Каноны Пятого Вселенского Константинопольского Собора
Православные каноны. Свод канонов Православной Церкви
Отцы Пятого
Вселенского Собора не оставили правил...
О Пятом Вселенском Соборе
Пятый Вселенский Собор
(Константинопольский II) был в Константинополе, при
святом благоверном царе Юстиниане I (527-565) в 553
году, для решения вопроса о правоверии трех давно
умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита
Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена
Третьего Вселенского Собора (4З1; память 9 сентября) в
своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как
Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший
монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил
трех указанных епископов (равно как и Третий
Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к
обвинению православных в сочувствии несторианству и
расположить еретичествующую партию к единению с
последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан
издал указ, в котором в трех отдельных "Главах"
осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ
не был признан всеми представителями Церкви (особенно на
Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о "Трех
главах". Для решения этого спора и был созван Пятый
Вселенский Собор.
На этом Соборе присутствовало 165
епископов. Папа Вигилий (537-555), бывший в
Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя
был три раза приглашаем официальной депутацией от имени
собравшихся епископов и самого императора. Собор
открылся под председательством святого Евтихия,
Патриарха Константинопольского (552-565; 577-582).
Согласно императорскому эдикту, дело о "Трех главах"
было тщательно рассмотрено в продолжении восьми
заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года. Анафема
(проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора
Мопсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы
осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями,
лица же их как очищенные Халкидонским Собором без
сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от
анафемы. Необходимость этой меры была обусловлена тем,
что в осужденных сочинениях содержались высказывания,
позволявшие несторианам толковать в свою пользу
определения Халкидонского Собора. Но снисхождение отцов
Собора в духе икономии в отношении лично епископов Ивы и
Феодорита ожесточило монофизитов против соборного
решения. Несмотря на это, император повелел обнародовать
соборное постановление, а Папу Вигилия как
единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви.
Впоследствии Папа согласился с общим мнением отцов и
подписал соборное определение. Но епископы Истрии и вся
область Аквилейского митрополита более века оставались в
расколе.
На Соборе отцы рассматривали также
заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного
учителя III века. Его учение о предсуществовании
человеческих душ было осуждено. Осуждены были также
еретики, не признававшие общее воскресение мертвых.
Православие.Ru
|