Церковь укрепляет в человеке веру, а вера дает силы
и мужество идти по этой жизни
Интервью с архимандритом Иосифом
(Еременко). 9 декабря 2015 года исполнилось 50 лет со
дня рождения руководителя издательского отдела
Казахстанского Митрополичьего округа архимандрита Иосифа
Еременко. Сотрудники сайта mitropolia.kz обратились к
отцу Иосифу с просьбой ответить на несколько вопросов.
– Отец архимандрит, в какой момент Вы
решили, что хотите посвятить себя служению Богу?
– Такого "момента" не было. Я всегда
знал, что буду служить Богу в Церкви. Мне
посчастливилось родиться в православной семье. Моим
религиозным воспитанием занимались прабабушка (она
скончалась, когда мне было 10 лет), бабушка и мама. Дома
меня учили молитвам. Некоторые молитвы знал наизусть,
еще не умея читать, на слух. Были дома Евангелие,
духовная литература. По воскресеньям и праздникам ходили
в церковь. В церкви надо было вести себя прилично,
стоять прямо, "как свечка". Когда мне покупали обновку,
то первый раз ее надевал в церковь. Издетска знаю, что
просфору нельзя кусать, но только отламывать кусочки и
благоговейно "вкушать"; что, прикладываясь к иконе,
нельзя размыкать губы – к иконе "прикладываются", а не
целуют ее; что после Причастия нельзя плеваться, да и
вообще нельзя плевать на землю, которая есть подножие
Бога; что лампада дома перед иконами должна "теплиться",
а не полыхать факелом; что для снятия пыли с икон есть
особые тряпочки, которые особо хранятся в чемодане и
больше нигде в быту не используются, потому что и пыль
на иконах – особенная… Святыня требует к себе особого
отношения.
Из этих "мелочей" и складывается
церковная культура. В этих "мелочах" проявляется
благочестие.
Гораздо позже узнал, когда стали
издавать замечательную книгу "Домострой", что все эти
нормы прописаны в этой книге.
У отца же было другое "амплуа" в моем
воспитании: приучал к каким-то элементарным
хозяйственным трудам: молоток, гвозди, лобзик,
электричество; с ним чинили игрушки, собирали
конструкторы, клеили модели самолетов; разговаривали по
душам; когда жили в Сибири – шишковали, собирали ягоды…
Хоть я и не стал технарем, но отец приучил, что все надо
делать не только правильно, но и красиво.
***
Читайте также проповедь архимандрита
Иосифа:
***
– Как, по-вашему, следует воспитывать
ребенка, чтобы он, в конечном итоге, не отошел от
Церкви, а полюбил Ее на всю жизнь?
– Родители, которых Господь благословил
детьми, должны воспитывать их "от юного возраста и от
малых ногтей" в вере и благочестии, прививать им понятие
о грехе и добродетели, о добре и зле, "что такое хорошо
и что такое плохо", всеять в их души те начатки
духовности и нравственности, которые сделали бы их
настоящими людьми, добрыми христианами и
добропорядочными гражданами своего земного отечества.
Очевидность свидетельствует, что не все
родители достойно справляются со своими обязанностями. И
не надо винить никого в том, что дети растут плохими.
Никто не ответит за детей перед Богом так, как родители.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Те отцы, которые не
заботятся о благопристойном воспитании и скромности
детей, бывают детоубийцами и жестче детоубийц, поскольку
здесь дело идет о погибели и смерти души". На родителях
лежит обязанность воспитывать детей "во всяком
благочестии и чистоте" (1 Тим. 2: 2).
И никто – ни
улица, ни друзья, ни школа – не виноват в том, что
заполнена духовная пустота в душах детей греховной
скверной. Родители должны были на белом листе чистых душ
своих детей написать все самое доброе, самое хорошее.
