Расплачиваются ли дети за грехи родителей?
– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде
и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить
новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии,
разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на
этот вопрос важен не только для конкретного человека, его
семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать,
что четыре или даже семь поколений отвечают за грех,
совершенный в роду. Так ли это?
– Суждение о том, что последующие поколения
(называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за
грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не
найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии
рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство
были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом.
Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не
Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной "был человек праведный и
непорочный в роде своем" (Быт. 6:9), и у него было трое
сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять
с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями
вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил
Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить
потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно,
что знамением этого завета Господь сделал радугу: "И будет,
когда я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в
облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между
вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет
более вода потопом на истребление всякой плоти" (Быт. 9:14–15).
Но нам сейчас важно обратить внимание на то,
что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что
происходит дальше: после потопа "Ной начал возделывать землю
и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал
обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу
отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и
Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом
и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и
они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина
своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и
сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих"
(Быт. 9:20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его,
Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было
направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был
благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не
мог это благословение преступить.
– Теперь понятно, откуда пошло выражение
"хамов грех" и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не
своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может
быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок
Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе –
они действительно стали рабами.
– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские.
Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на
вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются
ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь
устами пророка Иезекииля: "Вы говорите: "почему же сын не
несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и
праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет
жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца,
и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и
остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается... Я
буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог"
(Иез. 18:19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход
Христа, сказано так: "В те дни уже не будут говорить: "отцы
ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый
будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть
кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31:29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех
отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема
греховной наследственности.
И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если
судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась
трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали
хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть
прямой связи между проступком родителей, роковой
предопределенности расплаты нет.
– Понятно, что ребенок не несет
ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние
на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я
имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей,
так называемые "незаконнорожденные дети", дети, родители
которых атеисты или принадлежат к другой вере?
– Нет, конечно, о какой ущербности может
идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного
права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения
не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное
рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие
связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не
так значимы.
– В Евангелие есть эпизод, который часто
смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду
место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и
братья Его, и Он не вышел к ним. "И пришли к Нему Матерь и
братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И
дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть
Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть
слушающие слово Божие и исполняющие его" (Лк. 8:19–21).
– Этот эпизод ни в коем случае не учит
невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто
говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых,
Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во
Христе выше любого другого единения.
Ко времени пришествия в мир Христа в
религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи
определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок
Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное.
Но Христос сказал: "Не вы меня избрали, а Я вас" (Ин. 15:16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые
связи не могут определять, спасется человек или нет. По
отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что
Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и
называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел
пишет: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все
вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже
Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского
пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.
3:26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет
абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны,
Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно
дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый
человек должен знать свое родство.
– А почему это важно, по-моему, это
противоречит тому, что Вы только что сказали?
– Совсем нет. Дело в том, что Господь
призывает нас к жизни в конкретной исторической и
социально-культурной среде, и эта среда является
хранительницей человека и местом реализации им его
предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку
воспринимать мир в той природной, социальной, исторической
среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет
человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все
единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но
каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения
принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так
формируется индивидуальность, личность приобретает новые
грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность
помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди
других людей. И если учесть, насколько стремительно в
современном мире идут процессы унификации людей, насколько
сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно
предположить, что роль кровно-родовых связей будет
возрастать, потому что именно они позволят человеку не
потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое
лицо.
– Владыка, какова роль семьи в этом? И
кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем
изменениям, которые в последнее время претерпевает она?
Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из
предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется,
что они близки к этому).
– Что касается клонирования, то это попытка
воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления,
как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только
как на биологический процесс.
– Ну, если это так, то наука рано или поздно
сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они
принимают участие в рождении человека только плотью, то
ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов,
биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом
уровня развития науки.
– При этом забывается, что человек – это
тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет
места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже
рождение человека считаем просто физиологическим актом без
участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения
на уровне плоти.
Мы уже говорили о том, что очень часто
супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают
внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть
нечто, что выше физической данности. И это нечто и
преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем
отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные,
родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие
людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.
– Мне кажется, что с похожестью супругов
друг на друга все ясно – ведь сказано, что "жена и муж плоть
едина", а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.
– Не все так просто. В Евангелии есть
эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в
воскресение из мертвых, и спросили Его: "Учитель! Моисей
написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей
не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит
семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и,
умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не
оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не
оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в
воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она
женою?" (Мк. 12:18–23). И Иисус отвечает, что "когда из
мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж
выходить, но будут как Ангелы на небесах" (Мк. 12:25). То
есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и
отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все
связи, узы, которые осуществляются только в одном,
физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они
недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным
началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже
направлены в вечность. "Если мы любим друг друга, то Бог в
нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1 Ин. 4:12), потому что "Бог есть любовь, и пребывающий в любви
пребывает в Боге, а Бог в нем" (1 Ин. 4:16). Поэтому если
люди соединены именно духовным началом, если они соединены
Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на
них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот
тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже
принадлежит вечности.
– То есть получается, что именно любовь и
духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто
сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт,
собственность, воспоминания и даже детей.
– Да, и обратите внимание, что такой союз
людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку
раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в
себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой
союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает
человека, наоборот, он дает возможность для творческого,
духовного расцвета личности.
С архиепископом Иоанном Белгородским
беседовала Мария Городов
Православие и Мир – 19.09.2007.
|