Каноническое послание Афанасия Великого к Руфиниану
Православные каноны. Свод канонов Православной Церкви
Послание Афанасия, архиепископа
Александрийского, к Руфиниану...
***
1. Сыну и
вожделеннейшему сослужителю, господину Руфиниану,
Афанасий о Господе радоватися. Ты пишешь к отцу, как
прилично сыну возлюбленному. Приближившагося убо чрез
писание, объял я тебя, вожделеннейший мне паче всех,
Руфиниане. Мог бы и я тебе, яко сыну, писати к тебе и в
начале и в середине и под конец, но удержался, да не по
письмам познается общение и свидетельство. Ибо ты мое
послание, по реченному в Писании (2 Кор.3,2), знаемое и
читаемое в сердце. Тако будучи расположен (верь мне, ей,
верь), приглашаю, и убеждаю тебя писати. Ибо делая сие,
не мало, но много меня утешаешь. Поелику же благолюбиво
и церковно (как и прилично твоему благочестию) вопрошал
ты о увлеченных нуждою, но не развращенных зловерием, и
желал, чтобы я написал к тебе, что положено о них на
соборах и повсюду: то ведай, господине мой
вожделеннейший, яко в начале, по прекращении бывшаго
насилия [под именем бывшаго насилия святый Афанасий
разумеет бывшее угнетение православных от ариан], был
собор епископов, сошедшихся от внешних стран; был
такожде и у сослужителей, обитающих в Элладе, равным
образом и у находящихся в Испании и в Галлии: и
постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и
бывшим предстателями нечестия [под именем нечестия здесь
разумеется арианство; под именем падших те, которые
отступили к общению с арианами; а под именем
предстателей нечестия, те, которые совратясь в
арианство, и других привлекали к оному], являти
снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а
не бывшим самовластными делателями нечестия, но
увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети
им место в клире, наипаче, когда они принесли достойное
веры оправдание, и сие учинено, повидимому, с неким
благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не
совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись
нечестивейшими, не разстроили церквей, почли за лучшнее
уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити
народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению, говорили
достойное приятия: ибо в извинении себя представляли и
Аарона, Моисеева брата, который уступил в пустыне
преступному требованию народа, но имел извинение в
намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не
остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным,
что пребывая в пустыне, он может престати от нечестия,
но вошедши во Египет усилит и возрастит в себе нечестие.
По сей причине разрешено допускати таковых в клир, так
как прельщенным и насилие претерпевшим дается прощение.
Сие объявляю и твоему благоговению, и уповаю, яко и твое
благочестие примет постановленное, и не осудит
снисхождения согласившихся тако. Удостой же прочитати
сие и пред священством, и пред народом тебе подчиненным,
дабы и они, зная сие, не сетовали, когда ты тако
расположен к таковым. Ибо не было бы прилично мне писати
тогда, как твое благоговение может и наше к ним
благорасположение возвестити им, и все недостающее
восполнити. Благодарение Господу, исполнившему тебя
всяким словом и всяким ведением. Кающиеся же, явно да
предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево зловерие.
Ибо сии богохульно именуя Слово Божие тварью, обнаружили
себя защитниками Ариевой ереси: да исповедают же веру, в
Никеи от отцев исповеданную, и , яко никакого инаго
собора не предпочитают сему собору. Приветствуй сущее с
тобою братство, а сущее с нами о Господе приветствует
тебя.
Зонара. Этот вопрос не о тех,
которые принесли жертву идолам и пали, но о тех, которые
вступили в общение с еретиками, именно с арианами. Ибо
приверженцы ариевой ереси, овладев перешедшими на их
сторону императорами Констанцием и Валентом и,
вследствие того, получив великую силу, принудили многих
присоединиться к их вере. Когда же эти последние стали
потом раскаиваться и приходить к православной церкви,
Руфиниан (он был епископ) спросил, как должно принимать
таковых? На этот вопрос великий Афанасий отвечал, что на
бывших по сему делу многих соборах, именно – поместных,
решено было, что тем, которые пали и вступили в общение
с еретиками и исповедали, что они мыслят одно и тоже с
еретиками, и при том были еще предстоятелями нечестия,
то есть подвизались и поборали по нем, и старались
убеждать (других), что учение их не погрешительно, в
случае их раскаяния и обращения в православную церковь,
должно давать покаяние и прощение, не предоставляя,
однакоже, им места в клире. И хотя бы они были
епископами или клириками, (по обращении) уже не могут
быть принимаемы на места посвященных, но должны
оставаться как миряне. А тем, которые не были
самовластными делателями нечестия, то есть которые
вступили в общение с еретиками не самовластно, не по
добровольному убеждению, но были увлечены нуждою и
насилием, то есть по неволе приложились к нечестию и
отвлекались от благочестия (ибо как увлекаемый сильным
напором воды несется не по собственному произволу, но
стремится невольно, так и они были увлечены и
приклонились потому, что были побеждены насилием
еретиков), постановлено давать прощение, если
раскаиваются, и предоставлять им места и в клире. И не
потому только оказывается им снисхождение, говорит (святый
отец), что они уступили насилию, но и потому, что они
предоставляют убедительное оправдание, по которому
уступка их еретикам совершилась, по-видимому,