Среди первых слов, которые ребенок произносит, кроме
"мама" и "папа", должно было быть слово "Бог" и другие
подобные слова. Надо приучать детей к молитве, учить их
слушать свою совесть, "всегда иметь непорочную совесть
пред Богом и людьми" (Деян. 24: 16). И учить детей не
только на словах, но и личным примером. Очень важно,
каковы будут первые впечатления ребенка. Они, эти
впечатления, навсегда останутся в сознании и душе
ребенка и будут определять его жизнь. Пусть ребенок
видит и слышит, как мать или бабушка затепливает лампаду
перед иконами, как тихо звучат священные слова ее
молитв, как истово осеняет себя крестным знамением и
совершает поясные и великие поклоны, как благословляет
его перед сном крестом, а поутру дает с молитвой святую
воду и просфору… А еще непременное хождение в храм Божий
на богослужение, подготовка и первая исповедь,
причащение Святых Христовых Таин…
К родителям, которые более всех обязаны
радеть о воспитании своих детей, обращен совет святого
праведного Иоанна Кронштадтского: "Родители должны
усердно ходить в храм и водить в него своих детей, если
хотят сделать их добрыми христианами и почтительными
чадами, признательными и благодарными! Мы часто видим
ныне детей обоего пола непочтительными и часто дерзкими
к родителям, непокорными. Отчего? Оттого, что они не
получили христианского воспитания, не развили
религиозного чувства и естественной любви к виновникам
своего бытия, не имеют в сердце веры в Бога и страха
Божия, заглушили в себе совесть и стали глухи к ее
Божественному гласу. Храм с его богослужением и
Таинствами, со Словом Божиим есть наилучшее
воспитательное место для детей и для всех возрастов…"
Однако все это может с возрастом
забыться на время, отойти на второй план, но в нужный
момент душа наполнится благодатными переживаниями
детства…
Блаженны те родители, которые приведут к
Богу своих детей!
– Какие духовные и светские книги Вы бы
посоветовали нашим читателям?
– Надо читать Евангелие, жития
подвижников благочестия и творения святых отцов Церкви,
читать и перечитывать постоянно. Чтобы это чтение было
безопасным, полезным для жизни, надо читать, прилагать
прочитанное к своей жизни и стараться поступать в жизни
так, как написано. Если чтение становится только
накоплением информации, а не поводом направлять себя на
добродетельную жизнь, то такие "теоретики" способны
только осуждать других.
Опыт свидетельствует, как опасно читать
книги, зараженные ложными мыслями. К сожалению, такие
книги были всегда. И сегодня их можно найти в изобилии
на прилавках любого книжного магазина. Всякий читающий
подобные книги, как бы занимательно они не были
написаны, неизменно приобщается лукавому, темному духу
лжи. Люди, не утвержденные в православной вере, но
ищущие истину, получают через такие книжицы самые
превратные, неправильные представления о вере, о Святой
Церкви, о Православии, вообще о жизни.
В выборе литературы необходимо быть
благоразумным и осторожным, обращая внимание на то, кто
писатель и что он пишет. Будьте внимательны и осторожны!
Не позволяйте себя обманывать! Каждому возрасту
соответствует своя пища, которая полезна и приятна. Это
справедливо и для духовного возраста человека. Святитель
Феофан Затворник пишет, что жития святых лучше, полезнее
для начинающих, творения святых отцов – для средних,
Божие же Слово – для совершенных.
Это о духовной литературе. Что же
касается светской литературы, скажу, что надо читать
русскую и зарубежную классику. Классика – это золотой
фонд литературы, знакомство с которой полезно человеку.
В шедеврах мировой литературы затрагиваются вечные темы,
которые волнуют людей всегда и везде: Бог и человек,
грех и добродетель, жизнь и смерть, война и мир, любовь
и ненависть, честь, благородство и подлость,
предательство… Если бы люди читали классическую
литературу, то многое происходящее в жизни их не
удивляло бы, ко многому относились бы спокойнее,
избежали бы многих ошибок. В любое время человек
остается человеком и сталкивается с одними и теми же
нравственными проблемами, меняются только внешние
условия жизни, меняются, если можно так сказать, только
декорации. "Что было, то и будет; и что делалось, то и
будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает
нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это
было уже в веках, бывших прежде нас" (Еккл. 1: 9-10).
Думаю, нет нужды перечислять авторов-классиков…
– В этом году вышла в свет Ваша книга
"Святой праведный Иоанн Кронштадтский". Почему Вы
написали именно об этом святом?
