Вышел буклет Синодального ОРОиК "Православная
культура в светской школе". Дизайн - ужасный...
"За державу обидно"
Кинофильм "Белое солнце пустыни"
"Пилат отвечал: что я написал, то написал"
Ин.19:22
Вышел буклет Синодального ОРОиК "Православная культура в светской
школе". Прошу не обижаться братья, но не могу не
высказать прямо без лицеприятия своего мнения, слишком
важен вопрос популяризации православной культуры в
школе, чтобы совершать ошибки.
Его дизайн, по моему мнению, ужасный и
отталкивающий, но не как не притягивающий к православной
культуре. Первая моя мысль, когда я его увидел: "Какой наркоман его рисовал?!"
И не только потому, что дети,
выполненные в этом художественном стиле, выглядят как
олигофрены. Оформление выполнено без учета аксиом
рекламы и пиара.
Как показывают комментарии в ЖЖ
протодиакона Андрея Кураева. Я не один в своем мнении:
http://diak-kuraev.livejournal.com/205703.html.
Просто изумительные
мордашки четвероклассников! Такие милые и "гармоничные"... Догадайтесь, кто какой национальности мальчишка с книгами
и мальчишка с рыжими кудрями?
Но не до
такой же степени должно улучшится взаимопонимание в
классе?! Иудей и буддист, способный "понять других" и "с
уважением относящийся к культуре других народов", вот
так загадочно обнимать девочку-мусульманку не будут.
Или хитро укладывать свой подбородок на ее голову.
Кстати, такие обнимания совершенно не характерны для
четвероклассников, в этом возрасте у мальчиков и девочек
взаимная антипатия. Смотрите фото
ниже - мальчики и девочки в естественной
обстановке четко отсепарированы друг от друга. Вот
почему эта картинка воспринимается как постановочная
фальшь.
Насколько мне известно, в буддизме наголо бреют голову
монахи, поэтому не рановато ли в четвертом классе в монахи
записывать 11-летних калмыков или бурят? Или это хитрый
скинхед?
Я думал, что на первом рисунке мальчишка с книгами - татарин... Ан нет, на другом
рисунке в тюбетейке лохматый паренек с прической любителя аниме.
И еще братия, не надо стесняться того,
что мы русские и православные - не надо так
подчеркнуто выделять вперед и фактически в
большинство на рисунке национальные меньшинства и
иноверцев.
Для кого это буклет? Для
русских и православных (путь большинство из них
формально православные)! Даже если это
будет идеальный буклет, им татар и калмыков на изучение
православной культуры не заманишь. Так что основная
аудитория - это русские, славяне, у многих из которых
набила оскомину гиперполиткорректность. Авторы хотят
вызвать неприязнь у националистически настроенных
родителей? Надо ли?
Родители выбирают? А где папа?! Художник решил отобразить реалии
российской семьи с реальным ее главой - мамой? Туту
должно быть фото всей семьи пас с мамой смотрят
учебник по основам православной культуры, рядом дети
минимум двое.
Иеромонах совсем зря обнимает "гордую"
девочку (у меня дочь как ее увидела, спросила: "А это,
что за гордая девочка?"). Судя по ее закрытой позе
ей это не нравиться, да и учителю тоже.
Глядя на девочку в платке предвижу
реакцию некоторых родителей, ага, девочек в платочки
обрядят, а говорят, что никакой религии! Кстати, платки
по апостолу Павлу должны носить замужние женщины как
знак власти мужа. Платки девочки и девицы носить не
должны в принципе. А замужние женщины должны их
постоянно, не только в храме. Зачем синодальному отделу
воспроизводить наши русские принципиально по духу
неевангельские и лицемерные традиции женского
псевдоблагочестия,
да еще в контексте заявленной светскости курса ОРКиСЭ?!
Также в таком буклете вообще нельзя рисовать людей в закрытых позах!
Это просто азы психологии. Это отталкивает, дает
подсознательный сигнал читающим, что людям, изображенным
на картинках это неприятно, или они стесняются ситуации.
