История ношения платка в православной иконописи
В традиции иконописи принято изображать
людей в одеждах той эпох и социального положения в какой они
жили: воина изображают в доспехах и с оружием, правителя - с
атрибутами царской власти на одежде, монаха - в монашеском
облачении. Икона - не картина и обладает рядом особенностей
изображения, такими как обратная перспектива, несоответствие
пропорций и освещения и другие. Но несмотря на это - они
точно передают основные черты внешности человека.
Ношение платка замужними женщинами
Итак платочконошение для замужних женщин
имеет Библейское обоснование. Жена покрывает голову как
символ власти мужа над собой.
"... и не муж создан для жены, но жена для
мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак]
власти [над нею], для Ангелов" (1Кор.11:9-10).
Иконы - святые мученики
Андриан и Наталия Никодимские (+304) и Икона - святые
преподобные Петр и Февронья Муромские (+ 1228)
Во многих храмах в толпе прихожан легко
обнаружить матушку, т.е. жену священника. Она больше других
похожа одеждой, отсутствием косметики и выражением лица на
святых жен, изображенных на иконах.
Ношение платка незамужними девами
Платочконошение незамужних дев не имеет
Библейского основание, поэтому некоторые безумные девы
отвергают его. Чем то они уподобляются первым протестантам
- Лютеру и Кальвину, которые в борьбе с безобразиями,
творимыми Римскими Папами решили бороться с папизмом,
отвергнув все священное предание, и признавая только
Священное Писание. Вероятно, они полагали, что Библия упала
с неба и до них ни кто не сохранил чистоту христианской
веры. Не буду приводить аргументы Православия против
лютеранства, выражу только православную позицию, что
Божественное откровение выражено не только в священном
писании но и в священном предании Без Священного Предания
не было бы и Библии, ибо в разных книгах того времени
писалось об одних событиях совершенно разное: одни писали
что Христос воскрес, другие - что нет, по одни писали что
Мария родила от Святого Духа, другие что от Иосифа и даже от
римского легионера. Священное предание не только отделила
неканонические книги - апокрифы от Библии но и донесла до
нас другие благочестивые таинства, обряды и традиции такие
как: крестное знамение, иконопись, богослужения, ношение
нательного креста, длинноюбконошение и платочконошение.
Давайте посмотрим на иконы святых дев, не
познавших мужа, и сделаем вывод об их одежде.
Иконы (верху вниз) -
святая мученица Татиана Римская (+225), святая мученица
Евгения Римская (+262), святая великомученица Екатерина
Александрийская (+305), святая мученица Варвара (+311).
Святых Дев довольно много, не для всех есть
иконы, но которых я видела - у всех благочестивая одежда.
Если икона в полный рост - отчетлива видна длинная юбка
(вернее та одежда, которая в те времена ее заменяла) и
всегда покрытая голова.
Таким образом традиции православной
иконописи отвергают мнение некоторых современных учителей,
допускающих бесплаточное состояние девиц не просто в миру,
но и даже в храме, и даже в церковном хоре на клиросе.
А чтобы окончательно добить лукавых
учителей, которые увидев в моей подборке большинство мучениц
раннего христианства будут утверждать, что русские женщины -
самостоятельные и не обязаны подражать кому либо - приведу в
пример Пресвятую Богородицу и Приснодеву (т.е. всегда бывшую
и оставшуюся девой) и Матерь Бога нашего Марию. Уж она то,
Которая как ни кто другой была близка к Богу, и многие
религиозные обряды были ей не обязательны - что мы видим?