– Предание об отце Иоанне Кронштадтском
хранится в нашей семье, проживавшей тогда во
Владикавказе. Моя прапрабабушка по материнской линии
Агриппина Тихоновна Канищева (в девичестве Гутченко)
имела много детей. Роды седьмой дочери были неудачными,
началось заражение крови. Врачи ничем помочь не могли.
Тогда старшая дочь ее Евдокия (бабушка Дуня) послала
телеграмму в Кронштадт, в которой сообщала отцу Иоанну о
беде и просила молитв. Отец Иоанн Кронштадтский ответил
так же телеграммой, в которой было написано: "Ваша мама
будет жить". И чудо совершилось – Агриппина Тихоновна
пошла на поправку и вскоре совершенно выздоровела.
Подробно и громко об этом говорить в
советское время было опасно. Безбожники-большевики умели
репрессировать не только своих современников, но и давно
перешедших в мир иной, они умели репрессировать Историю.
Тем не менее, кроме этого устного предания, в семье, с
Божией помощью, сохранились и материальные свидетельства
об отце Иоанне Кронштадтском: его портреты и книги. Этот
подвиг совершила моя бабушка Нина Александровна.
Говорю "подвиг" безо всякого
преувеличения. Известен, например, такой факт. В 1936
году органы НКВД по Ленинградской области приговорили к
6 годам лишения свободы клирика Троицкого Измайловского
собора г. Ленинграда протоиерея А. Рослякова в том числе
и за хранение "церковно-монархической литературы":
произведений отца Иоанна Кронштадтского, Троицких
листков и др.
Так что благодаря бабушке, мое
знакомство с богословским наследием Кронштадтского
пастыря началось с самого раннего детства, как научился
читать, по тем его книгам, которые хранились у нас.
Когда по окончании Московской духовной
академии надо было определяться с темой кандидатской
диссертации, то в списках тем, предложенных заслуженным
профессором МДА Константином Ефимовичем Скуратом, с
радостью нашел тему о святом праведном Иоанне
Кронштадтском. После многих лет замалчивания стало
возможным не только говорить о Кронштадтском праведнике,
но и открыто изучать его творения. Естественно, проблем
с выбором темы работы у меня не было.
После защиты диссертации работа над
темой не прекращалась. Изданная книга – это существенно
дополненная часть моей кандидатской диссертации.
Благодарен владыке митрополиту
Александру за благословение на издание этой книги в год,
когда Русская Церковь широко и торжественно отметила
знаменательную дату – 25-летие канонизации святого
праведного Иоанна Кронштадтского. Поддержанный
святительскими молитвами митрополита Александра,
руководимый его разумом, поощренный его сочувствием и
благожелательностью, я подготовил рукопись к изданию.
Надеюсь, что книга принесет читателям
духовную радость и пользу.
Не могу умолчать о том, что в лице
митрополии Александра мы имеем искреннего и глубокого
почитателя отца Иоанна Кронштадтского.
Во время обучения в духовных семинарии и
академии в городе на Неве будущему митрополиту
Александру посчастливилось быть иподиаконом у
архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева),
почитателя отца Иоанна Кронштадтского. Владыка Мелитон
не раз вспоминал историю о своей детской встрече с
Кронштадтским пастырем. Отец Иоанн сказал мальчику
Михаилу Соловьеву, будущему святителю: "Люби Церковь
Божию, и ты никогда не причинишь ей зла".
Эти слова Кронштадтского пастыря как
духовное завещание архиепископ Мелитон передал
митрополиту Александру.
Так, великая духовная традиция святого
праведного Иоанна Кронштадтского "друг друга
приимательно" перешла к Главе Православной Церкви
Казахстана митрополиту Астанайскому и Казахстанскому
Александру, который щедро передает ее своей
казахстанской пастве.
– В связи с этим, каким должен быть
хороший пастырь?
– Празднование 25-летие канонизации
святого праведного Иоанна Кронштадтского дало повод
вновь обратиться к образу этого великого человека. Отец
Иоанн Кронштадтский был настоящим, искренним
священником. Литургия была для него средством и смыслом
жизни. Зная, как мало и нерегулярно он питался, можно
без преувеличения сказать, что он питался Пречистыми
Телом и Кровью Спасителя.
