"Молились бы вы святителю Спиридону Тримифунтскому"(случаи
из жизни и советы архимандрита Иоанна Крестьянкина)
Сейчас уже самой не верится: неужто было такое время, когда можно было
подолгу сидеть "при ногу" старца, внимая богомудрым словам
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)? Правда, случалось это
нечасто – старца всячески "оберегали" от посетителей. И
картина обычно была такая – батюшка выходит из храма, а
множество паломников, приехавших в монастырь на совет к старцу, бросаются к нему.
- Батюшка, – кричит через толпу какая-то
женщина, – сын пропал месяц назад. Может, жив или убили его?
Старец оборачивается к плачущей женщине, но поговорить им не дают.
Какие-то люди (охранники, что ли?) отпихивают женщину от
старца, а его самого быстро-быстро ведут через толпу,
профессионально подхватив под руки. Только женщина не
унимается, бежит за старцем и кричит, захлёбываясь от слёз:
- Батюшка, родненький! Сын единственный! Матерь Божья, спаси, помоги!
И тут батюшка как-то выворачивается из рук
охранников и благословляет женщину, утешая её:
- Жив ваш сын и скоро вернётся.
Вот так и общались со старцем – на ходу, на бегу, чаще письменно,
передавая свои вопросы через келейницу Татьяну Сергеевну и
через неё же получая ответ. А сын той женщины уже наутро приехал домой.
Но всё же бывали и на нашей улице праздники, когда батюшка Иоанн
(Крестьянкин) подолгу и подробно беседовал с людьми. Вот
почему ярко помнится осень 1988 года в Псково-Печерском
монастыре. Тепло, небо синее, а клёны светятся таким золотым
сиянием, будто это не кроны, а нимбы над храмами.
Монастырское начальство вызвали в Москву, и архимандрит
Иоанн (Крестьянкин) говорит, выйдя из храма:
- Ну вот, начальство от нас уехало. Остались только мы, чёрные головешки.
Батюшку, как всегда, окружает народ, и короткая дорога до кельи
превращается в двухчасовую беседу. Кто-то ему приносит стул,
мы рассаживается у его ног на траве. И вопросы идут за вопросами:
- Батюшка, что такое перестройка?
- Перестройка? Перепалка-перестрелка.
- Батюшка, благословите нас с мамой
переехать в Эстонию. Мы в Тапу хороший обмен нашли.
- Как в Эстонию? Вы что, за границей хотите жить?
Слушаю и недоумеваю: ну, какая же Эстония заграница? А перестройка –
это… Это же время митингов, восторга и опьянения свободой.
Но каким же горьким было похмелье, когда обнищала и
распалась великая держава. Эстония стала заграницей. А в
горячих точках и у Белого дома вскоре пролилась большая кровь.
Но пока над головой синее небо, и застенчивая девица с румянцем во всю
щёку спрашивает батюшку, как доить коров. Кто-то морщится,
не скрывая насмешки: мол, с таким пустяком обращаться к
архимандриту? Но для девицы это не пустяк – у неё в
монастыре послушание доярки, а коровы, бывает, брыкаются и
не даются доить. От смущения девица говорит шёпотом, а вот ответ батюшки слышен всем:
- Был у меня в детстве случай. Одна корова давала много молока и
вдруг стала возвращаться с пастбища пустой. Начали следить
за коровой и обнаружили, что на водопое у реки она всегда
забредает в ту заводь, где, мы знали, водились сомы.
Подплывают к ней сомики и пьют молоко. Губы у сомика мягкие,
нежные, а корове нравится нежность. Поняла, как надо доить?
- Как сомик, – улыбается девица.
- Как сомик.
Разные вопросы задают старцу, но главный вопрос – как жить?
- Батюшка, я недавно крестилась и хочу теперь бросить работу, чтобы
жить возле монастыря и молиться Богу, – рассказывает
паломница из Норильска, преподавательница музыки, лет пятидесяти.
- Значит, вы хотите стать безработной? –
уточняет старец. – А за электричество как будем платить?
- Как за электричество? – переспрашивает женщина и осекается,
понимая, что даже в деревне надо оплачивать счета за
электричество и на какие-то средства покупать хлеб. – Батюшка, подскажите, как же мне жить?
- Надо бы всё же доработать до пенсии. Пенсия нам крылышки даёт.
- Батюшка, – продолжает расспрашивать паломница,
– а православным можно лечиться лекарствами?
- Почему же нельзя? Врачи от Бога.
