Пробудить жажду Бога в сердце - основная задача духовной
помощи наркозависимым
О деятельности Епархиального центра
социальной реабилитации Екатеринбургской епархии...
***
В 1999 году, по благословению архиепископа
Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, был открыт
Епархиальный центр социальной реабилитации, основной задачей
которого является оказание духовной, психологической и
социальной помощи людям в избавлении от наркотической
зависимости, а также членам их семей.
В настоящее время в епархии работают два
реабилитационных центра. Первый рассчитан на пребывание 15
человек. Он действует на территории бывшей базы отдыха, на
которой расположены шесть домиков для проживания
воспитанников, а также для хозяйственных и производственных
нужд.
Второй центр также рассчитан на пребывание в
нем 15 человек, а размещается в здании бывшего детского
сада, безвозмездно переданного Екатеринбургской епархии
сроком на 5 лет. Здесь имеется приусадебный участок площадью
50 соток; в здании реабилитационного центра построен храм во
имя Святого Иоанна Кронштадтского.
В действующих реабилитационных центрах
организованы учебно-производственные мастерские. Наличие
собственного производства и рабочих мест в реабилитационных
центрах помогает людям, проходящим здесь социальную
реабилитацию, к тому же освоить и рабочую специальность, что
намного облегчит их адаптацию в окружающем мире.
На постоянной основе изготавливаются
комнатные иконостасы, православные уголки и мебель для
центра, которые реализуются в приходах епархии. Организация
производства позволяет центрам проводить благотворительные
акции, передавая изготовленные иконостасы в детские дома,
библиотеки городов Нижнего Тагила и Екатеринбурга;
иконостасы и православные уголки передаются в школы, детские
сады и другие образовательные учреждения.
Специалистами Центра социальной реабилитации
разработана программа "Жизнь без наркотиков". Программа
является духовно-ориентированной и основана на традиционном
православном учении борьбы со страстями. Основное
направление – это духовная помощь, создание условий для
воцерковления человека.
Основные задачи, которые ставит перед собой
программа: предоставление полной информации о работе
реабилитационного центра; правила приема в центр, условия
прохождения курса реабилитации; устранение психической
зависимости от наркотиков путем решения глубинно-личностных,
мировоззренческих и нравственных проблем; профилактика
наркомании; социальная реабилитация; работа с семьями.
Программа направлена на избавление от недуга
наркомании, нравственное возрождение личности, семьи и
социальную помощь людям, страдающим от употребления
наркотиков, и членам их семей.
Программа осуществляется с участием
священников Екатеринбургской епархии, психологов, социальных
работников, общественности, а также при сотрудничестве с
фондами, предприятиями и организациями, чья гражданская и
нравственная позиция совпадает с целями и задачами работы
центра.
Центр социальной реабилитации
Екатеринбургской епархии является ее структурным
подразделением. Деятельность центра осуществляется на
благотворительной основе. Для работы в центре в качестве
добровольцев привлекаются лица, имеющие специальное
медицинское или педагогическое образование, или специальную
подготовку. Финансирование программ центра осуществляется за
счет средств Екатеринбургской епархии, а также пожертвований
юридических и физических лиц.
Правила поведения в центре схожи с армейским
уставом или уставом монастыря. Священнослужители и
сотрудники центра настойчиво рекомендуют на время
реабилитации оставить привычку к табаку, руководствуясь
мудростью: "Если хочешь отрубить собаке хвост, не нужно
отрубать его по частям". Один из двух центров – зона,
свободная от курения.
Оказание помощи происходит в несколько
этапов. На первом этапе, который называется "Встреча",
человек самостоятельно или с родителями и другими
родственниками обращается в консультационный кабинет
Екатеринбургской епархии с просьбой о помощи. На этом этапе
происходит его знакомство с духовником и сотрудниками
центра, и во время консультации он имеет возможность
обсудить со священником духовные причины наркологической
зависимости и пути ее преодоления; получить информацию о
работе реабилитационного центра и консультативного кабинета.
Сотрудники центра, в свою очередь, выясняют причины,
побудившие человека обратиться за помощью и отказаться от
наркотиков, поехать в реабилитационный центр и изменить свою
жизнь.
По результатам собеседования, если во время
встречи обе стороны найдут взаимопонимание и согласие о
предстоящей совместной работе, рассматриваются варианты
получения помощи: прохождение курса реабилитации в центре
либо посещение консультативного кабинеты для индивидуальной
работы с психологом.
Второй этап – собственно "Реабилитация".
