"Хрена с два! (В.В. Путин)" - о православном
книгоиздательстве в 2011 году
Заканчивается 2011 год. Время подводить
итоги. Каким он был этот год для нас, православных
издателей? Что произошло важного, какие победы и есть ли
беды? Давайте обсудим вместе. Я начну, а вы, дорогие
читатели, ответьте. А если я в чем-то не прав, то
поправьте.
Про книги вообще
Книг, которые стали событием на
церковном рынке (!), в 2011 году не было. Но их не было
и в 2010, как нет уже давно. Было несколько интересных
книг, о которых писали и говорили наши православные интернет-порталы, но в общей массе макулатуры, скучно,
серо и занудно перетирающей одни и те же проблемы, ярких
событийных книг мы не увидели. Нам нужен новый язык,
нужны новые имена, нужны новые подходы к читателям.
Всего этого ждем, как манну небесную, но просвета пока
не видно даже на горизонте. Эта самая большая беда
нашего времени. Мы, православные авторы и издатели,
сказать обществу ничего нового не можем. Нет новых
переводов святых отцов, нет нового перевода Библии или
хотя бы книг Нового Завета, нет популярной
катехизаторской литературы (все, что есть -
многочисленные перефразы старья, пропахшего нафталином
еще до революции 1917 года). Не видно новых писателей.
Они есть, появляются каждый день, но все их творения
остаются в маленьком мирке православных читателей,
который (мирок) с каждым годом сужается. Такое ощущение,
что некому сказать и некому слушать. Авторитетов у
народа не стало. Рынок по-прежнему требует старые
проверенные временем "Закон Божий" прот. С. Слободского,
многочисленные молитвословы и еще более многочисленные
лечебники. Косность рынка, его стремительное сокращение,
отсутствие новых имен и новых идей - вот самый печальный
итог года. Но повторюсь, что так же было и в прошлые
годы.
Книга года
Какую книгу можно назвать таким же
событием, каким в свое время стал фильм "Остров"
Лунгина? В 2011 году таким событием стала лишь одна
книга "Несвятые святые" о. Тихона Шевкунова. Это явление
огромного размера. Явление, которое предстоит понять и
проанализировать. Издательство ОЛМА часто играет с
цифрами тиража, как настоящий цирковой жонглер, но, со
слов о. Тихона, тираж книги перевалил на 600 тысяч. В
наши дни это ГИГАНТСКИЙ тираж. Возможно, он станет
первой строчкой рейтинга по итогам светского
книготоргового года.
Мы много лет говорили, что светский мир
не хочет и не может продавать православные книги. Когда
на церковном рынке улетали сотни тысяч какого-нибудь
"Старца Паисия", в то время как в светских магазинах эта
же книга уходила штучно, в лучшем случае десятками.
Причин несколько: люди предпочитают покупать в храмах,
справедливо полагая, что таким образом немножко жертвуют
на Церковь, а, кроме того, с большей гарантией покупают
настоящую православную книгу. В светском магазине могут
подсунуть все, что угодно - ведь специалистов,
разбирающихся в религиозной литературе, в светской сети
почти нет.
Что же вдруг произошло с книгой
"Несвятые святые"? Конечно, есть несколько факторов,
повлиявших на успех: имя автора (о. Тихон очень знаменит
в самых разных кругах), бренд издательства: ОЛМА-групп -
одна из издательских империй, возможности которой в
тысячи раз превосходят возможности любого православного
издательства. Хоть того же Сретенского монастыря. ОЛМА
может продать любую книгу большим тиражом. Для этого
есть огромная книготорговая сеть и хорошие связи.
Возможно, поэтому о. Тихон и выбрал ОЛМУ, а не стал
издавать в своем издательстве. Третий и, возможно,
решающий фактор - качество самой книги. Она
действительно очень хорошо написана, и это отмечают не
только простые читатели, но и настоящие мэтры русской
литературы. Я помню, как расчувствовался о. Тихон, когда
на одном из приемов к нему подошли В. Распутин и В.
Крупин, поблагодарили за книгу и похвалили литературные
способности автора. Признание таких людей - настоящих
мастеров слова - дорого стоит.