Она на 40-й день приходит в храм для
совершения обряда очищения после родов! Что скажут
наглые девицы, говорящие что если они пользуются
рекламируемыми прокладками и тампонами - им можно в
нечистоте приходить в храм? (Прим. М.С. Уже немало
священников по этому вопросу отвечают положительно о
возможности присутствия женщины на богослужении во время
месячных при наличии гигиенических средств. И тут, мне
думается, не нужно проявлять фарисейскую ревность в
отношении традиций. Потому как и запрещали женщинам быть на
богослужении во время месячных, потому что в древности
отсутствовали средства гигиены и не появилось современное
нижнее белье. Но сейчас-то оно есть. И женщина не оставляет
после себя нечистоты. Впрочем, все должно решать по
благословению настоятеля храма). Именно по примеру Приснодевы в церковной практике принято над матерью после
рождения младенца на 40-й день читать особую молитву.
Посмотрим на иконы и увидим, как одета
Приснодева - Божья Матерь!
Ношение платка вдовами и разведенными
Некоторые лукаво толкуют Библейскую фразу:
"замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если
умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему,
если при живом муже выйдет за другого, называется
прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и
не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа" (Рим.7:2:3)
применительно к ношению платков. Так освобождает ли смерть
мужа жену от ношения платков?
Иконы (слева на право и
вниз) - Мученица Фотиния (Светлана) - по преданию женщина-самарянка, с
которой говорил Господь у колодца;
- святая мученица княгиня Елизавета после того, как
ее муж был взорван террористом взяла на себя подвиг служения
людям в делах милосердия., приняла
мученическую смерть от мятежников-революционеров;
святая блаженная Ксения Петербургская - После смерти мужа взяла на себя подвиг
юродства
Мы видим, что православная иконопись говорит
что ношение платков не прекращается с прекращением
супружества. Вероятно в благочестии есть нечто большее, чем
покрывать голову в знак покорности мужу.
Женские головные уборы – "заменители" платков
Многие женщины ходят в храм Божий с чистой
совестью и с покрытой головой. Вот только чем эта голова
покрыта? Чем только не покрыта! Это и всякие шапочки, и
полиэтиленовые пакеты, и капюшоны от куртки, и треуголки из
газеты и даже - сопливые носовые платки. Благочестиво ли это?
Давайте посмотрим, как изображают на иконах
женщин в головных уборах. Наиболее распространенный для
женщин на иконах головной убор - это корона. Посмотрим, как
ее одевают: вместо платочка или поверх платочка?
Иконы Божьей Матери - "Державная" и
"Достойно есть" - корона у пресвятой Богородицы по верх
платка.
Царица Небесная показала, как надо носить женские головные уборы.
А вот как носили корону Святые Царицы земные:
Итак, сестры! Подражайте не шпане из модных
журналов и телепередач, не непросвещенным подругам по учебе
и работе, а царицам земным и Царице небесной. Носите платочки!
Без платочка по состоянию здоровья
Некоторые лукавые жены и девы оправдывают
свое хождение в храм без платочка своим состоянием здоровья.
Давайте посмотрим на иконы.
Трудно найти более
тяжкоболящую женщину, чем святая блаженная Матрона
Московская. Она родилась слепой. С детства у нее отнялись
ноги, она не могла ходить даже в храм. Жила в СССР, умерла в
1952году. Т.е. почти наша современница. При таком тяжелом
состоянии здоровья - она первая, кто может претендовать на
право неношения платка. Если бы она воспользовалась этим
правом - это наверняка отразилось бы на ее изображении на
иконе. Но, как вы видите - она в платочке.
Удивительно, но большинство тех, кто ходит
находится в храме без платка - церковные певчие. Церковный
хор символизирует ангелов, славящих Бога, поэтому должны
подавать пример благочестивого внешнего вида.
Так чем же больны эти певчие, что неспособны
носить платок? Болезни эти не телесные, а духовные. Приведу
несколько советов, для настоятеля, чтобы исцелить болящих.
1) Диагноз: Фиксация платком речевого
аппарата. Больная говорит: "Мне платок мешает петь.
