Родителей выгонят из больниц, а у бедных
семей смогут отнять детей: подводные камни нового закона
о здоровье
Вскоре всех нас ждут большие перемены.
Новорожденных младенцев будут называть не людьми, а
"продуктами зачатия". Бедность семьи станет вполне
законным основанием для того, чтобы отнять у нее детей.
Родители не смогут больше на законных основаниях
находиться в больнице со своим ребенком, если ему больше
трех лет…
Звучит мрачно? К сожалению, именно это –
и многое иное – грозит всем нам в случае, если будет без
изменений принят новый законопроект, подготовленный в
Министерстве здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
Этот законопроект был опубликован на сайте
Минздравсоцразвития 30 июля и сейчас, надо полагать,
происходит его общественное обсуждение… К сожалению,
мало кто из россиян осведомлен о том, что именно войдет
в новый закон – который, как предполагается, заменит
действующие "Основы законодательства РФ об охране
здоровья граждан". Разве что кто-то прочел в прессе
невинные – и даже весьма позитивно выглядящие пояснения: "В основу заложен принцип приоритета
профилактических мероприятий и переход от системы
здравоохранения, направленной преимущественно на лечение
заболеваний, к системе охраны здоровья граждан,
основанной на приоритете здорового образа жизни и
профилактике заболеваний".
Увы, но эти многообещающие слова
получили отнюдь не невинное воплощение в тексте самого
законопроекта. Если он будет введен в действие в своем
нынешнем виде, то сразу поведет к серьезному нарушению
прав отдельных людей, а особенно – российских семей. А
"отложенные" последствия принятия нового закона могут
стать еще более трагичными. Некоторые из этих
последствий могут стать причиной разрушения множества
российских семей.
Вот каковы наиболее опасные "подводные
камни" законопроекта, подготовленного
Минздравсоцразвития:
1. Новое определение здоровья даст основание для
разрушения семей
Жизнь семьи в России юридически во
многом определяется "Семейным кодексом РФ". Ст. 63
Кодекса обязывает родителей "заботиться о здоровье …
своих детей", что вполне естественно. А ст. 77 Семейного
Кодекса указывает, что органы опеки имеют право
немедленно отобрать ребенка у родителей "при
непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью".
Хотя этой нормой регулярно злоупотребляют, отнимая детей
у родителей по надуманным основаниям, она в целом
понятна с точки зрения здравого смысла… или была
понятна, пока именно здравый смысл определял ее
понимание. К сожалению, с введением нового закона о
здоровье здравый смысл перестанет играть определяющую
роль, потому что законопроект дает юридическое
определение здоровья.
Согласно этому определению, здоровье –
это не просто отсутствие заболеваний, но "состояние
полного физического, душевного и социального
благополучия" (ст. 2 законопроекта). Ясно, что все
российские дети будут теперь в ситуации непосредственной
угрозы здоровью – ведь полное физическое и душевное
благополучие – недостижимо. Но в особенно угрожающем
положении окажутся дети из бедных семей – ведь их
"социальное здоровье" сильно нарушено пребыванием в
бедной семье. Новое определение здоровья даст
возможность "позаботиться" о них государству – изъяв из
"нездоровых" бедных условий семьи и обеспечив здоровую и
благополучную жизнь в детском доме или у приемных
родителей. Им только и останется благодарить: "Спасибо
Минздравсоцразвитию за наше счастливое детство".
На этом фоне как-то теряется тот факт,
что определение заболевания в той же статье проекта, –
судя по всему,
позаимствованное из Википедии, указывает, что
болезнь, в том числе, состоит в "нарушении … социально
полезной деятельности". Остается надеяться, что
диагностические критерии общественной полезности
деятельности, позволяющие определить, кто общественно
болен, а кто общественно здоров, не будут определяться
актами Минздрав соцразвития…
Еще одна странная норма содержится в ст.
50 законопроекта, предусматривающей, что дети,
находящиеся "в трудной жизненной ситуации" могут
содержаться до четырехлетнего возраста в больницах "в
порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти". Напомним,
что в понятие "детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации" действующее законодательство включает
детей-инвалидов и "детей, проживающих в малоимущих
семьях" (ст. 1 Федерального Закона "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
2. Все больные будут обязаны выполнять назначения
врача
Новое новшество закона – дополнительные
обязанности граждан в сфере здоровья. Граждане будут
обязаны не только "заботиться о своем… трудовом
долголетии" и "бережно относиться к своему здоровью"
(интересно, введут ли со временем административные
штрафы за неисполнение этих обязанностей), но и
"находясь на лечении…выполнять назначения медицинских
работников".
Вы отказываетесь от укола или таблетки?
Увы, по этой норме ст. 25 законопроекта Вы легко станете
нарушителем закона. О том, как это соотносится с
принципом обязательности добровольного согласия пациента
на медицинское вмешательство и с правом отказа от него
(а эти нормы перекочевали в новый законопроект из
действующего закона) – авторы законопроекта, видимо,
просто не подумали.
3. Новое право детей… или новая
обязанность родителей?
