"Крест против шприца"
Православная Церковь объявляет войну наркомании
На днях в московском детском
реабилитационном комплексе "Квартал" прошел "круглый стол"
на тему "Церковь и страдающая личность. Проблемы развития
наркологической помощи в России". Его участники отметили
необходимость более активного участия РПЦ в изменении
нынешнего кризисного духовного состояния общества.
Организаторами "круглого стола"
выступили Патриарший центр духовного развития детей и
молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре и
Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и
наркомании". Можно сказать, что это "пробный камень"
совершенно нового подхода РПЦ к врачеванию социальных язв.
Участие Церкви в антинаркотических и антиалкогольных
программах может вскоре приобрести широкомасштабные формы.
Свою роль сыграл в этом Патриарх Алексий II, чьи последние
заявления о социальной политике государства отличаются
неслыханной доселе резкостью.
Открывая встречу, свое впечатление о
"стране, поставленной на грань выживания", выразил
управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент
(Капалин). Владыка Климент заметил, что Россия переживает
демографический кризис, и рост числа наркоманов среди
молодежи – лишь один из аспектов общей проблемы. Церковь
призывает видеть ее истоки в опустошенной душе человека. Еще
категоричнее высказался протоиерей Димитрий Смирнов, глава
Синодального отдела по взаимодействию с армией и
правоохранительными органами. По его словам, идея
коммунизма, пусть и утопичная, все же призывала к светлому
будущему, а сейчас господствует либеральная религия, суть
которой – обогащаться за счет других. "Мы не сможем побороть
проблему наркомании и алкоголизма, но надо стараться спасать
людей, отдаляя всеобщий коллапс", – резюмировал протоиерей
Смирнов. Между тем в последние годы люди Церкви, ясно видя
надвигающуюся беду, искали пути защиты от нее,
альтернативные существующим в медицине. Если раньше
священник, отпуская наркоману или алкоголику грехи и советуя
молиться перед иконой "Неупиваемая чаша" и священномученику
Вонифатию, мало чем отличался от нарколога, выводящего
бедолагу из запоя с помощью капельницы, укола и горсти
таблеток и уезжающего восвояси, то сегодня ситуация выглядит менее беспросветно.
Опыту покойного о. Димитрия Дудко,
превратившего свой храм в неформальное общество трезвости,
последовали десятки батюшек по всей стране. Шестнадцать
храмов в одной только Москве осуществляют духовное
окормление пациентов психиатрических клиник и наркодиспансеров.
Широкую популярность обрел Центр имени праведного
Иоанна Кронштадтского (Москва), которым руководит доктор
медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов).
За последние пять лет через Центр, существующий с 1996 года,
прошло более 3 тыс. наркозависимых. У 85% сохраняется
устойчивое желание не употреблять зелье. Начиная с 1998
года, ни один пациент Центра, являющийся носителем
ВИЧ-инфекции, не заболел СПИДом. Более того: отмечено 17
случаев, когда реакция на ВИЧ-инфекцию становилась
отрицательной. Все проходящие лечение в Центре каждую неделю
исповедуются, причащаются, несут послушания в монастыре или
загородной общине. "Люди, приобретающие Бога, теряют
наркотики, – говорит о. Анатолий. – И наоборот – те, кто
теряет Бога, имеют большие шансы вернуться к употреблению
зелья". Наряду с помощью наркоманам и алкоголиков Центр
осуществляет социально-психологическую реабилитацию бывших
адептов "тоталитарных сект".