Первым и самым необходимым условием реабилитации является
исключение наркотиков из жизни человека, то есть создание
условий для здоровой и безопасной жизни – как физической,
так и психологической. Человек едет в реабилитационный
центр, где у него есть возможности укрыться от соблазнов и
искушений, связанных с наркотиками; получить поддержку от
группы единомышленников, избавиться от одиночества; прервать
конфликтные отношения с родителями и другими родственниками
на почве наркотической зависимости; получить психологическую
помощь и навык жизни без наркотиков; приобрести навыки
самостоятельной жизни; приобщиться к общественно-полезному
труду и окрепнуть физически и морально.
Не менее важен и третий,
постреабилитационный период, или "Возвращение" человека к
жизни в социуме. Для этого этапа характеризуется смещение
акцентов с психологической на социальную помощь уже вне
реабилитационного центра. Человек, получая заключительные
рекомендации, возвращается в город. Реабилитация завершается
и можно говорить о ее эффективности лишь в том случае, когда
человек продолжает посещать храм, исповедоваться,
причащаться, то есть живет полнокровной церковной жизнью.
Православие рассматривает наркоманию как
страсть, как духовную болезнь человека. Освобождение от
страсти к наркотикам невозможно без обретения духовной
основы, способной заполнить духовную пустоту. Всем известна
народная мудрость: "Свято место пусто не бывает". В человеке
таким "святым местом" является душа – душа человека,
созданная по образу Божию, настолько глубока, что никто и
ничто, кроме Бога, не может ее наполнить. Наркомания – это
протест подростков против бездуховности, пустоты и
обыденности жизни. Наркотик можно вытеснить из души,
заполнив ее верой в Бога. "Бог жаждет, чтобы Его жаждали", –
говорит святитель Григорий Богослов. Пробудить эту жажду
Бога в сердцах ребят – основная задача духовной помощи.
Цель духовной помощи – помочь молодым людям
найти ответы на вопросы о смысле жизни, сущности
христианства, значении Церкви в жизни человека. Необходимо
помочь человеку найти путь к Богу, понять значение
Православия в жизни. Очень важно понимать, что Бога нельзя
использовать как одно из средств в решении своих проблем:
нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно,
придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти.
Бог – это цель, а не средство.
Основное направление духовной помощи в
реабилитационном центре – создание условий для воцерковления
и духовного воспитания человека, условий, в которых возможно
не только исцеление от наркомании, а оздоровление души
человека, восстановление его душевного и духовного здоровья.
Главная задача, стоящая перед специалистами,
работающими с наркозависимыми людьми, – изменение мышления,
поведения, самооценки их подопечных. У большинства людей,
поступающих в центр, есть опыт отказа от наркотиков на
время. Но перед человеком, проходящим реабилитацию, ставится
другая задача – отказаться от наркотиков навсегда.
Это значит, что человек должен научиться
жить без наркотиков, формировать к ним безразличное,
равнодушное отношение. Поэтому формирование у человека
убеждения, что наркотикам больше нет места в его жизни –
основное направление этого этапа.
Социальная помощь рассматривается как
создание таких условий реабилитации, в процессе которых
человек получит возможность быть включенным в социальные
отношения с другими людьми, приобретет собственный опыт
трудовой деятельности, чтобы, вернувшись из
реабилитационного центра в город, суметь состояться не
только на индивидуальном, но и на общественном уровне.
Для выполнения этих условий в центре
ежедневно составляется план индивидуальной и коллективной
трудовой деятельности, в конце рабочего дня проводится
подведение итогов, оценивается объем и качество выполненных
заданий. Молодым людям, успешно прошедшим реабилитацию,
оказывается моральная и социальная помощь, в том числе
предоставляются рабочие места в реабилитационном центре и в
различных организациях и предприятиях по месту жительства,
по предварительной договоренности с их руководством.
Как уже было отмечено, в центре организована
учебно-производственная мастерская по изготовлению мягкой и
корпусной мебели, иконостасов, киотов, рамок и других
изделий деревообрабатывающей промышленности. Социальная
реабилитация – это выполнение на деле жизненной мудрости:
"Дать человеку рыбу – значит накормить его один раз. Научить
человека ловить рыбу – накормить его на всю жизнь".
Наркомания – болезнь семейная. Семья
участвует в возникновении, развитии болезни, а значит, может
участвовать в исцелении и реабилитации. Семья – не случайная
группа людей, а самый важный союз в жизни человека. И все
члены семьи, пусть в разной степени, но зависят друг от
друга, все они созависимы. А в тех семьях, где существует
проблема наркотической зависимости ребенка, созависимость
становится болезнью родителей.
Священник и психолог, оказывая помощь
родителям в таких семьях, решают те же задачи, что и при
оказании помощи ребенку. Помощь священника направлена на
просвещение родителей учением Христовым, на указание пути
спасения родителей и детей. Шаги этого пути – молитва, пост,
добрые дела, искоренение пороков, воздержание от греховных
дел и мыслей, покаяние, святое Причащение, постоянное
внимание ко всему, что происходит в собственном внутреннем
мире родителей. Родителям, которые ждут от своих детей
духовного возрождения и исцеления, важно помнить: этот же
путь придется идти и им самим. Духовный рост родителей – это
реальный вклад в спасение сына или дочери.