Эту паломницу я знаю. Мы обе недавно крестились в монастыре, там
и познакомились, попав под опеку строгих богомолок в чёрном,
предрекающих скорое пришествие антихриста и чувствующих его
вездеприсутствие в мире. Нам с моей новой знакомой это пока
не понятно, и богомолки-"ревнительницы" просвещают нас: чай
и кофе – напитки бесовские. Обувь на каблуке тоже бесовская,
ибо каблук на самом деле копыто, и понятно чьё. Ну а про то,
что в аптеках торгуют бесовской химией, а искусство – это
зловонные миазмы преисподней, тут и говорить нечего. А ещё
"ревнительницы" убеждают нас, что надо одеваться
благочестиво, и вскоре преподавательница музыки появляется в
храме, одетая, как они: чёрный платок в "нахмурку",
повязанный по самые брови, кособокая сатиновая юбка до пят и
грубые большие мужские башмаки. Смотреть на этот маскарад
как-то неловко. Однако уже через неделю "ревнительницы" обряжают во всё чёрное и меня.
А дальше картина такая. Иду я через двор монастыря этакой маскарадной
чёрной вороной, воображая себя благочестивой, а батюшка
Иоанн (Крестьянкин) смотрит из окна своей кельи на моё
благочестие и стучит по стеклу, пытаясь что-то сказать.
Келья батюшки на втором этаже, окна уже заклеены к зиме, и что он говорит – никак не разобрать.
- Батюшка, не слышно! – отзываюсь я снизу.
И тогда архимандрит Иоанн присылает ко мне своего письмоводителя
Татьяну Сергеевну, чтобы передать, мол, батюшка просит вас не одеваться в чёрное.
Переоделась я в свою обычную одежду, и "ревнительницы" так запрезирали
меня, что с той поры я лишилась ценной информации о
бесовских свойствах чая, а также искусства. В общем, пью
чай, читаю Тютчева, а ещё люблю хорошую живопись и дивной
красоты павловопосадские платки. Платки – это тоже из той
осени: на совет к старцу приехали художники, муж и жена. Оба
пишут пейзажи и участвуют в выставках, а для заработка
(семья многодетная) расписывают на фабрике платки. Жена,
чуть стесняясь, достаёт из сумки и показывает их. А платки –
чудо, праздник радости в красках! Но муж, похоже, смотрит на
эту фабричную подёнку иначе, рассказав чуть позже, как его
срамил некий "ревнитель", говоря, что надо расписывать
храмы, а не бабье тряпьё. Словом, художники смиренно просят
батюшку благословить их оставить мирское искусство, чтобы
писать исключительно иконы. Помню ответ старца:
- Иконописцов и без вас хватает, а мир заболеет без красоты.
А ещё батюшка говорит нам про те "самодельные кресты", когда
человек отвергает данный ему Господом путь ко спасению – не
хочет нести крест кормильца многодетной семьи или ухаживать
за больными родителями, но выдумывает для себя в горделивом
мудровании особую "духовную" жизнь. Мы переглядываемся – это
про нас. У каждого из нас своя подёнка, свои скорби и те
тяготы жизни, от которых хочется сбежать в монастырь или
уйти сгоряча из семьи. Сколько же семей, уже находившихся на
грани развода, сохранилось тогда благодаря старцу! Но об
этих семьях надо рассказывать особо. А пока скажу о главном
уроке, полученном тогда от старца: с креста не сходят – с
креста снимают, а бежать от креста – это бежать от Христа.
Но как же нелегко порою нести этот данный Господом крест! Помню, я
пожаловалась тогда батюшке на свои скорби, а вскоре получила от него письменный ответ:
"Дорогая моя многоскорбная Нина! А я ведь вас позову к подвигу – идти
дальше за Христом, идти по водам, одной верой преодолевая
скорбные обстоятельства жизни своей. Уже многому научило вас
страдание, многое приоткрыло из сокровенных тайн духовной
жизни, а сколько их ещё впереди, но цена их страдание.
А вам, дорогая Нина, говорю не от себя, но от святых отцов:
"Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия, когда всякая
помощь человеческая или бессильна, или невозможна?
Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим;
одно это сознание имеет такую силу, что едва скажет человек
молитвенно Богу от всего сердца "да свершится надо мною,
Господь мой, воля Твоя", как и утихает волнение сердечное от
слов этих, произнесённых искренне, самые тяжкие скорби
лишаются преобладания над человеком".
Это вам на те дни, когда мгла застилает
небо над головой и Господь, мнится, оставил создание Своё.
Божие благословение вам и О.
"Одно мне предписывает плоть, другое – заповедь.
Одно – Бог, другое – завистник.
Одно – время, другое – вечность.
Горячие проливаю слёзы, но не выплакан с ними грех".
И вот выплачем и спасёмся. Храни вас Господь, а мы о том молиться будем.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин".