Сдавливает шею, мешает открывать рот...". Лечение:
объясните, что это влияние беса, который не дает петь. Чтобы
прогнать беса - велите больной надеть платок, и тихо
подойдите к ней сзади и вылейте за воротник 0,5 стакана
святой воды. И она сама удивится каким громким и звонким
сразу станет ее голос.
2) Диагноз: стыдливое покраснение лица.
"Больная" говорит: "Я неловко чувствую себя в платке.
Стесняюсь, краснею". Лечение: помогает трудотерапия. Дайте
ей послушание вышить на своем платочке орнамент или рисунок
в красных тонах. Будет очень идти к покраснению. А если
перестанет краснеть - все равно будет красиво.
3) Платочечная недостаточность (острая или
хроническая). "Больная" говорит: "У меня нет платочка потому
что... /разнообразные по интересу и убедительности
оправдание/...". Лечение: Наложите на больную епитимью
(строгость в зависимости от тяжести заболевания), но не для
наказания, а для исцеления и на голову наложите платочек.
Епитимья и платочкотерапия - лучшее лекарство.
4) Перегрев головы. "Больная" говорит: "Мне
в платочке жарко...". Лечение: тонкий платочек ни когда не
вызывает перегрев головы. Посмотрите на арабов - они
наоборот при жаре надевают на голову весьма толстый и
плотный головной убор. Жар вызывает бес, тем, что медленно
тащит жертву в адский пламень. Лучше всего прогнать беса при
помощи святой воды. Если вылитый за воротник стакан святой
воды не поможет - необходимо полное погружение в святой
источник. Время года не важно. В крайнем случае - обливание
большим количеством святой воды.
5) Воспаление лживости. Больная говорит:
"Мне старец разрешил в храме не носить платочек". Лечение:
березовая каша, т.е. массаж нижнего полушария головного
мозга при помощи березовых прутьев.
Примечание: Старец может быть позволил один
раз войти в храм без платочка и даже причастил. О дальнейшем
ношении платка в храме разговора не было. Подразумевалось,
что став христианкой будет соблюдать правила поведения в
храме. А то, что девица пытается истолковать слова старца по
своему - есть лукавство - не прямая ложь, а ложь
хитросплетенная. Тут уже слова вразумления плохо помогают, а
березовая каша - в самый раз.
Исключения. Безплаточницы на иконах
Удивительно, но даже на иконах можно
встретить безплаточниц. Кто же это? Святые отроковицы.
Как мы знаем, исключения не отвергают
правила, а подтверждают их.
Иконы - Святые Царственные страстотерпцы:
Царь Николай, Царица Александра, Царевич Алексий, Царевны
Ольга, Татиана, Мария, Анастасия. Обратите внимание -
старшие дочери - в платочках, а младшие - без платочков.
Святые мученицы Вера Надежда Любовь и матерь их София (мать
в платке, а дочери - нет). Вероятно по своей детской чистоте
отроковиц изображают подобно ангелам - т.е. с непокрытой головой.
Возникает вопрос, почему же тогда наши
батюшки просят и отроковицам быть в храме в платочке. Ну, во
первых это благочестивая традиция. А во вторых, почему то и
отроковицы грешат не меньше чем взрослые женщины. Вот у меня
рядом с домом детский сад. Так бывает летом в открытое окно
слышно как матерятся дети. Бывает что даже в воскресную
школу девочки приходят с накрашенными ногтями, губами и
глазами. Батюшка, таких конечно же сразу гонит вон, но в
каком же виде эти отроковицы дома и в школе?
Так что даже если и позволительно чистой как
ангел отроковице в храме быть без платочка - то ведь где же
таких взять? А если и найдется такая - то скорее всего она
подобно Богородице, которая честнейшая херувим и славнейшая
без сравнения серафим, оказавшись в храме первым делом
покроет свою голову платочком из смирения, а ни как не будет
хвастаться своей ангельской чистотой.
Ну вот на этом и хотелось бы закончить мое
маленькое исследование отражения традиций платочконошения в
православной иконописи.
Девица-платочковица
|