В буклете бросается в глаза халтура - художник просто
перенес неизменной фигуру учителя с первой страницы на
эту, лица детей на ряде рисунков также просто перекопированы.
Теперь комментарии по тексту.
Зачем вот это? "Чтобы преподавать "Основы православной
культуры", учитель должен иметь к этому призвание.
Главное свидетельство такого призвания - любовь к
православной культуре и к детям. Атеист или человек
равнодушный не сможет привить уважение и любовь к
религиозной традиции. Это может сделать только педагог,
имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и
людьми, принадлежащими к той же культуре".
Разве это буклет для Министерства
образования и департаментов образования регионов?! А
если родители узнают, что преподаватель не
"соответствующий"? Отдел дает намек - тогда выбирайте
светскую этику?!
Зачем было вставлена информация о
перспективах преподавания основ православной культуры?!
"Православная педагогическая
общественность и Русская Православная Церковь выражают
согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо
преподавать во всех классах средней школы – с первого по
одиннадцатый".
Еще не началось преподавание во всем
регионах, а тут завели разговор о перспективах.
Позлить антиклерикалов? Что даст это родителям, для большинства из которых не
очевидно, что православную культуры нужно преподавать
даже только в четвертом классе?!
Не адекватно написан мотив, для чего
нужно, чтобы дети изучали православную культуру:
"Выбор "Основ православной культуры"
обусловлен значением православного христианства для
формирования российской государственности и культуры.
Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к
тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны
иметь представление о Православии.
Изучение основ православной культуры —
это начало приобщения ребёнка к нравственным и
культурным ценностям, хранимым Русской Православной
Церковью. ОПК открывает ребенку мир Православия – мир
бесконечный, добрый и мудрый".
Уж точно не для того, чтобы укреплять
государственность России! В меньшей степени, чтобы знать
"историю". Предмет заявлен как воспитательный, а не
общеобразовательный или патриотический. Вот дети узнают "мир
Православия – мир бесконечный, добрый и мудрый", что
дальше? Что с ними произойдет от этих знаний? Какими он
станут?! В чем польза от православной культуры для них в
будущем? Нет некой интриги, вызывающий интерес курсу,
желания посмотреть учебник и т.п.
Эта аргументация, например, есть у нас тут:
"Основы православной культуры" - шанс детей стать и счастливыми и духовно богатыми - новый, дополненный и исправленный
спецвыпуск газеты "Томские епархиальные ведомости",
посвященный призыву родителей выбрать основы
православной культуры.
Над этим буклетом "Основы православной
культуры в светской школе", предчувствую, увы, будут
потешаться долго и много людей, усиливая свои
антирелигиозные чувства. Зачем им давать такой повод?
Буклет с его
краткой текстовой информацией и яркими образами в должен
эффективно воздействовать на сознание и подсознание читателя,
формируя у него положительный образ предлагаемого.
В этом буклете образы чудовищные и негармоничные, скрытые подсознательные сигналы - отталкивающие!
Незачет!
Деньги пущены в пустую, этот буклет в школы родителям давать нельзя!
Рисунки всегда воспринимаются субъективно. Слишком много поставлено на карту! Считаю идеальным - качественные постановочные фото. Ну, например, как тут:
Фотографии сделаны непрофессионалами -
школьной учительницей и родителем, но они вызывают больше доверия!
Слишком много поставлено сейчас на
преподавание православной культуры, у нас нет права на
ошибки, их в епархиях уже понаделали много (кстати,
в том числе и из-за полного отсутствия какого-либо
стратегического и тактического руководства синодального
отдела). Где находится обобщающий положительный опыт
епархий?! Где обсуждается "разбор полетов" и ошибок в
епархиях, чтобы другие не не наступали на те же грабли?
Где советы и рекомендации как популяризировать предмет с
учетом уже второго года эксперимента? В епархии идут
только формы отчетов...
Прошу прощения, если кого обидел, но
написал без желания кому-либо злонамеренно насолить...
"За державу обидно".
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 12.07.2011.
Фото: Рисунки с буклета Синодального
отдела религиозного образования и катехизации
"Православная культура в светской школе"
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|