Пятое каноническое послание Василия Великого к
Амфилохию Иконийскому
Православные каноны. Свод канонов Православной Церкви
Пятое каноническое послание Василия,
архиепископа Кесарии Капподакийской, из 29 главы книги о
Святом Духе к блаженному Амфилохию Иконийскому. Содержит
одно правило.
***
92. На возражение, яко о
славословии "со Духом" [святый разумеет славословие,
произносимое в следующем виде: слава Отцу и Сыну со
Святым Духом] нет свидетельства и нет Писания,
ответствуем: аще ничто другое не приемлется без Писания,
то пусть не приемлется и сие: но аще весьма многое
таинственно водворено у нас без Писаний, то со многими
другими предметами принимаем и сие. Мню же, яко
апостольское есть и сие, да держимся неписанных
преданий. Ибо хвалю вы, глаголет апостол, яко вся моя
помните, и якоже предах вам, предания держите (1 Кор.
11:2). И в другом месте: держите предания, яже приясте,
или словом, или посланием (2 Сол.2:15): едино от сих
наипаче есть и сие, о коем разсуждаем, которое
первоначальные установители предали преемникам, и при
продолжающемся с течением времени употреблении однаго,
долговременным обычаем в церквах укоренили. И так, аще
мы, какбы на суде, при недостатке письменных
доказательств, представили в пользу нашего дела
множество свидетелей, то не получим и от вас
оправдывающаго приговора? Я так думаю. Ибо при двою или
триех свидетелях станет всяк глагол (Втор.19:15). Аще
укажем вам и на долговременность, ясно свидетельствующую
в нашу пользу: то не явимся ли пред вами право
глаголющими, яко прение не может успешно быти противу
нас? Ибо древние догматы, некоторым образом, внушают
благоговение, представляя в своей древности, как бы в
некой седине, досточтимый вид.
Зонара и Вальсамон. Еще святый
подтверждает свое слово, говоря еретикам, что если
ничего другого не предано без писания, то пусть не будет
принято и это. А если многое утвердилось без писания,
что он и перечислил, то вместе с прочим мы должны
принять и это. Потом показывает, что соблюдает преданное
есть и апостольское предписание, приводит самыя
изречения Апостола и говорит, что одно из преданий есть
и сие, то есть учение о святом Духе, которое они
(Апостолы) укоренили в церквах, то есть твердо положили
и предали. Ибо как не легко отделить от земли те из
растений, которые укоренились, так не легко, чтобы
церкви отвергли и выдали это. И еще представляет доводы,
говоря, что если мы предстанем пред вами на суде и будем
иметь недостаток в письменных доказательствах
относительно дела, но представим вам свидетелей, то
ужели не будем оправданы голосом свидетелей? И в
подтверждение своего слова приводит евангельские
изречения. Но если мы, говорит, укажем, и на
долговременность, с целью победить этим противника, как
давно уже владеющие тем, что он оспаривает, и докажем
это ясно, то ужели не достигнем того, что прение
совершенно не будет допущено на суде, а скорее будет
устранено? Ибо древние догматы внушают благоговение, так
как люди уважают их за древность, и как седина
доставляет почет состарившимся, так и древность –
догматам.
Синопсис. Весьма много
таинственного водворено у нас без писания; и это – (дело
и предписание) Апостольское. Ибо хвалю вы говорит,
(Апостол Павел) за то, что яко же предах вам, предания
держите (1 Кор. 11:2); и опять: держите предания, яко же
приясте (2 Сол. 2:15), из коих одно есть и славословие
со Духом.
Славянская кормчая. От 29-я главы
того же послания. Множайшя от тайных без писания в
нас пребывают: апостольское же есть се. Рече бо,
похваляю вас, понеже яко же предах вам предание, тако
держите. И паки, держите предания, якоже приясте: от них
же едино есть и се, еже с Духом славословие.
Вернуться к оглавлению
|