Каноны Константинопольского
Собора, бывшего в храме Святой Софии, Премудрости Божией
в 879 году
Православные каноны. Свод канонов Православной Церкви
Три правила Отцов Поместного
Константинопольского Собора, собравшегося в 879 году...
***
О Соборе, бывшем в храме Святой Софии, Премудрости
Божией в 879 году
Этот Собор был созван в 879 году для
прекращения смуты между Востоком и Западом и вторичного
утверждения святителя Фотия на Константинопольской
кафедре. На Соборе, заседавшем в храме Святой Софии в
Константинополе, присутствовало 383 епископа, в числе
которых были представители всех существовавших тогда
Поместных Церквей. Собор торжественно восстановил
святителя Фотия и осудил какие бы то ни было изменения в
Символе веры.
Собор издал три правила, касающиеся
церковной дисциплины, в которых, в частности,
подвергается отлучению от Церкви мирянин, дерзнувший
бить или подвергать преследованию епископа (
***
1. Святый и вселенский
собор определил: аще которые из Италийских клириков, или
мирян, или из епископов, обитающие в Асии, или в Европе,
или в Ливии, подверглися или узам отлучения от таинств,
или извержению из своего чина, или анафеме от святейшаго
папы Иоанна: те да будут и от святейшаго Фотия,
патриарха Константинопольскаго подвержены тому же
степени церковнаго наказания, то есть, да будут или
извержены, или преданы анафеме, или отлучены. И которых
клириков, или мирян, или архиерейскаго или иерейскаго
чина, Фотий святейший патриарх наш, в каком бы то ни
было пределе, подвергнет отлучению, или извержению, или
проклятию, тех и святейший папа Иоанн, и с ним святая
Божия Римская Церковь да признает под тем же осуждением
епитимии находящимися. Притом в преимуществах,
принадлежащих святейшему престолу Римския Церкви и ея
председателю, совершенно да не будет никакого
нововведения, ни ныне, ни впредь.
Вернуться к оглавлению
***
2. Хотя доныне некоторые
архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались
пребывати в высоком служении архиерейства, и таковыя
действия оставляемы были без внимания: но сей святый и
вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и
возвращая сие вне порядка допущенное действие к
церковным уставам, определил: аще который епископ, или
кто иный архиерейскаго сана, восхощет в снити в
монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый
впредь уже да не взыскует употребления архиерейскаго
достоинства. Ибо обеты монашетсвующих содержат в себе
долг повиновения и ученичества, а не учительства, или
начальствования: они обещаются не иных пасти, но
пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем:
да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей
не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же
кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и
приведения в известность произносимаго ныне определения:
таковый, сам себя устранив от архиерейскаго места, да не
возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом
отложил.
Вернуться к оглавлению
***
3. Аще кто из мирян,
возпреобладав и пренебрегши повеления Божия и царския, и
поругавшись достойным благоговения церковным уставам и
законам, дерзнет бити, или заключати в темницу епископа,
или без вины, или под вымышленными предлогами вины:
таковый да будет анафема.
Вернуться к оглавлению
|