовной
жизни человека.
Кроме этого, конечно, существуют
физиологические предпосылки к наркомании, однако опыт
показывает, что даже если наркоману снять "ломки", он, через
некоторое время, возвращается к употреблению наркотиков. Это
также наводит на мысль о том, что, вероятно, есть какие-то
более глубокие, нежели просто чисто физиологические,
причины, обуславливающие пристрастие к наркотикам.
Дело в том, что наркотики - это вещества,
определённым образом искусственно изменяющие сознание.
Человек под воздействием наркотических веществ перестаёт
ощущать реальный мир, он в некотором смысле "выпадает" из
реальности. Что же является причиной, толкающей людей менять
состояние своего сознания?
Причин существует очень много, но если их
обобщить, то все они могут быть сведены к одной. Суть в том,
что, встретившись с реальной жизнью, наркоман стремится
убежать, укрыться от реальности, столкнувшись с какими-то
внешними или внутренними проблемами. Вместо того, чтобы
решать эти проблемы, человек, чувствуя страх и бессилие,
прячется от обстоятельств, людей или от самого себя, убегая
в искусственный нереальный мир собственных иллюзий, где
только и чувствует себя в безопасности.
Наркотики и создают эту возможность -
бегства от реальной жизни… до определённой поры. В какой-то
момент любой наркоман понимает, что разрушает самого себя,
продолжая употреблять наркотики. Выйти из этого состояния
может только тот человек, который будет иметь непреодолимое
желание полностью, коренным образом изменить свою жизнь и
самого себя.
Из сказанного ясно, что основной причиной
наркомании является ощущение человеком своего
онтологического одиночества, брошенности перед лицом
непонятного и зачастую враждебного мира и, как следствие,
непонимания себя и своего места в этом мире, что и приводит
к желанию убежать в какой-то свой мирок, не имеющий ничего
общего с реальностью. Освобождение от этого рабства
невозможно без обретения реально существующей духовной
основы, способной заполнить духовный и душевный вакуум.
Для христианина обретение такой основы
начинается со встречи с Богом. Именно здесь Церковь может
помочь наркоману исцелиться. Осознавая своё бессилие перед
болезнью, человек приходит к Богу, понимая, что только с Его
помощью он сможет разобраться с самим собой и со своими
отношениями с окружающим миром. Чувствуя Божественную любовь
к себе, человек видит, что он больше не одинок со своими
проблемами, потому что Бог всегда рядом с ним.
Однако это не значит, что самому наркоману
не надо ничего делать, ожидая только помощи Божией. Дальше
начинается очень трудная работа, в которой человек
переосмысливает всю свою жизнь, раскаиваясь в совершённых им
грехах, стараясь всеми силами уже не повторять их. Он
возмещает причинённый им ущерб другим людям, причём не
только материальный, но и моральный. Всячески помогает
другим наркоманам избавиться от этой зависимости. Вся эта
работа, очевидно, наиболее эффективна в том случае, если
человек становится членом Церкви, регулярно участвует в
таинствах Покаяния и Причастия, имеет возможность
индивидуального общения с духовником.
Руководствуясь изложенным взглядом на
проблему наркотической зависимости, мы в Покровском храме с.
Ерино, Подольского района, по благословению Митрополита
Крутицкого и Коломенского Ювеналия, уже несколько лет
оказываем посильную помощь химически зависимым людям.
Главной своей задачей мы видим создание
условий для воцерковления приходящим к нам, что возможно
только в атмосфере любви и соучастия, где недопустимы любые
формы осуждения или предвзятости к человеку, даже если он
наркоман или алкоголик.
Кроме этого, очень значимой является
возможность тщательной подготовки к первой исповеди и сама
исповедь, где человек тщательно исследует всю свою жизнь,
выявляя духовные причины своей зависимости.
Особое место в жизни выздоравливающего
наркомана занимает восстановление способности к нормальному
общению с окружающими людьми - т.н. социальная реабилитация.
Она осуществляется гораздо легче в церковной общине, тем
более там, где некоторая часть прихожан является бывшими
наркоманами или алкоголиками. На сегодняшний день в нашем
храме примерно треть таких прихожан и мы стараемся вовлекать
их в приходскую деятельность.
Мы перечислили некоторые реально возможные
методы и формы работы, существующие в нашем приходе.
Очевидно, это лишь небольшая часть того, чем вообще Церковь
может быть полезна в решении глобальных проблем алкоголизма
и наркомании в нашей стране, поэтому мы будем рады любому
сотрудничеству в этой области с другими приходами.
Евгений Генинг, иерей, секретарь
Московской епархиальной комиссии
по работе с молодёжью,
член епархиальной комиссии по
работе с мед. учреждениями,
Наркотики.ru
|