Каноническое послание Афанасия Великого о
канонических книгах Священного Писания
Православные каноны. Свод канонов Православной Церкви
Каноническое послание Афанасия Великого
(тридцать девятое послание о праздниках)...
***
1. Но поелику упомянул я
о еретиках, как о мертвых, о нас же самих, яко имеющих
ко спасению Божественныя Писания, и боюся чтобы, как
писал к Коринфянам Павел (2 Кор.11:3), некоторые из
простодушных не были уклонены от простоты и чистоты,
хитростью человеков, и потом не начали внимать иным
книгам, так называемым апокрифическим [наименование книг
апокрифических, по переводу с греческаго, значит книги
сокровенныя; еретики давали сие наименование
составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить,
будто оныя не вновь составлены, а токмо не известны
были, как сокрываемыя], будучи обмануты единоименностию
их с истинными книгами: то потерпите, молю, аще о
известном вам, еще и я воспоминаю, ради нужды и пользы
церкви. Желая же о сем воспомянути употребляю, для
оправдания моего дерзновения, образ словес евангелиста
Луки, и реку и я: понеже некие начали слагати себе так
именуемыя апокрифическия книги, и смешивати оныя с
Богодухновенным Писанием, о котором мы удостоверены,
якоже предаша отцам от начала самовидцы и слуги бывшии
словесе, изволися и мне, побужденным истинными братиями,
и дознавшему сначала по ряду изложити, какия книги
приняты в канон, преданы и веруются быти Божественными,
дабы каждый обольщенный отверг обольщающих, и каждый
пребывший чистым возрадовался о новом предостережении. И
так всех книг Ветхаго Завета числом двадесять две: ибо
столько же, как я слышал, и букв в употреблении у
евреев. По порядку же и по именам оныя суть следущия: во
первых Бытие, потом Исход, далее Левит, посем Числа, и
наконец Второзаконие; за сими следует Исус Навин, Судии,
и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из
коих как первая так и вторая считаются за одну книгу,
так равно третья и четвертая за одну; после сих
Паралипоменон первая и вторая, также считаемыя за одну
книгу; далее Ездры первая и вторая так же за одну; после
сих книга Псалмов, и потом Притчи, потом Екклесиаст, и
Песнь песней. По сих Иов; наконец пророки дванадесять,
считаемыя за одну книгу, потом Исайя, Иеремеия, и с ним
Варух, Плач и Послание; а по них Иезекииль и Даниил; сии
составляют Ветхий Завет. Но должно без укоснения рещи и
о книгах Новаго Завета. Оне суть следующия: четыре
Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; по
сих Деяния апостолов, и седмь так именуемых соборных
посланий апостолов, как то: Иакова едино, Петра два,
потом Иоанна три, и Иуды едино; к ним четыренадесять
посланий Павла, которыя пишутся следующим порядком:
первое к Римлянам, потом к Коринфянам два, по сих к
Галатам, далее к Эфесянам, потом к Филипписиам, к
Колоссаям, к Солунянам два, ко Евреем, к Тимофею два, и
к Титу едино, и последнее к Филимону едино; и наконец
Апокалипсис Иоанна. Сии суть источники спасения, да
сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в сих
токмо благовествуется учение благочестия. Никто к сим да
не прилагает, ниже да отъемлет от них что либо. О сих
Господь посрамляя саддукеев глаголал: прельщаетеся, не
ведуще Писаний ни силы их (Мф. 22:29). Иудеев же
увещевал: испытайте Писания, яко та суть
свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39). Ради больщия же
точности, поелику пишу ради нужды, присовокупляю и сие:
яко есть, кроме сих, и другия книги, не введенныя в
канон, но назначенныя отцами для чтения нововступающим,
и желающим огласитися словом благочестия: премудрость
Соломонова, премудрость Сирахова, Эсфирь, Иудифь, и
Товия, и так именуемое Учение апостолов, и Пастырь.
Впрочем, возлюбленные, сверх сих читаемых и оных
канонических, нигде не упоминается об апокрифических: но
сие есть умышление еретиков, которыя пишут оныя, когда
хотят, назначают и прибавляют им время, дабы представляя
их, аки бы древния, имети способы к прельщению оными
простодушных.