Ст. 50 нового законопроекта
предусматривает новое право несовершеннолетних в сфере
медицины – а именно "право на медосмотры" –
профилактические, при поступлении и учебе в школы и
т.п. Конечно, вероятно, у граждан остается формальное
права на "отказ от медицинского вмешательства" в этом
случае, но…
На просторах нашей страны уже не раз
случалось, что, пользуясь своими законными правами –
скажем, отказываясь от той или иной прививки, родители
навлекали на себя грозные обвинения поликлиник, органов
опеки и иных суровых инстанций в том, что нарушают
"право ребенка на медицинское обслуживание". Все чаще и
чаще право на медицинское обслуживание детей начинает
пониматься как обязанность родителей воспользоваться
услугами врача. Конечно, право отказаться у вас
остается… но смотрите, как бы вас не обвинили в том, что
Вы нарушаете права Вашего ребенка, а значит –
"уклоняетесь от выполнения обязанностей родителей" (ст.
69 Семейного Кодекса – "лишение родительских прав").
4. Вы хотите быть с ребенком в больнице?
Теперь – только до трех лет!
По ныне действующему закону, родитель
или иной член семьи имеет право находиться с ребенком,
если он находится на лечении в больнице на протяжении
всего времени лечения – независимо от возраста ребенка.
Увы, новый законопроект хочет отнять это право у
родителей. Только родители малышей до трех лет смогут
свободно находиться со своими детьми в больнице, "а с
ребенком старше трех лет – при наличии медицинских
показаний" (ст. 47 законопроекта).
Как это соотносится с обязанностью
родителя следить за соблюдением прав ребенка – увы,
авторы закона не поясняют. Не поясняют они и то, как это
сочетается с правом ребенка на "допуск к нему …
законного представителя для защиты его прав" (ст. 18
проекта).
Интересно, чем вызвано такое "милое"
нововведение – ведь никаких расходов по пребыванию
родителей с ребенком больница не несет, не обеспечивая
им ни еды, ни спальных мест. Чем может помешать врачу
родитель, психологически поддерживающий свое больное
чадо? Увы, вопрос о цели такой жестокости остается без
ответа.
Зато легко ответить на вопрос о том, чем
может обернуться иногда отсутствие родителей ребенка в
больнице в наше нелегкое время. Так, в 2009 году в
детской больнице №8 г. Челябинска соседи по палате
сперва несколько дней избивали своего 10-летнего соседа,
а потом жестоко изнасиловали мальчика. Когда истязаемый
ребенок пытался получить помощь от медицинского
персонала – его лишь стыдили, что он не может сам за
себя постоять
[http://txt.newsru.com/crime/21apr2009/hosprape10ybural.html]
Увы, авторы законопроекта, видимо,
считают такие ситуации – мелочью, и не видят в них
повода разрешить родителям всегда находиться с больным
ребенком…
5. Новорожденные – не люди, а "продукты зачатия"
Замечательную норму содержит и 49 статья
законопроекта, гласящая: "Моментом рождения ребенка
является момент отделения продукта зачатия от организма
матери посредством родов".
Ваше маленькое дитя – больше не
"новорожденный", не "ребенок", и даже не просто
"человек". После принятия нового законопроекта
новорожденный будет вполне официально и легально признан
всего лишь "продуктом". Увы, как это сочетается с
обязанностью государства охранять достоинство каждой
личности (ст. 21 Конституции РФ) и с декларацией
необходимости правовой защиты каждого ребенка "как до,
так и после рождения" (Конвенция ООН о правах ребенка) –
авторы законопроекта не поясняют.
Это – не все "подводные камни" нового
законопроекта. Есть в нем и существенные недоработки.
Например, как и в действующем законе, фактически
бесправным остается в сфере медицины ребенок,
заболевший, когда его родители в отъезде (или, наоборот,
он находится в гостях у родственников); по-прежнему
сохраняется возможность подвергать дискриминации женщин,
предпочитающих роды в домашних условиях (сегодня они
фактически лишены возможности на законных основаниях
получить помощь врача). Нормы законопроекта
предусматривают возможность медицинской стерилизации или
аборта в отношении совершеннолетних недееспособных
граждан по решению суда – при этом мнение самих
стерилизуемых суд должен будет лишь "учитывать" (у
знающих историю на горизонте сразу возникает память о
том, как работали суды по стерилизации в нацистской
Германии и что из этого вышло).
В общем, юридический "продукт зачатия",
рожденный в недрах Минздравсоцразвития вышел довольно
пугающим. Желающие могут познакомиться с подробным
анализом проекта закона "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации", подготовленным
Межрегиональной общественной организацией "За права
семьи". Организация разработала и поправки, внесение
которых в законопроект может защитить граждан и семьи от
печальных последствий.
Остается надеяться, что у народных
избранников и всех, кто влияет на законотворчество,
хватит разума и здравого смысла на то, чтобы не
допустить принятия законопроекта в его нынешнем виде и
внести в него необходимые изменения.
А каждый из нас может повлиять на
ситуацию, выразив свою гражданскую позицию. Сделать это
можно, направив обращение Президенту РФ, в
Минздравсоцразвития, в Общественную Палату Российской
Федерации, в другие инстанции.
Адреса для обращений граждан:
Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву:
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: letters.kremlin.ru)
В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер 3
(электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/ reception/form)
В Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья:
103265, Москва, ул. Охотный ряд 1
(электронная приемная: www.duma.gov.ru – обязательно укажите в поле "Адресовано" – "по охране здоровья")
В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей:
103265, Москва, ул. Охотный ряд 1
(электронная приемная:
http://www.duma.gov.ru – обязательно укажите в поле "Адресовано" – "по вопросам семьи, женщин и детей")
В Общественную палату РФ:
125993, г.Москва, ГСП-3, пл. Миусская 7, стр.1
(электронная приемная: eis.oprf.ru/ treatments/send)
Павел Парфентьев
Домашний ребенок - 07.09.2010.
|