***
Как же меня
поддерживали в те трудные годы письма и молитвы архимандрита
Иоанна! Батюшка-солнышко, батюшка-утешитель и батюшка с
мученической судьбой. Из лагерей он вернулся с перебитыми
пальцами на левой руке, но о годах заточения избегал
говорить, пресекая все разговоры о том. И всё же однажды, не утерпев, я спросила:
- Батюшка, а страшно было в лагерях?
- Почему-то не помню ничего плохого, – ответил
он. – Только помню: небо отверсто и Ангелы поют в небесах.
Вот это и было главным при встречах со старцем – ощущение незримого
Благодатного Света, льющегося на нас с небес, а с Богом и в скорби легко.
Однако вернусь снова в ту осень, когда
архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подолгу беседовал с людьми.
- Батюшка, – жалуется старушка, – полжизни стоим в очереди на жильё, а
живём и доныне всемером в комнатушке. Теснота такая, что
внуки спят на одной кровати валетами и друг другу подбородок ногой подпирают.
Следом за старушкой жалуется мужчина и почти кричит, рассказывая, как
он десять лет отработал в горячем цеху ради обещанной
заводом квартиры, но после перестройки завод приказал долго жить. И что теперь делать?
- Молились бы вы святителю Спиридону
Тримифунтскому, – говорит батюшка, – и были бы давно с жильём.
Записываю на всякий случай имя святителя Спиридона Тримифунтского,
хотя и не собираюсь молиться ему. Проблем с жильём у меня
нет. Точнее, есть. Но, после того как наша семья всего
четверть века отстояла в очереди на двухкомнатную квартиру,
получив в итоге однокомнатную, мы уже не ждём ничего от
властей. Правда, с очереди нас не сняли, обещая дать
положенное, но, судя по срокам, посмертно. Так что у нашей
семьи теперь другие планы – купим дом возле монастыря в
Печорах, благо деньги для этого есть. Нет проблем, если ты
при деньгах. Но вот что странно – позже я уже почти в
безденежном состоянии купила дом возле Оптиной пустыни, а
тут и с деньгами не получалось никак. Более того, каждый
раз, как я отправлялась по объявлению о продаже дома, в ноги
вступала такая боль, будто в пятки вонзили иголки. Доковыляю
кое-как, а дом уже продали или раздумали продавать.
Промучилась я полгода в поисках дома, а потом спросила архимандрита Иоанна:
- Батюшка, да почему же у меня никак не получается купить дом в Печорах?
- Потому что ваше место не здесь, а в Оптиной пустыни.
Прости, Господи, моё невежество, но ни о какой Оптиной пустыни я в
ту пору и не слыхивала, усвоив из слов старца единственное:
меня хотят изгнать из моих любимых Печор. Пришла я с этой
обидой к моему духовному отцу архимандриту Адриану, но и тот
благословил съездить в Оптину пустынь. Съездила. Не
понравилось. Руины храмов и горы мусора вокруг. Монастырь
ещё только начинали восстанавливать. И мерзость запустения
на святом месте поражала настолько, что я тут же отправилась
к архимандриту Кириллу (Павлову) с жалобой на старцев, выселяющих меня непонятно куда.
Помню, как улыбался отец Кирилл, слушая
мои причитания, а потом сказал, благословляя на переезд:
- Благодатная Оптина, святая земля.
Как же благодарна я теперь Господу, поселившему
меня на этой святой земле, но какой же трудной была дорога сюда!
- Мы у Господа тяжёлые хирургические больные, – говорила мне позже
одна монахиня. – У каждого своя гордынька и своя корона на
голове. А Господь жалеет нас, неразумных, и лечит уже хирургическим путём.
Словом, переезду в Оптину предшествовала та "хирургия", когда
отсекалось всё, чем тщеславилась, бывало, душа. Сбережения
съела инфляция. А то, что казалось прежде значительным:
литературный успех, публикации, жизнь в кругу знаменитостей
– всё стало ненужным и уже немилым, когда тяжело заболел сын
и умирала, казалось, мама… В квартире стоял тяжёлый запах
лекарств, под окном ревело моторами московское шоссе, и в
сизом тумане выхлопных газов было порою нечем дышать. Как же
мы мечтали тогда о деревне и о глотке, хотя бы глотке,
свежего воздуха! Но пока я привередничала, не желая
переезжать в Оптину, цены на здешние дома, стоившие прежде
дешевле дров, возросли настолько, что были уже не по карману.