Зонара. Здесь Афанасий Великий
делает исчисление книг Ветхого и Нового Писания, чтобы
некоторые по заблуждению не читали и так называемых
апокрифических книг, и не получили отсюда вреда, будучи
"простодушными", то есть малообразованными и
удобообльщаемыми. Прежде (святого Афанасия) исчисляет их
и 85-е правило святых Апостолов. Но не во всем настоящее
правило согласно с Апостольским правилом; ибо Апостолы
исчисляли и Есфирь и Премудрость Сираха и книги
Маккавейския, а настоящее правило опустило их. Между
книгами Нового Писания божественные Апостолы исчислили и
свои постановления, собранные через Климента, а
настоящее правило опустило их, но присовокупило
Апокалипсис (Иоанна) Богослова. После же исчисления
говорит, что есть и другие книги, кроме этих,
неканонические, но читаемые, каковы: Премудрость
Соломонова и Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товит,
так называемое учение Апостолов и Пастырь. Об учении
Апостолов некоторые говорят, что это постановления
Апостолов, собранные Климентом, которыя так называемый
Шестый собор не позволяет читать, как подложные и
испорченные еретиками. А так называемые апокрифические
книги, говорит (святый отец), не находятся ни в числе
исчисленных книг, ни в числе тех, которые сверх этих
назначены для чтения, то есть неканонических.
Канонизованными – же назвал святый книги от слова xavwv,
которое означает деревянный инструмент, употребляемый
мастерами для выравнивания дерева и камня: ибо, наложив
этот канон на приготовляемые изделия, при его помощи
выравнивают находящиеся на материале кривизны,
углубления и возвышения, и таким образом дают стройный
вид работе. Тоже самое сделал по отношению к этим книгам
разум, как канон, отделив их от неправильных и
развращенных, именно: одни из них испытал, одобрил и
предложил для чтения благочестивым, другие – отвергнул и
запретил читать. Ищи и то, что написано в последнем
правиле святых Апостолов.
Вальсамон. Последнее апостольское
правило исчисляет книги Ветхого и Нового Завета,
долженствующие быть чтомыми. А здесь святый отец,
по-видимому, узнав, что некоторые прельщают простодушных
в благочестии, то есть не имеющих никакой задней мысли,
ничего выдуманного и хитрого, но совершенно простых, и
говорят, что есть и некоторые другие книги, называемые
апокрифическими, на самом - же деле – исполненные
превратных догматов, написал, какие книги должны быть
чтомыми. Не дивись в виду того, что апостольское правило
исчисляет некоторые другие книги, но прочти, что
написано в толковании на упомянутое апостольское
правило.
Синопсис. Книг Ветхого Завета 22,
сколько букв у евреев: Бытие, Исход, Левит, Числа,
Второзаконие, Исус, Судьи, Руфь, Царств четыре, в двух
книгах, Паралипоменон две, в одной книге, Ездры две, в
одной книге, Псалмы, Притчи, 12 Пророков – одна книга,
потом – Исаия, Иеремия с Варухом, Плачем и Посланиями,
Иезекиль и Даниил. Нового Завета – следующие: Евангелия
четыре – Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния Апостолов,
Соборных апостольских посланий семь: Иакова одно,
Петровы два, Иоанновых три, Иуды одно, Павловых
четырнадцать, Апокалипсис Иоанна. Книги не канонические,
но чтомые: Премудрость Соломонова, Сирах, Есфирь, Иудифь,
Товит, так называемое учение Апостолов и Пастырь.
Славянская кормчая. Ветхого
Завета книги двадесяте и двои, елико же в иудеох слов
грамоты: Бытие: Исход: Левитик: Числа: Второзаконие:
Исус Навин: Судьи: Руфь: Четыре Царства: Паралипоменона
двои книги, в единех книгах: Ездры двои в единех книгах:
Псалмы: Притчи: Екклесиаст: Песни песнем: Иов: Пророк,
дванадесять, книги едины. И потом Исаии, и Иеремии, с
Варухом, Плачь и послание пророческо. Иезекиль, и
Даниил. Нового же Завета книги, се суть: Евангелия,
четыре, Матфеево, Марково, Лукино, Иоанново: Деяния
Апостол: Послания соборные святых апостол, 7: Иаковле
послание едино. Петрова два: Иоаннова послания три.
Июдино едино. Павлова послания, 14. Иоанна Богослова
откровение. Иныя же книги яже убо не уставлены в
правилах, почитаемы же суть. Премудрость Соломоня.
Премудрость Сирахова. Есфирь, Июдифь, Товиа. Нарицаемое
учение апостольско, и Пастырь
Вернуться к оглавлению
|