Но еще раз повторю, что во многом успех
этой книги в комплексе составляющих - удачный
маркетинговый подход и чудеса рекламы. Это нисколько не
умаляет заслуг автора, сделавшего качественный продукт,
но говорит о направлении движения православным авторам.
Хотите, чтобы ваши книги стали известны и дошли до людей
- идите в крупные светские издательства. В храмах ваших
книг все равно будет мало, но там они и не нужны никому,
а светский мир узнает о вас и услышит ваши мысли. Вы там
нужнее.
Магазин года
Таковым, на мой взгляд, по-прежнему
остается магазин Сретенского монастыря. Самый лучший,
самый красивый, самый теплый и уютный магазин страны.
Новых магазинов, о которых бы заговорили
покупатели, не появилось. Магазин Издательства МП вырос
по площади, но не приобрел необходимого уюта и
атмосферы. Он, может быть, и самый большой магазин
страны, но ему явно не хватает сердечности, домашности,
так необходимой всем книжным магазинам, стремящимся
стать лидерами. Тот же светский "Библио-глобус",
несмотря на десятки тысяч книг и тысячи посетителей в
день, выглядит куда более камерным, теплым и
дружелюбным. Думаю, что нашим церковным магазинам надо
брать пример со светской торговли. Там и проявление
христианской любви встретишь гораздо чаще, чем у
"профессиональных" христиан.
Интернет-торговля ничем особенно себя не
проявила. Появилось несколько православных
интернет-магазинов, но, на мой взгляд, это тупиковая
ветвь развития православной книготорговли. Денег там не
будет никогда. Еще раз подчеркну, что у светских
интернет-магазинов будущее есть. Причин множество, не
думаю, что всем это будет интересно.
Издательство года
Это однозначно "Никея". Молодые,
нахальные, амбициозные, целеустремленные, веселые,
живые. Последнее слово самое важное. Все остальное или
спит или на ладан дышит в прямом и переносном смысле.
Они ворвались в наш мир стремительно, заполонив собой
все информационные площадки. Вокруг только и разговоров
про явление "никейцев" народу. Порадовали не только
хорошо оформленными книжками, многочисленными удачными
презентациями, очень хорошим сайтом (лучший, на мой
взгляд, сайт православного книжного издательства), но и
своим движением в сторону светского рынка. Так держать.
Если хотите стать настоящими издателями, нужно
дрейфовать в сторону большого книжного мира, а не сидеть
в трехлитровом православном аквариуме. Ловить тут больше
нечего.
Еще хочу отметить издательский проект
"Настя и Никита". Снимаю шляпу перед мужеством
нескольких замечательных девчонок (уж простите, дорогие,
за фамильярность), которые своей любовью к книге,
литературе для детей и настоящим подвижничеством сделали
прекрасный проект. Пусть он пока не показывает чудес как
"Несвятые святые", но терпение и труд все перетрут.
Удачи вам, дорогие труженицы!
Награда года (Патриаршая литературная
премия)
Вообще-то надо было назвать этот раздел
"Хрустальный Турандец" года по аналогии с достойной
театральной премией. Конкурс и Патриаршая премия - это
самый большой блеф года, т. е. видимость деятельности
они показывают, галочку все поставили, а что они дали
книжному миру? Литературная, как, впрочем, и любая
другая премия, служат прежде всего одной цели -
вытолкнуть автора или произведение на самую широкую
аудиторию, рассказать миру о таланте или творении или
дать творческое направление всем остальным участникам
процесса. А какую пользу принесла премия Патриарха?
Представьте себе, собирается Оскаровский
комитет в США и награждает Оскаром фильм, который никто
не видел и не увидит. Награду дали, но нет кинотеатров,
в которых этот фильм могут посмотреть. Можно себе
представить такую абсурдную ситуацию? Конечно, не все
фильмы, получающие Оскар, занимают почетные места в
истории кино. Некоторые из них - фильмы-однодневки, а их
создатели получают награды не за выдающиеся качества
картины, а по иным, иногда сугубо политическим причинам.
