Четвертое каноническое послание Василия Великого к Амфилохию Иконийскому
Православные каноны. Свод канонов Православной Церкви
Четвртое каноническое послание Василия, архиепископа Кесарии Капподакийской,
к Амфилохию епископу Иконийскому. Содержит одно правило.
***
86. Изрядным енкратитам (воздержникам)
на важное их возражение: для чего и мы не все ядим, да
ответствуется сие: яко и извержениями нашими гнушаемся.
Ибо по достоинству для нас и зелие травное есть тоже,
что мясо, а в рассуждении пользы, как в зелии отделяем
вредное от здраваго, тако и в мясе различаем вредное от
полезнаго. Ибо и болиголов есть зелие, и мясо ястреба
есть мясо, но никто в здравом уие не будет ясти белену,
ниже прикоснется песиему мясу, разве в великой нужде.
Посему ядший не сделал беззакония.
Вальсамон. Енкратиты, якобы ревнители
воздержания, гнушались мясоядения, и слыша, что они
поступают неправильно, возражали православным, что и вы
гнушаетесь некоторых из снедей, почему и воздерживаетесь
от них. Итак, святый говорит на это, что мы гнушаемся и
своих извержений хотя они происходят из существа нашей
плоти; а извержения суть – моча, испражнения, пот,
жидкости, выходящие чрез рот и нос, и все подобное.
Итак, мы как отвращаемся от этого, так не принимаем и
некоторых из снедей. Ибо все мяса для нас тоже, что
зелья травные, по словам: яко зелие травное дах вам
(Быт. 9, 3); но различая и отделяя вредное, мы
пользуемся тем, что не вредит. К зелиям принадлежит – и
болиголов и белена, но так как они вредны, то мы
избегаем их; равным образом к мясам принадлежит и мясо
ястреба и мясо собаки, но никто не станет есть собачьего
мяса, разве только сильно голоден; и кто вкусит по
нужде, не сделает беззакония.
Синопсис. Как в зелиях, так и в мясах,
мы различаем полезное от вредного. Болиголов – зелие и
мясо ястреба – мясо; однако никто не будет есть белену и
не прикоснется к псиному мясу, разве по нужде; почему
тот, кто ел, не сделал беззакония.
Славянская кормчая. От послания святого
Василия к Амфилохию, правило 85-е. Яко же в зелиях, тако
и в мясах, от вредного потребное избираем. Зелие есть,
чемерь, мясо же, и гипие, или врание: но обаче ни зелия
гипсова не может ясти, кто ум и мыи: ни песия мяса
прикоснется, аще не велика нужда найдет. По нужди же яд
кто, беззакония не сотворил есть.
Вернуться к оглавлению
|