Принципиально другим путем
пошел один из инициаторов "круглого стола" иеромонах Иона (Займовский),
директор программ психологической и социальной реабилитации
Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при
Свято-Даниловом монастыре. За основополагающую модель он и
его сотрудники взяли популярные во всем мире общества
"Анонимных алкоголиков". О. Иона признался, что православные
поначалу с недоверием относились к формам прохождения
собраний групп, к молитвам, которые читают анонимные
алкоголики и наркоманы, к тому, что они встают в круг и
берутся за руки. Но все разногласия были улажены после того,
как сам Патриарх дал благословение на создание при каждой
московской церкви подобных "групп взаимопомощи". Они уже
существуют в Заиконно-Спасском монастыре, в Даниловом
монастыре, в церкви Малого Вознесения и при храме святых
Космы и Дамиана в Шубине. Идеологи этих групп полагают, что
Христос тоже был страдающей личностью. По мнению о. Ионы,
"священническая обязанность состоит в том, чтобы помогать
всем, кто находится в беде, потому что и страна у нас
бедовая". В ситуации с распространением наркомании и
алкоголизма главную и чуть ли не последнюю надежду на
Церковь возложила выступившая на "круглом столе" Элла
Памфилова, председатель Совета по содействию развитию
институтов гражданского общества и правам человека при
президенте РФ. По ее мнению, если россияне и дальше будут
приобщаться к гремучей смеси из СПИДа, наркомании,
алкоголизма и других социальных бед, а не к вечным духовным
ценностям, это может привести к тому, что на огромных
российских просторах будет "национальная человеческая пустыня"...
Не так давно митрополит Киевский и всея Украины
Владимир (Сабодан) утвердил новый чин молитвы о страдающих
недугом СПИД и ВИЧ-инфицированных. В чин входят песнопения и
молитва Богородице о прощении грехов болящих, укреплении их
телесных и духовных сил и даровании терпения и смирения.
Молитва – молитвой, но, как отмечали все участники
прошедшего "круглого стола", РПЦ должна заняться, наконец, и
реальными делами, помогая "униженным и оскорбленным". Иначе
функция Церкви ограничится лишь богослужениями, а все
социальные программы окажутся отданы на откуп приезжим миссионерам.
*** Протоиерей Александр Борисов,
настоятель московского храма святых бессребреников и
чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине:
- Известно, что община вашего храма
активно участвует в помощи больным престарелыми маленьким
детям в нескольких медицинских учреждениях столицы, но, как
было сообщено на "круглом столе", вы включились и в
программу помощи наркотически-зависимым людям.
- Это произошло уже - лет пять назад.
Помощь наша скромная: мы предоставляем две комнаты, метров
по 30, для встреч групп анонимных алкоголиков и анонимных
наркоманов и групп их родственников. Они встречаются по
воскресеньям, в семь часов вечера, и засиживаются у нас в
храме допоздна. В каждой группе от 30 до 40 человек. Нам
видно, что нужда в таких обществах очень большая, потому что
каждый день к нам приходят желающие включиться в эту работу,
но мы им, увы, отказываем из-за недостатка места. Поддержка
этих людей не требует никаких специальных затрат. Они сами
приносят с собой для скромной трапезы чай, печенье, конфеты,
а от "принимающей стороны" требуется лишь минимальное
гостеприимство. Такие группы могли бы собираться и в клубах,
и в школах по вечерам, но я думаю, чрезвычайно важно, когда
это происходит при церкви.
- А разве они не все верующие, воцерковленные?
- Далеко не все. Это не является
условием их приема в группу, и даже не главным вопросом,
который решает иеромонах Иона и его коллеги. Так что
сказать, что они верующие христиане, православные, мы пока
не можем. Но я замечаю, что какая-то часть из них, по
крайней мере, треть или четверть, начинает постоянно ходить в церковь, обращаться к Богу.
- Отец Александр, я знаю, что среди
духовенства православной церкви много людей, которые
скептически относятся к "системе 12 шагов" и вообще к
обществу "Анонимных алкоголиков" по той простой причине, что это пришло к нам из США.
- С каждым годом таких людей становится
все меньше, потому что здесь нет ничего специфически
американского или протестантского. Это просто общение людей,
активное и полноценное, при котором каждый оказывает другому
психологическую поддержку. Но она, эта "скорая
психологическая помощь", незаметно перерастает в помощь
духовную. Эта проблема стоит сегодня перед очень многими –
проблема зависимости. Я знаю, появились уже общества
"анонимных игроков". В психологии сейчас возникло понятие
"созависимости" – люди, вместо того чтобы опираться на Бога,
на духовные ценности, ищут замены в чем угодно, что "щекочет
нервы", от чего "едет крыша". Помощь Церкви в этом отношении
– очень большое дело: она в глазах и этих людей, и их
близких, и всего общества будет выступать как институт,
который любого приходящего в нее готов поддержать,
посочувствовать ему и помочь.
Михаил Поздняев
Новые известия - 30.03.2005.
|