Так бывает. Но фильм-то все равно прокатывают по всему
миру. Он может быть провальным и по коммерческим
ожиданиям. Вспомним "Повелителя бури", собравшего 42 млн
при 15 млн бюджете. Но это был госзаказ США, целью
которого было показать героизм и мужество американских
воинов, сражающихся "за свободу" иракцев и несущих
"высокие принципы демократии" "глупым и невежественным
людям, стонущим под тиранией". Это политика, идеология.
А какая политика у нас? Ее кто-нибудь понял? Может мне
объяснить?
Может быть, награды дали толчок
продажам? Но попробуйте найти в православных книжных
магазинах книги номинантов или лауреата премии. В
нескольких магазинах есть Крупин и неизвестный широким
массам прот. Чугунов. Есть много Юлии Вознесенской. Но
все их книги появились до того, как они стали
лауреатами. Спросите сейчас их издателей: стали ли книги
номинантов продаваться лучше? НЕТ! - скажут они. Премия
не дала ничего для продвижения книг. А в каком магазине
Москвы есть табличка, что В. Крупин стал лауреатом
первой Патриаршей премии? Где особым образом выставлены
его книги? Ничего этого нет. Зато если отъехать на 100
км от Москвы и спросить в любом храме в книжной лавке,
слышали ли они о Премии, то все только разведут руками и
покачают головой. В России никто ничего не знает про
премию! Книг победителя нет! А в тех местах, где они
все-таки есть, не то что ажиотажного спроса, но и
обычного роста не наблюдается.
Но самое главное - это выбор номинантов.
При всем уважении ко всем номинантам хочу заметить, что,
на мой взгляд, Патриаршая премия должна быть самой
высокой наградой в стране на уровне Государственной или
премии Президента. И соответственно, должны выбираться
писатели, действительно известные всей стране и
пользуюшиеся уважением в литературных кругах.
Единственное условие - чтобы их творчество несло добро и
опиралось на христианские ценности. Такие люди есть. При
этом они могут быть даже внешне далекими от Церкви. Это
будет знак признательности тем, кто в своем творчестве
руководствуется христианской моралью и добрым советом,
направлением движения.
Одним словом, пока Церковь не выйдет из
своего маленького мирка, до тех пор у нас и не будет
никакой миссии. Пока мы научились только отгонять
творческих людей от Церкви. И делаем это с каждым годом
все успешнее.
Книжное СМИ года
Его по-прежнему нет. "Правкнига" сдала
свои позиции и настоящим книжным ресурсом ее пока
назвать нельзя. По-прежнему ощущается изнуряющий голод
на хорошие, умные рецензии и качественные статьи,
посвященные книжной тематике. Причина одна - недостаток
работников. Все толковые специалисты из Церкви ушли или
затихли. Ярких личностей, влюбленных в книгу, живущих
книжностью и способных писать на книжную тему, мы найти
так и не смогли. Издатели православной литературы
сотрудничать по-прежнему не хотят. Либо вообще закрывают
свои страницы в сети, либо увлеченно занимаются пиаром
себя любимых. Даже крупным издательствам (ИМП,
Сретенский, Данилов монастырь) всецерковный портал на
книжную тему не нужен. На него у них нет ни денег, ни
работников, а главное - желания. Не нужен портал и
новоиспеченному ИС РПЦ. В прошлом году они сделали свой
ресурс (что надо было делать обязательно), обещали
активно сотрудничать с нами, но дальше деклараций дело
не пошло. Все спущено на каких-то сотрудников среднего и
мелкого уровня, многие из которых вообще не знают ничего
о существовании "Правкниги".
К таковым людям можно отнести и
выпускающего редактора единственного профильного журнала
"Православное книжное обозрение". Идея создания журнала
принадлежит "Правкниге", и именно мы активно выступали
за его рождение. Так радовались, когда Святейший
Патриарх услышал наш призыв и распорядился создать
журнал. Но в Издательском Совете набрали таких
"высококлассных" специалистов, которые только спустя
месяцы узнали о существовании нашего портала. Этой
весной позвонил вышеупомянутый редактор и стал
расспрашивать о нашем портале. Ему только что рассказали
о нашем ресурсе, и он очень хотел узнать, кто мы такие.
