Благое дело
(о реабилитации наркозависимых в центре "Благое дело")
"...Боюсь, сын в этой школе попадет под
влияние какой-нибудь дурной компании, а там алкоголь,
наркотики... В их классе уже один мальчик лечился в
наркологической клинике. Говорят, не помогло. Что такое
происходит с нашими детьми? С нами самими? Почему кругом
творятся такие чудовищные вещи?" (Из разговора на автобусной остановке)
К сожалению, проблема наркотиков стала слишком часто
звучащей, зловещей и, что самое страшное, актуальной для
нашего современного общества. Свой взгляд на возможные ее
решения через духовную реабилитацию попавших в зависимость,
через возрождение их души, через их приобщение к добру,
любви высказывает иерей Храма святых бессребреников Космы и
Дамиана в Космодемьянском, священник и практикующий
врач-психолог, сотрудник Православного наркологического
центра "Благое дело" - Владимир Новицкий.
В течение последних десятилетий мы столкнулись с новой,
необычной для нашей Родины проблемой стремительного
распространения наркомании. Трудно представить, но уже почти
каждый третий молодой человек в России в возрасте от 16 до
24 лет имеет опыт употребления сильнодействующих наркотиков.
Один наркоман привлекает к наркотикам или заражает 15 - 17
человек (по некоторым данным до 60 человек). Из этой
статистики видно как распространяется зло и сколько людей
вообще (не только наркоманы, но их родные, близкие, все
ставшие жертвами преступлений наркоманов) пострадали от
наркотической "чумы".
Вырваться из наркотического рабства у наркозависимого шансов
немногим больше, чем у тех, кто попадал в застенки
большевистской ЧК. И убивает наркотик не менее беспощадно и
жестоко, чем большевик-чекист. Мы имеем дело с самым
страшным ядом. Его источник - сам Диавол.
Наркомания - в нашем представлении не химическая
зависимость, а "бесозависимость". Принять дозу наркотика -
вступить в общение с демоническим миром, впустить беса в
свою душу.
Поэтому наркомания - прежде всего духовное зло, духовная
болезнь, неизлечимая обычными медицинскими средствами, и
борьба с этой болезнью переходит в духовную плоскость.
Конечно, мы не умаляем значение и медицинской помощи,
особенно для лечения абстинентных состояний.
Мы говорим о реабилитации наркозависимых, как о возвращении
к жизни, и имеем в виду жизнь церковную духовную жизнь, как
соединение с Господом нашим Иисусом Христом, который и
сказал о Себе: "Я есть путь, истина и жизнь". В этом смысле
мы не боимся как бы прагматического, намеренно суженного,
понятия о духовной жизни. Если наркомания душевная духовная
болезнь, значит, есть Единый Врач, который может исцелить
душу - Господь наш Иисус Христос. Церковь - лечебница, где
есть все необходимое для исцеления. Поэтому мы прямо
обозначаем перед нашими пациентами - что без церковной
жизни, без покаяния, без обращения ко Христу - Спасителю
невозможно получить здоровье, т.е. свободу от греха, свободу
возможную только как пребывание в Боге. Такую проповедь о
Христе, как о Том, Кто может исцелить, освободить, мы видим
действенным средством для привлечения.
В этом нас укрепляют многочисленные примеры исцелений в
Евангелии, которые послужили началом покаяния, началом жизни
во Христе исцеленных. Мы не боимся сразу прямо говорить о
Православии, о Христе-Спасителе. Не было ни одного случая,
чтобы проповедь о Господе нашем Иисусе Христе кого-то
оттолкнула, покоробила.
Здесь хочется выразить наше категорическое несогласие с
методикой т.н. "12 шагов", насаждающей свои понятия о Боге -
"Бог, как я его понимаю" или "Христос, как я его понимаю".
"Свое" представление о Боге лишает общения с Богом истинным,
о котором учит единая святая соборная апостольская
Православная Церковь. По нашему мнению "12 шагов" намеренно
уводит от подлинного христианства. Мы против попыток
"оправославить" эту методику, как бы адаптировать ее для
православных. Нам, христианам, хорошо известно, что только в
ограде церковной есть все необходимое для спасения души, а
"что общего у света со тьмою" (1 Кор .6-14).
Трудности, с которыми мы сталкивались, в основном
заключаются в невосприимчивости пациентов, их усмешках в
адрес церкви. При таких трудностях приходилось постоянно
преодолевать сомнение, что все наши действия бесполезны и
ничего поделать нельзя. Лишь при терпеливой и кропотливой
работе, не раньше, чем через 2-3 недели появлялись некоторые
сдвиги. Ребята становились более доверчивыми, откровенными в
беседах, сами просили с ними поговорить и делились своими
переживаниями, разговаривали со священником как с близким
человеком, старшим товарищем.
Хочется отдельно сказать об исповеди наркозависимых.