Вот так и свершилось то, о чём заранее предупреждал батюшка Иоанн
(Крестьянкин): над головою чёрное небо в тучах и такая
отчаянная беспросветность, что я уже даже не взмолилась, а
возопила к святителю Спиридону Тримифунтскому, умоляя
помочь. Помощь пришла незамедлительно, и я лишь твердила про
себя: так не бывает. Но так было. И вскоре мы уже купили дом
возле Оптиной пустыни, где и стали оживать, возвращаясь к
жизни, мои родные. Помню, как сын, пролежавший в больнице
четыре месяца, сначала неуверенно вышел в сад, а потом
убежал купаться на реку, и вот уже мы, как в прежние
времена, плаваем с ним наперегонки. И мама снова прежняя
мама. Вот она несёт с огорода редиску и радуется, что взошла морковь.
Особо любимых угодников Божиих много. Но святитель Спиридон
Тримифунтский был в моей жизни первым святым, через которого
открылась та бездна милости Божией, когда на опыте узнаёшь –
Господь не даёт испытания свыше сил, но всё ко благу и всё
промыслительно. И я так полюбила святителя Спиридона, что ежедневно читала ему тропарь:
"Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносне
Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и
змию во злато претворил еси, и внегда пети тебе святые
молитвы, Ангелы, сослужащие тебе, имел еси, священнейший.
Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава
Действующему тобою всем исцеления".
Помню, как в Оптину пустынь приехала на всё лето семья Воропаевых с
детьми, а снять жильё не получалось никак. Пришли они ко мне
грустные и говорят, что никто не берёт с детьми на квартиру и придётся им отсюда уезжать.
- Давайте, – предлагаю, – читать тропарь святителю Спиридону Тримифунтскому.
Начала читать, а дети смотрят на меня
с недоумением, не понимая слов тропаря.
Вот и пришлось рассказывать им о святителе Спиридоне, ибо тропарь
– это краткое его житие. Тут за каждой строкой своя история,
и особенно детям понравилось про то, как "змию во злато
претворил еси". Было это во времена страшного голода. Пришёл
к святителю Спиридону бедняк и заплакал, рассказывая, как
просил у богача взаймы хлеба для своей голодающей
семьи, а тот отказался дать что-либо без денег.
Через сад в это время проползала змея, и святитель тронул её посохом,
превратив незаметно для бедняка в слиток золота. Отдал он
золото голодающему, велев выкупить его у богача обратно,
когда будет хороший урожай. Потом голод миновал и был такой
обильный урожай, что земледелец с лихвой расплатился с
богачом за взятый взаймы хлеб и, выкупив золото, вернул его
святителю Спиридону. Святой отнёс золото в сад, и слиток по
его молитве превратился обратно в змею, тут же ускользнувшую
из сада. Всё это происходило на глазах изумлённого
земледельца, дабы уверился и возблагодарил Господа, неизменно пекущегося о нас…
Святителя Спиридона Тримифунтского всегда почитали на Руси как
покровителя бедных, бездомных, страдающих. В честь него
возводили храмы и называли улицы, взять хотя бы знаменитую
Спиридоновку в Москве. А в те трудные годы, когда
восстанавливали разорённую Оптину пустынь и всё вокруг
лежало в руинах, в монастыре ежедневно читали акафист
святителю Спиридону Тримифунтскому…
Рассказала я детям, как дивно помогает святитель Спиридон, и мы уже с
большим воодушевлением прочитали тропарь и акафист ему.
Только кончили читать, как окликает меня с улицы соседка:
- Хочу сдать на лето садовый домик какой-нибудь
семье. Нет ли у тебя таких знакомых?
- Есть! Есть! – закричали тут разом все Воропаевы.
С тех пор каждое лето они жили в этом "своём" домике.
Ровно год я читала ежедневно тропарь святителю Спиридону Тримифунтскому.
Ничего не просила, но лишь благодарила от всей души. А через
год пришла телеграмма с известием, что мне надо срочно
выехать в Москву для получения двухкомнатной квартиры.
Приезжаю, а инспекторша по жилью смотрит на
меня огнедышащим взором и говорит, задыхаясь от ярости:
- Всех блатных наизусть знаю, но такого блата, как у вас, ещё не видела!
Ничего не понимаю. Какой блат? Откуда? Постепенно выяснилось – никто
не собирался мне ничего давать. Напротив, начальство
распорядилось дать эту квартиру каким-то нужным людям. Дело
было уже решённым, как вдруг квартиру по очереди
предоставили мне. Разгорелся скандал: почему "упустили"? И теперь инспекторша жаловалась мне:
- Нет, я же ещё и виновата. Да я, как лев, против вас боролась! Я себе
голову сломала, вычисляя ваши связи. Всех вроде знаю, а тут
– не пойму. Ну, хорошо, квартира ваша, но откройте секрет – кто за вами стоит?
- Святитель Спиридон, – отвечаю.
- Кто-кто? – не поняла инспекторша.
Но я уже не стала ничего уточнять. Впрочем, той квартирой мы владели
недолго. Моя старенькая мама слабела с годами, а до
монастыря было далековато ходить. Вот и обменяли мы
престижную квартиру в центре на куда более дешёвую квартиру
в зелёном "спальном" районе, чтобы купить новый дом возле монастыря.