Представляете: Правительство дает распоряжение сделать
журнал, посвященный российскому футболу, выделяет море
денег, кому-то поручает, тот собирает с улицы каких-то
людей, начинают работать и спустя полгода узнают, что в
России есть команды "Спартак" и "Зенит", футбольные
газеты, куча сайтов в интернете. Как можно было бы
назвать деятельность горе-работников такого журнала?
Непрофессионализм? Увы, да. Это же сквозит во всем
наполнении журнала "Православное книжное обозрение":
видно, что сотрудники еще плохо себе представляют
книжный рынок, наши православные особенности и проблемы,
с которыми сталкиваются издатели православной
литературы. Но к специалистам, знающим отрасль, они за
советом не спешат. Зачем? Зарплату им ведь платят не
исходя качества работы, а просто для порядка, для
галочки в платежном документе. Вот и они делают все для
галочки. Многие издатели и книжные торговцы даже не
знают о существовании этого журнала. Чего уж говорить о
его пользе или влиянии. А ведь такой журнал крайне нужен
отрасли. И, учитывая огромные возможности Митрополита
Климента, его связи и управленческий опыт, этот журнал
мог бы стать настоящим рупором издательско-книготорговой
общественности. Мы все крайне нуждаемся в своем журнале.
Но пока это не наш журнал, а журнал для галочки.
Маленький по формату (чуть больше ладошки) и маленький
по степени влияния. Роскошный по полиграфматериалам
(отпечатан на мелованной бумаге полноцветом) и пустой по
содержанию внутри. Он всем своим видом символизирует
нынешний Издательский Совет: его крайне незначительную
роль в жизни Церкви, при деньгах и при внутренней
пустоте и непрофессионализме. Это нельзя назвать ошибкой
или виной многоуважаемого владыки Климента. Он и так
делает все, что может, и даже выше своих сил. Все это,
так же как и с "Правкнигой" нужно отнести к нашей общей
проблеме - недостатку кадров. Качество и количество
работников явно не соответствует тем большим задачам,
которые ставит перед нами жизнь.
И тут мы переходим к главной проблеме
года.
Тупик года
Многие издатели говорили о том, что
двадцать лет Церковь не уделяла никакого внимания
книжной отрасли - не помогала издателям лучше издать или
распространить православные книги, не воспринимала
важность и необходимость книги в деле миссии...
Говорили, орали и доорались. Лучше бы молчали, честное
слово. Вместо того, чтобы помочь издателям в
распространении и популяризации православной книги, мы
построили большой дуршлаг для отсеивания пшениц от
плевел. Это вообще давняя традиция нашей страны. Немцы
прежде, чем начать строить дом, строят дорогу. Мы же
роем котлован. Вместо того чтобы построить железную
дорогу и пустить поезда с книгами, мы в чистом поле
построили станцию с турникетами. Через них пропускаем
всех издателей с тысячами наименований книг,
отфильтровали уже несколько наименований, а дальше
издатель может идти на все четыре стороны. Ему как
приходилось самому думать, как продать тираж, так и
бегает он, как заяц, по городам и весям. Десятки умных и
толковых людей перебирают в комиссии по рецензированию
тонны словесной руды, чтобы выявить несколько книг
дурного качества, которые и так все знают.
Конечно, польза от рецензирования есть -
и она огромная. Честь и хвала Митрополиту Клименту,
который смог организовать и наладить этот процесс. Это
его большая и заслуженная победа. Все издатели должны
быть ему благодарны. Но что дальше делать с этими
книгами? Нужна помощь в популяризации чтения, в развитии
книжной сети - даже самое большое издательство не в
состоянии справиться с такой задачей. Тут необходимо
совместное усилие всех издателей под руководством нашего
священноначалия. А вместо того, чтобы объединять усилия
для решения главной проблемы, мы увлеченно развиваем
систему рецензирования. Нужную? - да. Но далеко не
главную в наши дни.