Помощь психолога направлена на изменение
мышления, отказ от прежних деструктивных отношений, моделей
поведения, убеждений. Работа психолога проводится по
следующим направлениям: предоставление родителям максимально
объективной информации по проблемам наркотической
зависимости и созависимости; психологическая коррекция, то
есть разработка и осуществление индивидуальных программ
психологической помощи, ориентированных на изменения в
семейных отношениях, учитывая особенности семьи.
За 8 лет работы центра полный курс
реабилитации прошли 520 человек. Ремиссию более 3 лет имеют
82% ребят, прошедших полный курс реабилитации.
В заключение хотелось бы привести слова
одного из воспитанников центра, 21-летнего Сергея:
"Я считаю, что необходимо разделить понятия
реабилитации вообще и реабилитации в православном центре.
Раньше думал, что реабилитация – это условия для воздержания
от наркотиков, и цель реабилитации – продлить ремиссию.
Сейчас я понимаю, что это не так, хотя много людей
придерживаются этой точки зрения. Я оценил ошибочность этой
позиции, побывав в реабилитационном центре в Испании.
Там я понял, что ремиссию продлевать можно
сколько угодно долго, но это не решит проблемы, так как
наркотик невозможно забыть. И действительно, подавляющее
большинство ребят по выходе из испанского центра опять
начали колоться. Я не был исключением. И вот я в
православном реабилитационном центре. Пожалуй, только здесь
я окончательно понял, что для решения моей проблемы
необходима работа над собой, а не продление периода
воздержания от наркотиков. Обычно, чтобы человек бросил
наркотики, на него влияют извне – семья, врачи, другие люди,
которых напрягает семья. Но поскольку наркоману, по моему
мнению, свойственно отталкивать все внешнее, то все эти
усилия напрасны. Здесь же наркоману предлагают самому
двигаться вперед. Очень важны и остальные факторы –
физический труд, оторванность от мира, коллектив и отдых.
Самое главное – Православие и вера данного, конкретного
человека в Бога.
Рассмотрим эти факторы по порядку.
Во-первых, труд. Я считаю, что трудотерапия в отношении
наркомании очень эффективна, но только в том количестве,
чтобы у человека оставалось время подумать, кто он такой,
для чего родился, к чему стремится, что хочет получить от
жизни и т.д. Но не следует забывать, что полностью заменять
реабилитацию трудотерапией нельзя. В центре можно научиться
чему-то новому, что впоследствии обязательно пригодится.
Кроме того, необходимо адаптироваться к
новой реальности – реальности без наркотиков. Ведь очень
часто человек, выписываясь из наркологического отделения,
снова начинает колоться, так как он не знает, как жить в
этой реальности (со мной это происходило раз 8-10).
В-третьих – коллектив. Давно известно, что
коллектив является великим воспитателем. Ведь в других
людях, как в зеркале, отражаются все наши плохие и хорошие
качества. И если что, ребята сразу отражают и помогают
советом или делом. Наркоманы способны понять друг друга.
Укажут на ошибки, не стесняясь, как мама или другие люди.
В-четвертых – спорт. "В здоровом теле –
здоровый дух" – известно давно. На базе есть возможность
заниматься настольным теннисов, бодибилдингом зимой, а летом
можно придумать кучу разных спортивных мероприятий. Кроме
того, воздержание от алкоголя и наркотиков помогает телу
прийти в норму – ведь у наркоманов столько болезней…
И в-пятых – отдых. Научиться отдыхать без
наркотиков – тоже важная часть реабилитации.
А сейчас самое главное. Говорить я буду
только о себе. По-моему, я начал употреблять наркотики
вследствие душевной пустоты. Здесь же, проходя реабилитацию,
я учусь заполнять пустоту верой в Бога, идти к вере
способом, понятным только тебе. Раньше я верил в Бога
неосознанно, зная только, что есть "что-то высшее". Я не
знал практически Евангелия, не ходил в церковь. Здесь мне
помогли понять и значение Церкви и Евангелия, и множество
других вещей. Для меня реабилитация подразумевает общение с
отцом Евгением, с Ингой Владиленовной, Ольгой Валентиновной.
Эти люди помогают мне разобраться во множестве вопросов. Для
меня вера, я думаю, станет "костылем" моей ущербной души,
которой в жизни всегда чего-то недоставало. В заключение я
хочу сказать: пусть все перемены в моей жизни происходят не
очень быстро, но я иду – и это главное".
Православная газета - 03.10.2008.
|