Священник не должен загораживать собой Христа в
нашем сознании
"…ибо я рассудил быть у вас незнающим
ничего,
кроме Иисуса Христа, и притом распятого"
1Кор.2:2
Одной из серьезных проблем приходской
жизни является то, что священник в сознании прихожан
часто загораживает собой Христа, либо с "положительной"
стороны, либо с "отрицательной" стороны. В первом случае, человек приходит на
БОГОслужение ради священника к "очень хорошему батюшке",
старцу ради его "замечательных" проповедей, ради исповеди
исключительно с ним…
И как только волею архиерея священника
переводят на другой приход, начинается трагедия
разлучения с тем человеком (!), ради кого христианин
приходит в храм Богу. Нередко прихожане, которые ходят в
храм под конкретного священника, ради общения с
конкретным священником, в таких ситуациях начинают вести
крайне непорядочно, обвиняя архиерея во всех тяжких, без
всякого смирения, требуют вернуть объект обожания, и
даже устраивают пикеты и возмущённые статьи в СМИ.
Для них без этого "замечательного"
посредника, священника, Бог, Богослужение, Таинства,
церковная молитва становиться неинтересными
Бывает наоборот. Когда человек
отказывается идти ко Христу из-за "плохого" священника,
несоответствующего его личным стереотипам поведения для
священников, которым он должен обязательно
соответствовать. Впрочем, бывают и действительно худые
пастыри, худые проповедники, которые на проповеди,
которой многие священники вообще не готовятся, могут
нести даже сущую ересь.
К счастью мне удалось пережить оба этих
искушения.
Это было еще в Уфе, автор окормлялся
тогда в маленьком храме во имя апостола Андрея
Первозванного в Деме, переделанного из жилого дома. К
нам прислали второго священника. Шла Литургия, я с
частью прихожан пристроился на исповедь (да, было время,
когда исповедовали не накануне в субботу, во время
вечернего богослужения, а прямо во время воскресной
Литургии). Вышел новый священник, и начал читать молитвы
предшествующие исповеди. Но как он начал их читать!
Невероятно и немыслимо быстро, нечетко, проглатывая
слоги и даже слова.
Храм Андрея
Первозванного в Уфе, в свое время переделан из жилого
барака
Внутри меня все вскипело. Именно
вскипело. Я был глубоко возмущён, как священник (!)
может так ужасно читать молитвы. Стоять на богослужении
без мира с таким возмущением я не стал, и ушел из храма.
Потом успокоился, и подумал. Священник не в запрете, его
разрешительная молитва на исповеди разве не
действительна? Причастие при его речевой худобе
перестает быть Телом и Кровью Христовым? Все остается
действительным. Ну, а то, что он так читает молитвы, он
понесет личный ответ перед Богом.
Я же буду осужден, что ради худого
молитвенника священника, сам перестану посещать храм,
участвовать на богослужении и в Таинствах. Уйти в другой
храм? Это будет предательство апостола Андрея -
небесного покровителя Демы, места, где я живу, места,
где стоит храм в его честь. Как я могу потом ему
молиться?
С такими мыслями вернулся на следующее
воскресение в храм. Со временем ближе узнал священника,
и проникся симпатией к нему. Он, между прочим, говорил
проникновенные покаянные проповеди перед исповедью и был
весьма ревностным пастырем, и, по моему мнению, более
отзывчивым к нуждам прихожан, чем отец-настоятель.
Мы приходим в храм, что встретиться с
Богом, увидеть Его, услышать Его, говориться с Ним, и,
наконец, и это главное в православном Богослужении –
соединиться с Ним через Таинство Причастия, мистически
стать частью Христа:
Что может нам помешать в этом, что может
преградить путь ко Христу? Раздраженная и ворчливая
бабка, присутствие "плохого" священника, или отсутствие
"Великого Старца" на приходе? И если все нас это
отпугивает от храма, то это свидетельство того, что мы
пришли в храм не Христу, а к людям.
Стоит поучиться у язычницы хананеняки:
"И, выйдя оттуда, Иисус удалился в
страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка,
выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи,
сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не
отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили
Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал
в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи!
помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у
детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и
псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда
Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя;
да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в
тот час (Мф. 15:21-28).
Не сложно догадаться, что будет, если бы
какому-нибудь захожанину, который вдруг проникся
"духовностью" и решил явить себя во храме, священник
сказал, что ты, собака, пришел сюда?
Скорее всего, в интерне появиться еще
один блоггер, "совесть народа", который откроет группу в
социальной сети типа "Православие как оно есть" и будет
обличать митрополитов, священников, миссионеров,
доказывая самому себе, почему он не причащается,
исповедуется, не ходит на Богослужения:
- они плохие, и как они меня могли
назвать "собакой";
- как они посмели не удовлетворить мою
жалобу, почему не уволили всех тех, кто мне не нравится,
и кого Я считаю достойным увольнения.
Между тем "С того времени Иисус начал
проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось
Царство Небесное" (Мф.4:17). Человек, который понял, что
он грешен и духовно болен, никогда не будет требовать
расправы над такими больными грехом людьми.
Так ли сильная была вера у человека,
который испугался королевы правого подсвечника? Если бы
перед воротами храма стол заслон из комсомольцев и
милиции, записывая всех, кто входит в храм, с
последующей расправой на работе вплоть до увольнения?
И если тебя назвали собакой
(справедливое название для многих из нас, кстати) на
одной приходе, означает ли, что такие нравы и на других
приходах? Да и спасительны те общины, где вместо
горького обличения, как апостол Павел советовал Титу на
свет критян: "обличай их строго, дабы они были здравы в
вере" (Тит.1:13), вас обмазывают вязкой "любовью" -
всехлюбимникогонеосуждаем?
***
Но как сделать, чтобы священник не
загородил собой Христа в нашем сознании?
"Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез
них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне"
(Ин.5:39).
"Итак вера от слышания, а слышание от
слова Божия" (Рим.10:17).
***
P.S.
Личный совет. В городских больших храмах, не
исповедуйтесь у священников, к которым выстраиваются
особенные большие очереди из женщин. Наши
церковные женщины в массе не любят священников, которые
на исповеди действительно обличают, и через этого
вскрывают в прихожанах гнойники гордыни и греха,
весьма милостиво относятся к абортницам, убившим по 5 – 10
детей, блудницам, завистницам. Исповедовался у таких:
либо молча, прочитают разрешительную молитву, либо
начнут даже оправдывать тебя в духе: "да, бывает, жизнь
полна искушений, но тебе надо…". Неудивительно, что они
так "любимы" прихожанами!
Редко сейчас бывают те, кто прямо,
по-мужски резанет по твоему "смирению": "Что ты делаешь?
Разве можно так?", а потом даст дельный совет…
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" -
27.04.2014.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|