Мифы о Тибете и тибетских монахах
В общении с
друзьями-приятелями-знакомыми мне часто приходилось
слышать восторженное: "Хочу поехать в Тибет!" Причем не
только от экзальтированных дамочек, но и от людей
достаточно серьезных и имеющих высокий социальный
статус. Дальше разговор протекал примерно так:
- В Тибет? Классно! А зачем?
- Ну, как зачем (при этом на меня
смотрели, как на не совсем умственно развитого)? Это же
колыбель цивилизации. Монастыри! Монахи! Горы! Чудеса!
Духовность!
В дальнейшем разговоре выяснялось, что
собеседник имеет представление о Тибете только по
книжкам разного рода мистификаторов наподобие Лобсанга
Рампы и офтальмолога Мулдашева. Стоит ли говорить, что в
реальности все совершенно иначе? Рассмотрим наиболее
распространенные мифы о Тибете.
Дханкар гомпа. Высота 4000 м. Малый Тибет
Миф первый. Тибетская культура – очень древняя
Очень древние культуры – это индийская и
китайская, что же касается тибетской, то она, конечно,
самобытная, представляющая огромный интерес, но, тем не
менее, - молодая. В Тибете очень уж суровые условия
проживания, и понятно, что люди поселились там тогда,
когда места с более приемлемыми условиями уже были
заняты. Только из-за этого тибетская культура не может
быть такой уж древней, как об этом пишут разного рода
фантазеры, такие как Лобсанг Рампа, Мулдашев и их
последователи.
О том, что о тибетской культуре можно
что-либо определенное говорить начиная только с
VI - VII веков после Р.Х. свидетельствуют и исторические
документы, и археологические находки.
Тибетская гомпа XI века в селении Нако. Малый Тибет.
Миф второй. Тибетские монахи и простые тибетцы живут
очень долго благодаря древним знаниям тибетской медицины
Еще сто лет назад средняя
продолжительность жизни в Тибете была около сорока лет.
Несмотря на столь превозносимую многими тибетскую
медицину. Со многими болезнями, влиявшими на долголетие,
местная медицина справиться просто не могла и только
тогда, когда ее стали сочетать с западной, произошел
качественный прорыв. На сегодняшний день средняя
продолжительность жизни тибетца по разным источникам от
60 до 67 лет.
Тибетская женщина предлагает мне чай. Селение Киибер.
Высота 4 200 м. Малый Тибет.
Тибетская медицина - уникальна,
самобытна, очень интересна, но далеко не всемогуща. Она,
безусловно, помогала тибетцам выживать в суровых
условиях высокогорья, но не более того.
***
***
Миф третий. Если хотите окунуться в Океан
духовности, отправляйтесь в Тибет
Для того, чтобы окунуться в этот
"океан", на самом деле, никуда отправляться не надо.
Можно это сделать не выходя из комнаты. Духовность не
зависит от места нахождения того, кто ее жаждет.
Что же касается тибетской духовности, то
чтобы прикоснуться к ней, отправляться лучше все-таки не
в Тибет (в котором всё, что имело к ней отношение,
активно уничтожалось китайцами в годы Культурной
революции и завуалированно продолжает уничтожаться
сейчас), а в Индию: Ладакх, Спити и места массового
поселения тибетцев и тибетских монахов (такие, как
Дхармасала).
Ступа в монастыре Табо. Малый Тибет
Например, в долине Спити (Индийские
Гималаи) в селении Табо имеется одноименный монастырь.
Основан он был в 998 году. За прошедшую тысячу лет
традиция не прерывалась ни на секунду, и попадая в него,
словно на машине времени переносишься в далекое-далекое
прошлое.
Миф четвертый. Книги Мулдашева – серьезные научные
труды о тайнах Тибета
Мулдашев – продолжатель дела Лобсанга
Рампы, первого написавшего о скрытых в глубинах Гималаев
сокровищах предшествующей нам цивилизации, об огромных
"атлантах", спящих в таинственных пещерах и охраняемых
суровыми ламами, о левитации, астральных путешествиях,
прохождениях сквозь стены и прочих чудесах, творимыми
добрыми тибетскими монахами. Но, надо сказать, что к
написанию своих книг Мулдашев подошел творчески и
добавил к наследию предшественника много своих, мягко
говоря, фантазий.
***
***
Для тех, кто не бывал в Непале и
Тибете, книги офтальмолога могут показаться
правдоподобными, но любому, кто даже просто побывал в
тех местах, понятно, что произведения Мулдашева – всего
лишь коммерческий проект. Если же кому-то хочется
прочесть более подробные разоблачения уфимского
офтальмолога, то советую обратиться к книгам научного
обозревателя газеты "Известия" Петра Образцова, в
которых он не оставляет камня на камне от теорий
Мулдашева.