Исповедь у них чаще совершалась в тяжком депрессивном
душевном состоянии и отличалась: искренностью;
сопровождалась душевной болью, часто слезами; кающиеся
становились очень восприимчивыми к словам о духовном.
Исповедь вообще представляется как одно из самых сильных
целительных средств, воздействующих на наркомана.
Во-первых, как таинство покаяния, в котором прощается грех,
и преподается от Бога благодатная помощь для борьбы со
страстями. Во-вторых, во время служба слова священника
воспринимаются глубже и действуют утешительнее, чем просто в
духовной беседе.
Расскажем о случае исцеления от депрессии после исповеди.
Молодой человек 25 лет, юрист, заканчивающий аспирантуру
МГУ, одновременно спортсмен, участник "боев без правил" в
ночных клубах. Стаж употребления наркотиков с 16 лет (т.е.
9-летний стаж), последние годы регулярные в/в инъекции
героина. Болен гепатитом "С", ВИЧ-ифицированный. Обратился в
"Благое Дело" в тяжелом депрессивном состоянии, сильная
тоска, душевная боль, ко всему безразличие, чувство
безысходности, упорные суицидальные мысли, неоднократные
попытки самоубийства, пытался сделать себе передозировку,
"вешался" на парашютных стропах, которые непостижимым
образом оборвались.
Во время разговора был подавлен, безразличен, формален,
заявлял, что хочет покончить с собой, ему не нужна жизнь.
Первая мысль, которую подсказал опыт врача-психиатра -
вызвать по "03" психиатрическую бригаду и госпитализировать
в одну из психиатрических больниц г. Москвы, т.к. больной
был чрезвычайно опасен для себя. Но стало заметно, что он
как-то живо, искренне вдруг воспринял слова о духовном и
больному была предложена исповедь. Молодой человек
исповедался со слезами, каялся перед Богом во всем обвиняя
себя, это было удивительное, глубокое покаяние. Это тем
более удивительно для человека, не имеющего никакого
покаянного церковного опыта.
После такой исповеди он стал совершенно другим:
умиротворенным, спокойным; изменился даже цвет его лица - из
мертвенно-бледного стал здоровым, румяным.
Впоследствии мы не узнали этого человека, он приходил
радостным, энергичным, полным разных жизненных планов. Этот
молодой человек еще неоднократно приходил на церковные
службы, исповедание, причащение, затем лечился в частной
инфекционной клинике по поводу ВИЧ; и больше к нам не обращался.
Мы считаем реабилитационную работу с родственниками
обязательным условием успешной реабилитации, так как те
всегда страдают от наркомании своих детей, находятся в
хронической психотравмирующей ситуации. В "Благом Деле" с
родителями проводят беседы священник и психолог. У
сотрудников "Благого Дела" с родителями и родственниками
быстро складываются доверительные отношения. Многие из
родителей приходят в центр, как в общину людей близких для
них, людей понимающих, сострадающих, получают от взаимного
общения немалое утешение.
Всего за 1,5 года (время существования "Благого Дела") к нам
обратилось 680 человек. Из них около 50% наркозависимых
перестали регулярно употреблять наркотики за 6-8 месяцев
наблюдения за ними. Опасно излишне увлекаться внешней
деятельностью - можно без меры создавать большое количество
разных реабилитационных центров, общин, пытаться принять
большее число наркозависимых, а сложившиеся внешние формы не
заполнять внутренним духовным содержанием.
Реабилитационная работа слишком кропотлива, слишком
индивидуальна и сложна, слишком много требований предъявляет
к сотрудникам. Трудно соответствовать необходимому уровню -
сколько надо иметь любви, терпения, смирения, которых у нас
так не хватает. Поэтому хорошо бы стараться, прежде всего,
непрестанно работать над собой, пребывая в спасительной
ограде церковной, постоянно стараясь строить свою жизнь по
заповедям Спасителя, жить в единении со Христом.
Наркозависимость в первую очередь духовное зло. Борьбу с
этим злом надо вести в сердце. Поэтому, думается, что
главный акцент реабилитации может быть надо сместить в
сторону личной, подлинной внутренней духовной жизни каждого,
кто занимается реабилитацией пострадавших от беса
наркомании. Как это ни парадоксально звучит, но реабилитацию
наркозависимых надо начинать с себя. Так по слову
Преподобного Серафима Саровского - "Стяжи Дух мирен и вокруг
тебя спасутся тысячи".
Владимир Новицкий, иерей, врач-психотерапевт
***
Центр реабилитации наркозависимых, душевнобольных и
страдающих алкоголизмом "Благое Дело" работает уже несколько
лет. В настоящее время он располагается в храме св.
безсеребренников Космы и Дамиана в Космодемьянском. Для всех нуждающихся мы
приводим контактный телефон и адрес храма: 141400, г. Москва, ул. Правобережная - 6. Тел.: (495) 452-93-36
Голос Совести № 8, 2002
|