Святитель Иоанн Сан-Францисский писал об
отце Иоанне так: "Он праведник великий. Он всю свою
жизнь старался соблюдать заповеди Божий и творить все,
как Бог заповедал. Он благоговейный священнослужитель
Церкви. Горячо он возносил молитвы Богу, старательно
соблюдал устав церковный, воистину образец и пример всем
священнослужителям. Посему и действенна была Его
молитва. Он был воплощением милосердия, всех жалел, всем
помогал. Не только отзывался он на просьбы о помощи, но
сам отыскивал нуждающихся. Снисходил ко всем, старался
всем помочь, одним подавая милостыню вещественную,
житейскую, других поднимая от падения греховного и
обогащая дарами духовными. Он был и грозный обличитель
грехов человеческих, подобно пророку Илии и Иоанну
Крестителю, не боявшийся открыто в лицо говорить правду.
Благостный к кающимся, как ни велики были грехи их, он
не терпел упорства во грехе".
Пусть жизнь и труды святого праведного
Иоанна Кронштадтского будут примером для всех
священников.
– Отец Иосиф, могут ли Интернет и
телевидение быть средством привлечения молодежи к
Церкви?
– В Церкви совершается спасение
человека. Церковь имеет все средства, чтобы привести
человека к Богу: богослужение, Таинства, Евангелие,
жития и творения святых отцов. Церковь указывает
человеку смысл жизни, дает содержание жизни и духовное
утешение. Церковь укрепляет в человеке веру, а эта вера
дает силы и мужество идти по этой жизни.
Но есть люди, которые живут вне Церкви, и в этом –
известная мера вины каждого христианина, не способного
показать им ту истину, которая является животворной и
спасительной, не способного показать радость
освобождения от греха и жизни с Богом. Каждый христианин
призван быть апостолом, призван проповедовать Христа
словом и делом. Каждый христианин должен помочь другим
людям найти свой путь к храму, путь к Богу, помочь
изменить свою жизнь через покаяние, через осознание
бесперспективности и губительности жизни без Бога.
Настоящий христианин уже одним своим присутствием
изменяет мир вокруг себя, делает его чище и радостней.
Это чувствуют окружающие.
Быть апостолом – значит говорит о
Христе, о Церкви Христовой, о тех великих духовных
сокровищах, которые Церковь хранит.
Современная реальность такова, что
средства массовой коммуникации дают возможность
христианину говорить о Боге и Церкви не только тем, кто
рядом, но и дальним, ведь многие люди сегодня общаются и
получают информацию через Интернет. Эту возможность
обязательно надо использовать. Если серьезно,
ответственно, профессионально использовать телевидение и
Интернет, то они станут уникальной возможностью донести
до самых широких слоев населения и особенно до молодежи
церковную проповедь, возможностью поделиться радостью
жизни во Христе.
Многие ругаю Интернет и часто – по делу.
Но не надо ругать – это контрпродуктивно. Надо сделать
так, чтобы были в Интернете островки мира, любви,
чистоты и радости – островки святости.
Телевидение и Интернет должны стать
дополнением к учительному служению священника в храме, к
трудам преподавателей приходских воскресных школ и
воспитанию детей в семье.
– Что бы Вы пожелали всем православным и
тем, кто делает первые шаги по дороге, ведущей к Церкви?
– Образно говоря, каждый из нас, проходя
по жизненному пути, бросает на него свою тень. Жизнь
наша отражается на окружающих, и мы должны прилагать все
старания, чтобы это отражение приносило пользу,
облегчение, исцеление и радость, чтобы наше влияние на
других было не отравляющим и смертоносным, но
благотворным, напоминающим живительное дуновение горного
воздуха, приносящего здоровье и силу.
Такова ли наша тень? Какую тень мы
бросаем на окружающих?
Желаю всем подумать об этом. "Бог же мира да будет со всеми вами" (Рим. 15:33)!
Беседовала Евгения Леденева
Митрополичий округ в Республике Казахстане - 11.12.2015.
|