Место здесь дивное и всегда красиво. На Рождество искрится под звёздами
снег, а весной всё бело от цветущих яблонь. Воздух гудит от
благовеста колоколов, а мы всей семьёй идём в храм. Мама
часто крестится на купола Оптиной, а сын, опережая нас,
уходит вперёд. Сколько живу здесь, а всё удивляюсь: да за
что ж мне такая милость? И всё чаще вспоминается старенький
батюшка Иоанн (Крестьянкин), вразумляющий нас, неразумных:
"Промысл Божий управляет миром и судьбами каждого из нас".
Всё так. Но поверила я этому уже только в Оптиной.
Дитя послушания
Однажды в Васкнарве после всенощной протоиерей Василий Борин беседовал
с нами о Царствии Божием, что дороже всех земных сокровищ и
превыше всего. Слова старого священника обжигали с такой
силой, что душа уже устремлялась в горняя, но тут одна женщина сказала:
- Батюшка, в горняя, конечно, хочется, но и кушать хочется. А цены как
бешеные растут. Колбаса втридорога, не укупишь, а кушать что?
- Эх вы, навоз едите и на навоз надеетесь,
– сказал отец Василий, оборвав беседу.
- Вот и я такая же, – посетовала я незнакомке, выходившей со мною из
храма, – не о Царствии Божием думаю, а о том, где денег достать.
- Вам денег дать? – достала кошелёк незнакомка.
- Да нет, тут другое. Благословили меня
купить дом возле Оптиной пустыни, а денег не хватает.
- Давайте адрес, я пришлю. Сможете – отдадите, а нет – берите так.
- А вы что, богатенький Буратино? – обернулась я к ней, с интересом
рассматривая красивую незнакомку в скромненьком платье от Версаче.
- Муж богатый. Но я вам из своих денег дам.
Так я познакомилась с будущей монахиней N, не догадываясь о том,
что она уже втайне готовится к постригу и через девять лет
уйдёт в монастырь, уладив, наконец-то, свои мирские дела.
Дела же моей подруги с Кавказа (назову её так – люди ведь
все живые) были настолько запутанными, что я не могла ничего
понять. Как так – у её мужа есть уже двое младенцев на
стороне и фактически другая семья, а он с ревностью
собственника требует от жены раболепного повиновения, и она
уважительно слушается его? А через девять лет я наблюдала
завершение той кавказской истории, когда бывший муж целовал
землю у ног этой кроткой женщины и благодарил Господа,
пославшего ему ангела, благоустроившего его грешную жизнь.
По-разному люди уходят в монастырь, но эта женщина приняла
постриг лишь после того, как воцерковилась вся её прежде
неверующая семья. Дети уже имели профессии и работали, а
бывший муж, обвенчавшись с матерью своих детей, усердствовал
в восстановлении храма и с упоением чадолюбивого отца
показывал всем фотографии малышей, родившихся в новом браке.
Многого я не знаю о моей подруге, всегда улыбчивой и, казалось,
безмятежной. Твёрдо знаю одно – своей веры она никому не
навязывала, но лишь молилась за ближних и жила в
беспрекословном послушании своему старцу схиигумену Илию.
Мне тоже очень хотелось научиться жить в послушании.
Хотелось, а не получалось. И Господь послал мне в помощь подругу.
То, что послушание – бесов ослушание, я знала не хуже подруги. Но
"буквоедское" понимание послушания вызывало во
мне протест, а подруга была "буквоедкой".
Вот конкретный пример. Приехала подруженька ко мне погостить, а
я уже купила дом возле Оптиной пустыни. У подруги был
обратный билет на самолёт, а поскольку мне тоже надо было
съездить в Москву, то решили мы ехать вместе. Я узнала
расписание автобусов на Москву, а подруженька, признающая
одно расписание – "как батюшка благословит", пошла в
монастырь за благословением к старцу. Возвращается и говорит от порога:
- Ну всё, поехали. Батюшка благословил и
сказал: "Сразу же бери вещи и уезжайте".
Интересуюсь: а на чём мы поедем? Ближайший рейс на Москву
только в полдень, а сейчас, кстати, утро и на улице дождь.
Но подруга моя – дитя послушания: для неё сразу – значит
сразу. Подхватила наши вещи и спешит на остановку. Я за ней
– пререкаемся, не замечая, как рядом с нами притормозил "Мерседес".
- Пойми, – говорю, – автобуса на Москву полдня ещё не будет!
А тут хозяин "Мерседеса" окликает нас:
- Вам в Москву? Садитесь.