благоусмотрительно. Ибо они утверждали, то есть твердо
удостоверяли, что не совратились в нечестие, то есть не
приняли учения еретиков, но держатся правой веры; а
только вступили в общение с еретиками, дабы по изгнании
их из церквей не были введены вместо них другие
нечестивцы и не расстроили церквей, то есть православных
людей. И по этому они предпочли лучше уступить насилию и
понести тяжесть епитимии за то, что по видимому
преклонились, чем – погубить людей. Итак, по моему
мнению, говорит (святый отец), они говорят это
убедительно, пользуясь притом примером Аарона, который в
то время как Моисей замедлил на горе и народ еврейский
требовал богов, уступил преступному требованию народа и
дозволил им слить тельца; а сделал это с тою целию,
чтобы народ, возвратясь в Египет, не остался в
египетском идолослужении, между тем как, находясь в
пустыне, они могут отстать от нечестия, а, прибыв в
Египет, впали бы в большее нечестие, последуя обычаям
египтян. По этим причинам, говорит святый отец,
обращающиеся от еретиков принимаются и в клир, а
прельщенным и насилие потерпевшим дается прощение. Все
это относится к мирянам, которые были обольщены
еретиками, ил подверглись насилию и приложились к их
мнениям, и которым, говорит, если они раскаиваются и
обращаются в церковь, дается прощение, и они принимаются
и устрояются по правилам святых отцев. А это, говорит, я
написал, уповая, что постановленное нами примешь и ты и
не осудишь снисхождения согласившихся тако. Смысл же
этого таков: ты не осудишь нас за то, что мы собрались с
такою целию, то есть чтобы рассудить о вступивших в
общение с еретиками, и не скажешь, что мы собрались
напрасно, без дела и бесцельно, так как, может быть,
ничего дельного не постановили; затем присовокупляет,
что должны делать кающиеся, именно: пусть явно, то есть
публично в церкви, предают анафеме то и то, и исповедуют
определенную в Никее вере и прочее.
Вальсамон. О вкусивших
идоложертвенной пищи и принесших жертвы идолам
пространнее рассуждают гангрский собор и правила святого
Петра, александрийского архиепископа и мученика. А
настоящее послание святого Афанасия говорит о тех,
которые вступили в общение с еретиками, и возвращаются в
церковь. Именно в послании к вопросившему его Руфиниану
святый говорит, что падшие и вступившие в общение с
еретиками и бывшие председателями и защитниками
нечестия, хотя принимаются в число кающихся, но, будучи
клириками, или другим образом посвященными, не
удостаиваются священства. А те, которые не властвовали
над нечестием, то есть которые не самовластно и не по
добровольному убеждению вступили в общение с еретиками,
но были насильно привлечены из благочестия в нечестие,
если они клирики, удостаиваются прощения и не
отчуждаются от клира, - потому в особенности, что
утверждают, что они не совращались в нечестие, то есть
не принимали учения еретиков, но вступили с ними в
общение на том уважительном основании, дабы по изгнании
их из церквей не были введены вместо них другие
нечестивые и не растлили православных. Итак, по моему
мнению, говорит (святый отец), они говорят это
убедительно, пользуясь притом примером Аарона, который,
когда Моисей замедлил на горе и народ еврейский требовал
богов, уступил их преступному требованию и позволил им
слить тельца; а сделал это с тою целию, чтобы народ,
возвратясь в Египет, не остался в египетском
идолослужении. Между тем как, находясь в пустыне, они
могут оставить нечестие; а, прибыв в Египет впали бы в
большее нечестие, последуя обычаям египтян. И это
говорит о посвященных. А мирянам, прельщенным и
потерпевшим насилие, дается прощение, и они принимаются
и устрояются епископами на основании правил, при чем
обязаны предавать проклятию учение еретиков явно, то
есть в церкви и исповедовать никейскую православную
веру. Заметь из настоящего послания, что иначе
наказываются те, которые по насилию только вступили в
общение с еретиками, иначе – вступившие в единомыслие с
ними и защищавшие нечестие; иначе – самовольно
уклонившиеся в нечестие, иначе – вступившие в общение с
нечестивыми и идоложертвовавшие, иначе – те, которые по
насилию ели идоложертвенное и иначе – потерпевшие
насилие и в самом ядении. Вообще такие дела требуют
тщательного исследования, и врачуются не легко.
Синопсис. Об увлеченных нуждою
постановлено, чтобы падшим и бывшим во главе нечестия,
если они каются, оказывать снисхождение, но не давать
места в клире; а увлеченных нуждою и насилием, но не
бывшим начальниками нечестия, давать прощение и иметь
место в клире, в особенности когда убедительно
оправдались, сказав, что они не совращались в нечестие,
но предпочли уступить насилию, дабы некоторые,
нечестивые, восстав на церковь, не расстроили ее. Ради
этого они сделались удобоприемлемыми в клир; а
прельщенным и потерпевшим насилие дается прощение.
Славянская кормчая. Годе бысть,
иже нуждею привлечении бывше, отвергошася. Яко аще
отвергшеся, и власть некую приемше, помогаху нечестию,
аще обратившеся покаются, помиловати их убо, не дати
же им места внити в причет. Аще же бедою и нуждею
преступивше и не имеша господства никакого от
нечестивых, ни сотвориша пакости правоверным, таковых
и помилования сподобити: и аще будут достойни, дати им
место внити в причет: паче же аще с покорением отвещаша,
рекшим кним, не преложихомся на нечестие, но изволихом
приложитися нуждею, да не нечестиви неции противу
ставшее, погубят церковь, сего ради убо приемлеми бывше
в причет, прельстившимжеся и нужду пострадавшим,
помилование дается.
Вернуться к оглавлению
|