Миф пятый. Иисус Христос проходил обучение в Тибете
в буддистских монастырях
При всем желании, он не смог бы это
сделать. Я считаю уткой и россказни о его посещении
Индии (что является темой отдельного разговора), но
теоретически это было возможным. Что же касается Тибета,
то первые буддистские тибетские монастыри появились
самое ранее через 600 лет после смерти самого Христа.
Миф шестой. Попав в Тибет и пообщавшись с тибетскими
монахами можно обрести сверхспособности
Этими сверхспособностями подавляющее
большинство тибетских монахов и сами-то совершенно не
обладают. Попав в тибетские монастыри можно лишь
прикоснуться к уникальной тибетской культуре, тибетской
медицине и фундаментальным основам тибетского буддизма.
Всё остальное - долгая и, не исключено, что суровая
практика. Некоторые иностранцы идут на это. Некоторые
даже становятся ламами (не все школы тибетского
буддизма, правда, их признают). Но мгновенного
пробуждения одним лишь попаданием в тибетские монастыри
не добиться.
Дети-монахи. Монастырь Ки. Малый Тибет
Миф седьмой. В Тибете было рабство, тибетские монахи
совсем "не белые и пушистые котята"
За последние годы на некоторых блогах и
сайтах были размещены материалы (перепечатки с
иностранных источников) с сенсационными заголовками
что-то наподобие: "Вся правда о Тибете". Сопровождались
эти разоблачения доказательствами в виде фотографий (и
даже логотип китайского информационного агентства
"Синьхуа" был оставлен!!!), на которых были изображены
"преступления тибетского духовенства и феодалов",
совершенные до того замечательного момента, когда
китайская армия штыками выполнила миссию по освобождению
трудового народа Тибета от эксплуататоров. С одного
блога эти россказни перетаскивались на другой и везде
сопровождались комментариями типа: "Вот оно как на самом
деле! А мы: Далай лама, Далай лама! А он ведь защитник
мирового империализма! И все восстания
тибетцев инициированы ЦРУ!" И неважно то, что блогеры,
размещавшие у себя эти материалы, сами никогда в Тибете
не бывали и ни одного тибетского монаха в живую не
видали. Им верили и продолжают верить тысячи людей. И
совершенно напрасно.
Я уже шесть лет каждый год провожу много
времени в местах, где в нетронутом виде сохранилась
тибетская культура и традиции. Я много общаюсь с
тибетцами и тибетскими монахами. Это суровые, порой
жесткие, люди. А какими могут быть люди в тех местах,
где не живешь, а выживаешь? Но в то же время они
искренние, добрые и простые, и просто не способные и на
малейшую долю тех преступлений, которые им приписывают
китайские пропагандисты.
***
Но куда же спрятать от совести отрубленные
конечности рабов?
***
Да, до китайского военного вторжения в
Тибете было феодальное общество. Оно, разумеется, не
было идеальным. Но почему-то вооруженных восстаний
против духовенства и феодалов в Тибете не было, а против
китайской оккупации было, причем основная масса
восставших были именно те "обездоленные", которых
китайцы "освободили от эксплуататоров".
В формате данного материала мне не
хочется очень уж много писать на эту тему. Коротко
резюмирую: рабства в Тибете не было, "ужасная правда о
тибетском духовенстве и феодалах" - пропагандистская
утка, созданная под чутким руководством агентства
"Синьхуа" для оправдания геноцида тибетцев маоистами во
время Культурной революции и нынешней китаизации Тибета.
И, напоследок, небольшая цитата из книги
бывшей тибетской крестьянки Дондуб Чходон "Life in the
Red Flag People’s Commune" о жизни до прихода китайцев:
"Я принадлежала к тем, кого сейчас китайцы называют
тибетскими крепостными… Нас было шестеро в семье… Наш
дом был двухэтажным, обнесенным стенами. На первом этаже
мы держали скотину: четырех яков, двадцать семь овец и
коз, двух ослов. Наш земельный надел составлял четыре с
половиной кхеля (0,37 гектара). И в наших местах не было
ни одного нищего".
В отношении Тибета в массовом сознании
есть две крайности. Одна - восторженное восприятие всех
тибетских монахов, как "душек"-чудотворцев. Вторая
-
мнение об ужасной реакционности тибетского духовенства.
А ведь середина не зря называется золотой…
Сергей Мазуркевич
Востоколюб - 28.13.2013.
|