Юркнули мы в тёплое нутро "Мерседеса", блаженно отогреваясь после
стылого дождя со снегом. А хорошо всё-таки ездить по
благословению старца – тут и "Мерседес" тебе
подают. Однако сколько же стоит такое удовольствие?
Таксу до Калуги знаю, а до Москвы? Денег же у меня было в обрез. Но,
когда в Москве мы достали кошельки, водитель даже обиделся:
- Да вы что? Не возьму. Я во славу Христа.
Вот она, радость благословенного
послушания, когда всё ладится и все славят Христа.
Благословение старца ехать сразу же имело для моей подруги
особое значение – на следующее утро у неё был билет на
самолёт, а старец велел непременно съездить в
Троице-Сергиеву лавру и разузнать об условиях поступления на
регентское отделение семинарии. Рейсовый автобус прибывал в
Москву уже вечером, в семинарию было бы не попасть. А так
она успела съездить, всё разузнать и запастись необходимой
литературой для своей дочери Елены, заканчивавшей школу в этом году.
О том, что Елена готовится поступать в семинарию,
дома старались не говорить, зная гневливость неверующего отца.
- Не будет этого, запомни! – властно сказал он жене. – Хватит того, что
ты меня опозорила на весь Кавказ, а дочку позорить не дам.
"Позор" же заключался в том, что подруга давно перестала носить
бриллианты и богатые ювелирные украшения, подаренные ей
мужем. Словом, она оказалась отступницей в той языческой
среде, где на всё свои "табу" и предписания: в чём прилично
и престижно появляться на приёмах и какие нынче в моде меха
и духи. Муж подруги даже радовался, что жена не ходит с ним
на светские приёмы, страшась увидеть рядом с собою "нищенку".
Между тем Еленка уже окончила школу и то готовилась поступать в
семинарию, то бросала учебники, повторяя уныло:
- Папа всё равно ни за что не разрешит!
- А ты готовься, доченька, за послушание,
– убеждала мать. – Так батюшка благословил.
Сколько же они молились тогда преподобному
Сергию Радонежскому, выучив акафист святому почти наизусть!
До начала приёмных экзаменов оставалось четырнадцать дней, когда Елене
явился во сне преподобный Сергий и сказал: "Иди ко мне". А
18 июля, на день обретения мощей преподобного Сергия
Радонежского, в их город вошла кавказская война. Возле их
дома разорвался снаряд, застрочили автоматы, и люди в панике
хлынули в аэропорт. Самолёты брали штурмом, швыряя пачки
долларов. И отец Елены заплатил немыслимые деньги, чтобы мать с дочкой улетели в Москву.
- Увози дочку, – кричал он жене срывающимся голосом, – хоть в
семинарию, хоть на край света, лишь бы дочка осталась живой.
Еленка улетела в Москву в чём выбежала из дома – в одном
сарафанчике. Других вещей у неё не было. И уже в самолёте
она простудилась так сильно, что слегла с температурой под
сорок. Готовиться к экзаменам она была не в силах, благо,
что за послушание старцу изучила учебный материал заранее.
Но к главному экзамену по пению она была фактически не
готова. То есть музыкой Еленка занималась с детства, могла
пропеть с листа любую вещь и даже объехала пол-Европы,
солируя в детском хоре. Но православную музыкальную культуру
не усвоишь вне храма, а в церковь отец запрещал ей ходить.
Помню, как возмущали меня эти запреты и я убеждала подругу, что ребёнок
всё же должен ходить в храм, пускай и тайком от отца.
- Ты совсем как моя Еленка, – возражала она. – Та тоже мне говорит:
"Папа ничего не узнает. Я ему с три короба навру – на
дискотеку пошла, то-сё". А зачем мне такой ребёнок, который
врёт, не стесняясь, в глаза? Я ведь спрашивала батюшку, как
поступить, а он велел жить по заповеди "Чти отца своего…".
И мать учила дочь почитать отца:
- Давай лучше, доченька, дома
помолимся, а то папа расстроится из-за нас.
И от этой кротости домашних умягчалось сердце отца. Нет-нет да и
уступит просьбам дочери: "Ну уж, ладно, сходи". И Елена тут
же бежала на клирос, желая единственного – петь для Бога и славить Его всю жизнь.
К экзаменам она успела разучить с регентом женского монастыря только
одну вещь – "Разбойника благоразумного". И когда Елена спела
её на приёмной комиссии, все притихли: голос – дар Божий, воистину талант.
- Пойте, пойте ещё, – попросили её.
- А я больше ничего не знаю.
- Как не знаете? А "Богородице Дево",
"Достойно есть"? Вы ведь в церковь ходите?
- Редко, – заплакала Елена. – Не выгоняйте меня. Возьмите в семинарию
уборщицей. Я полы буду мыть, всё, что скажете, вымою, а то папа второй раз не отпустит меня.