Церковь всегда была хранителем и
собирателем знаний. Русские монастыри были центром
образования. Сейчас же большая часть из них становится
центром мракобесия и невежества. Даже с гигантскими
денежными оборотами они не могут (точнее не хотят)
создавать магазины или издательства. Им легче вообще
ничего не делать, чем искать людей, которые будут
служить делу книжного просвещения. Яркий пример тому –
Оптина пустынь. Сотни тысяч паломников и туристов
посещает этот монастырь. Но посмотрите на ассортимент
книг в церковной лавке? Десятки наименований. Притом,
что в год в России издается 3500 наименований
православных книг. Куда девать их издателям, если
Оптина, Валаам, Новодевичий и сотни других монастырей не
будут помогать их распространению?
Реформы нужны. Очень нужно срочно
реформировать отрасль. Иначе мы ее загубим!
Я понимаю, что это пустое сотрясение
воздуха. Даже либерально-демократическое просвещенное
крыло нашей Церкви, которое столь ярко выступает на
"фейсбучных" митингах, вряд ли станет комментировать эту
запись. Ее публикация действительно лучший случай
обидеть всех. Но тем не менее я скажу. Ибо наболело.
Знаете, когда маленькая струйка воды наполняет сосуд,
доходит до самого края, растет горкой ввысь, а потом
резко обрушивается вниз, унося с собой не только горку,
но даже и то, что перелиться не должно было.
Давайте подведем итог в конце 2011 года.
Итак, что мы, издатели, получили теперь:
Раньше издатель мог выпустить любые
книги и сам их, как хотел, так и продавал. Сейчас
издатель может выпустить любые книги и сам, как хочет,
их продает. Перемены?
Раньше Церковь не уделяла внимания тому,
что продается в церковных лавках. Сейчас отдельные
епархии и приходы начали уделять внимание. Но
мракобесная литература как лежала в отдельных лавках,
так и продолжает лежать. Способов/механизмов ее найти и
изъять нет. Как решал сам настоятель, что ему продавать,
так и решает. Перемены?
Раньше у некоторых отцов и епархий не
было надежного способа для отказа взять книгу на
реализацию, а теперь у них есть такая возможность. Книги
даже с реальным грифом благословения Патриарха Кирилла
не берут, справедливо отвечая, что там нет грифа ИС РПЦ.
Т.е. книг стали брать значительно меньше. Перемены?
Навели порядок с рецензированием. Сейчас
за несколько недель или месяцев издатель может получить
разрешение на издание. Правда, теперь он должен за это
деньги платить. Т.е. если раньше Церковь не брала денег
с издателя, то теперь считает, что издатель должен
платить, если желает поставить книгу на церковную полку.
Денег у издателей, знамо дело, много больше, чем у
некоторых настоятелей. Они богатые, смогут осилить. Т.е.
Церковь помогла издателям - избавила их от "лишних"
денег. Перемены?
Я застал брежневский застой. Тогда было
принято начинать и заканчивать свое выступление цитатой
из Ленина и дорогого Леонида Ильича. Сейчас я дожил до
путинского застоя, и рука сама потянулась к цитированию
нашего любимого вождя и бессменного руководителя.
Помните в декабрьской передаче "Разговор с Владимиром
Путиным" он употребил выражение "Хрена с два!". Что
поделать: какие правители, таков и язык. Цитирую в
контексте:
"Приняли решение по Афганистану, но
кто-нибудь посоветовался с союзниками о том, что нужно
делать в Афганистане? Хрена с два! Удар нанесли, а потом
начали всех подтягивать и говорят: кто не с нами - тот
против нас. Это что, союзничество? Никакого союзничества
нет! Кто не с нами, тот против нас. Вот формула
замечательная!"
Коль теперь с легкой подачи главы
Правительства РФ можно прилюдно употреблять подобные
выражения, то и я повторю за премьером его слова.
Кто советуется с издателями о том, как
нужно реформировать отрасль? Хрена с два! Делают сами,
что хотят и как хотят. "Это что, союзничество? Никакого
союзничества нет! Кто не с нами, тот против нас". Все,
кто не согласен, объявляются противниками Церкви. Пока в
Чистом не осознают, что эта политика столь же не
конструктивна, как политика США в Афганистане, мы и
дальше будем топтаться на месте и мечтать о новых именах
и книгах.
Таков оптимистичный итог книжного года.
Итог следующего будет более пессимистичным. В этом я как
оптимист почти уверен.
Георгий Гупало
Православная книга - 28.12.2011.
|