О дальнейшем мне рассказывала уже подруга:
- Ушла моя Еленка на экзамен и пропала, а я с утра у раки преподобного
Сергия с колен не встаю. Плачу, молюсь, а время уже к
вечеру. Смотрю, идёт моя Еленка и от слёз говорить не может.
Только показывает мне один палец – это значит, что её приняли в первый класс.
Настоящая кавказская война началась много позже того времени, когда
Елена поступила в семинарию. А тогда жизнь в городе моей
подруги опять вошла в мирную колею и события прошлого они
уже расценивали как мелкую заварушку или дворцовый переворот
под канонаду. И совет старца уезжать с Кавказа муж моей
подруги отверг как чепуху. А зачем уезжать, если жизнь
налаживается? На Кавказе, наконец, было дело его жизни –
фирма, вилла, много недвижимости, а большие деньги давали
чувство неуязвимости. Между тем моя подруга, уже оформившая
развод с мужем, получила от старца новое послушание – купить
два дома: один возле Оптиной пустыни, а другой на
Ставрополье, откуда они с мужем были родом. Зачем два дома
одному человеку, я не понимала, но у подруги на всё был один
ответ: "Так батюшка благословил".
Как раз в это время подруга получила родительское наследство и тут же
истратила всё до копейки, купив хороший дом в родных краях.
С покупкой же дома возле Оптиной ничего не вышло. То есть
дом мы нашли, и бывший муж обещал выделить деньги не только
на его приобретение, но и многажды больше, считая себя
обязанным обеспечить достойную жизнь матери своих детей. Но
когда этот человек, охотно вкладывавший деньги в
недвижимость на Кавказе, осмотрел наш сельский объект недвижимости, то изрёк:
- Хижина дяди Тома. Нет, на эти фазенды
с удобствами на грядках я денег никогда не дам.
Итогом поездки стал ультиматум – пусть моя подруга выбирает любой
дом или виллу из его кавказских владений и возвращается с
дочкой домой, а иначе ни она, ни дочь не получат даже копейки на хлеб.
Предприимчивая Еленка, не собираясь бросать учёбу, тут же
устроилась в семинарии уборщицей. А подруга поселилась в
доме на Ставрополье, чтобы, как благословил старец, перед
уходом в монастырь отремонтировать его. В письмах подруги
теперь сообщалось, как по великой милости Божией печник из
храма, где она пела на клиросе, сложил ей бесплатно печь с
камином, а ещё нашёлся покупатель на её шубу и теперь можно
начать ремонт. Из писем угадывалось, что подруга бедствует,
распродавая с себя последнее. И я досадовала, жалея её: да
что за прихоть – благоустраивать дом, в котором не
собираешься жить? Но подруженька у меня, повторю, дитя
послушания, сокрушалась лишь о том, что никак не может
выполнить благословения старца и вывезти с Кавказа свои и
дочкины вещи – муж, мол, сразу заболевает при мысли, что
дочка уже не вернётся домой. "Значит, надо терпеть и
молиться, – писала она в письмах, – чтобы Господь даровал душе его мир".
Дом в станице на Ставрополье был, наконец, благоустроен. На окнах
уже висели нарядные занавески, а в камине весело
потрескивали дрова, когда грянула большая кавказская война.
Город, где жил муж моей подруги, пылал в кольце огня, и
очевидцы рассказывали потом – это был залитый кровью ад.
Никакие самолёты и поезда оттуда уже не ходили. Телефоны
молчали, а подруга с батюшкой снова и снова пытались
дозвониться в пылающий город. Неожиданно ответила
бабушка-соседка, оставшаяся умирать в этом аду.
- По-моему, ваши живы, – сказала она спокойно. – Я видела в окно, как
ваш сын, муж и эта новая жена с малышами садились в машину.
Правда, у подъезда их обстреляли – даже стёкла брызнули, но крови, кажется, не было.
А потом, уже из приграничного селенья, позвонил сын:
- Мама, мы живы и едем к тебе. Правда, машина у нас подбита, но едет
пока. Мама, не волнуйся, у папы есть план, как пробиться…
Мама, молись! – вдруг закричал сын. – Мы погиба…
Связь прервалась. Батюшка взял у помертвевшей матери гудящую
трубку и, ничего более не услышав, велел пройти по станице, собирая людей на молебен.
Много людей пришло тогда на молебен. Граница здесь рядом, почти в каждом
доме беженцы. И станичникам не надо было объяснять, что это
такое, когда машина с детьми пытается прорваться под
обстрелом через линию фронта. Молебны служили весь день –
святителю Николаю с акафистом, Божией Матери с акафистом в
честь иконы "Взыскание погибших", а потом Всем святым, в
земле Российской просиявшим. Когда же по времени стало ясно
– они не доехали, начали читать акафист святой
великомученице Варваре, умоляя если не о жизни, то о
"христианской кончине живота". Уже дочитывали акафист, когда кто-то крикнул:
- Едут!
И все бросились из храма навстречу покорёженной машине без стёкол,
вихлявшей подбитым колесом. Люди целовали и обнимали приехавших:
- Родные, вы живы! Мы молились за вас!
А те уже входили в храм, плача и целуя иконы.
Бывший муж положил земной поклон перед Распятием и сказал:
- Это чудо – мы живы! Батюшка, отслужи благодарственный
молебен Спасителю. Будут деньги – отстрою храм.
Так появилась на приходе новая семья, уверовавшая во Христа, по
их признанию, за миг до смерти. А дом на Ставрополье, как
уточнил старец, благоустраивался, оказывается, для них. И
надо быть беженцем, лишившимся не только всех своих
сбережений, но и крыши над головой, чтобы понять, что это
такое – у тебя есть дом, где в камине весело пылает огонь, а
твоим детям приготовлена чистая постель.
Настоящей беженкой в этой войне, потерявшей дом и всё до копейки,
оказалась, по сути, моя подруга, поселившаяся теперь возле Оптиной пустыни в чужом углу.
- Ну что, теперь в монастырь? – спрашивал её старец. – Все дела уже уладила?
- Батюшка, дочку бы ещё замуж выдать. Вы же сами благословили.
А дело было так. Когда старец благословил мать на монашество, а дочь на
замужество, семнадцатилетняя Еленка сказала строго:
- Батюшка, только мне нужен такой муж, как мой
папа, чтобы я слушалась его. Обещаете молиться?
- Помолюсь, – улыбнулся старец.
Женихи же попадались до того несерьёзные,
что девица обидчиво говорила старцу:
- Батюшка, вы же обещали молиться.
- Я молюсь, – отвечал старец. – Подрасти сперва.
- Молитесь, молитесь… Плохо молитесь.
А потом женихов не стало. На отдалённом сельском приходе, где Елена
работала регентом после семинарии, женихи были единственные
– пять беззубых дедов. Храм был ветхий, холодный, и
единственная печь не согревала его зимой. Но Елена была
влюблена в свою работу, рассказывала с упоением:
- Ой, мамуля, какой у меня старичок в хоре – Паваротти! Правда,
фальшивит слегка. А бабульки мои! Знаешь, какой у меня скоро будет хор?
Здесь, среди своих любимых бабулек, дедулек и высоких российских
снегов, она постепенно смирилась с мыслью, что коротать ей
свой век в одиночестве, уговаривая мать:
- Что ты ждёшь моей свадьбы, мама? Уходи в монастырь. Я для себя уже
твёрдо решила – лучше остаться старой девой, чем плохую семью заводить…
Подруге уже шили подрясник для пострига, когда произошёл такой разговор.
- Как твои огурцы? – спрашиваю подругу, тоже имевшую свой город.
- А что, пора сажать?
- Да мы уже первые огурцы едим.
- Ох, сегодня же посажу! – спохватилась
выросшая на асфальте моя подруженька-горожанка.
Кто-то сказал ей, что надо читать акафист святым равноапостольным
Константину и Елене, чтобы огурцы быстрее росли. Подруга к
старцу с вопросом: читать или не читать?
- Читай, – благословил он улыбаясь.
И вот читает она ежедневно акафист святым Константину и Елене и
любуется на огурцы – растут. Вдруг приходит телеграмма:
"Мама, благослови. Выхожу замуж за Константина. Твоя Елена".
Оказывается, иконой святых равноапостольных царей
Константина и Елены преподобный оптинский старец Анатолий
(Потапов) благословлял молодых идти под венец.
Теперь наша Еленка – матушка Елена, жена священника. Когда это
свершилось, подруга попросила у меня молока и съела тарелку творога.
- Как – ты же говорила, что молочного не ешь? – изумилась я, твёрдо
усвоив за эти годы, что у подруги какой-то особенный
желудок, не принимающий ничего, кроме хлеба и овощей.
- Всё я ем, – улыбнулась она, – и молочное люблю. Но, думаешь, это
просто, когда ни дети, ни муж не веруют в Бога да ещё двое
младенцев на стороне? Вот и считай – по году поста за каждого.
- Ты что, и за этих младенцев постилась?
- А как же? У меня сердце изболелось за них.
Трудно улаживаются мирские дела. Но когда они уладились, эта
боголюбивая раба Божия приняла монашеский постриг, навсегда умерев для мира сего.
Нина Павлова
Вера-Эском - 07.05.2008.
|