Прибыль с десятины
О десятине знают все. Но обычно
считается, что это пережиток прошлого – некая заповедь
Ветхого Завета, исполнять которую в новозаветные времена
уже не обязательно. А как оказалось, есть такие
христиане, кто десятину отдает и сегодня. Зачем они это
делают и что получают взамен – они рассказали нам сами.
"Удивительное дело!"
"Десять лет назад материально было
трудно всем, и мне в том числе, – рассказывает Вера
Дробинская, врач из Астрахани. – Со мной жила сестра с
мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не
работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были
полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в
Библии мне попадались слова о десятине: "Можно ли
человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня.
Скажете: "Чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и
приношениями" (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что
Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих
хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того
как положенные десятины будут принесены в храм.
Не ответить на такой призыв было
невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла
5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с
пожертвованиями, старалась не думать – "что ты делаешь?
кому все это надо?" – и молилась: "Господи, это так
мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую
жертву с милостью". Как только я положила деньги в ящик
– покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас
стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то
намного более могущественный взял на Себя заботу о моих
финансах.
Но муж сестры был против, чтобы мы
отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил
священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать
детям-сиротам – помогать в детской больнице, где лежали
отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так
все началось. И с тех пор, как только я забываю про
десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю
и отдаю – все выравнивается. Удивительное дело!"
На храм или на бедных?
История Веры Дробинской свидетельствует
о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но
некоторые современные священники все-таки не разделяют
это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян,
руководитель миссионерского отдела Курской епархии,
считает так: "Милостыня – дело добровольное, поступайте
по совести. А жертва на храм – предполагает обязанность
человека-прихожанина по отношению к своему приходу,
общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное
подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода".
Как же было устроено во времена Ветхого
Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и
животные, которые считались также произведением земли.
Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет
подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался
субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.
Ветхозаветная десятина состояла из трех
частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а
19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года)
отдавалась левитам и священникам – 10 от 100% (см. Вт.
12:19; 14:27). Другая часть отдавалась на праздники и
составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4
и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и
откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо
праздничной (см. Вт. 14:22-29; 26:12-15; Ам. 4:4-5).
Итак, получается, что милостыня (часть
на бедных) входила в понятие "десятина" и была
обязательной заповедью: "По прошествии же трех лет
отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и
клади в жилищах твоих... и пришелец, и сирота, и
вдова... пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя
Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты
будешь делать" (Втор. 14:28-29). Неудивительно после
такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое
наказание следует за неуплату десятины, каждый
израильтянин считал своим долгом поддерживать это
установление и отдавать все положенное.
***
Читайте также по теме:
***
Новый Завет – призыв к совершенству
Жертвенная смерть Христа и Его
воскресение положили конец иудейскому Закону с его
обрядовыми заповедями, "упразднив... закон заповедей
учением". Теперь каждый христианин сам может определить,
сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на
бедных; каждый должен поступать так, как он "решил в
своем сердце". Но при этом апостол Павел ясно пишет в
одном из своих посланий: "При сем скажу: кто сеет скупо,
тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и
пожнет... Бог же силен обогатить вас всякою благодатью,
чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были
богаты на всякое доброе дело... на всякую щедрость,
которая через нас производит благодарение Богу" (2 Кор.
9:6, 8, 11).
"Новый Завет не имеет предела, –
объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия
при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель
московской Комиссии по церковной социальной
деятельности. – Заповеди Нового Завета призывают к
совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело,
душу, сердце, ум – все отдать Богу и ближнему! Господь
говорит: "...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай
имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на
небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19:21). В
новозаветное время мы никак не можем ограничиваться
десятиной – это просто другой уровень, более низкий,
ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и
больше, кто успеет до этого дорасти – тот будет
блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было
спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен
отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать,
кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину".
Пожертвования в раннехристианской Церкви
принимались "смотря по тому, кто что имеет, а не по
тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было
облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность"
(2 Кор. 8:12–13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в
ущерб "домашним" (1 Тим. 5:8).
Неразумное даяние
Преподобный Иоанн Лествичник ( VI век)
рассказывает историю одной девушки, родители которой
умерли и оставили ей большое имение. И однажды она
увидела, как в ее саду какой-то человек хочет
повеситься. Она подошла и спросила, почему он это
делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким
образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка
спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько,
сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла
этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей,
потому что ей не на что было жить. Долгие годы она
провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о
Христе, а когда узнала и захотела креститься – все
отказывались стать ее поручителями, потому что знали о
ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был
нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей
на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили
ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце
жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное
даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь
принимает и вознаграждает.
А следующую историю, из которой видно,
что Господь по Своему милосердию награждает даже
"сеющего" с неохотой, рассказала одна из добровольцев
православной службы "Милосердие": "Я получила небольшое
наследство – 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в
самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца
кругом проповедовала о необходимости становиться другом
милосердия и отдавать один процент дохода на добрые
дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от
наследства отдать! Сначала я даже хотела так и
поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег.
Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала
обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне
скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на
милосердие – оставь их себе, ты же и так доброволец, – и
моя совесть успокоится.
Но не тут-то было. Батюшка на исповеди,
перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не
бывало, что надо не только отдать один процент на
милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну,
думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и
десять процентов тоже – а это десять тысяч. Погоревала
я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло
недели – звонит мне начальник по работе и говорит: "Не
хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее
дополнительно десять тысяч каждый месяц?" Получилось, за
то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину,
Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это
сделала я, а ежемесячно!"
"Не искушай Господа Бога твоего"
Слыша о чудесах, подобных описанным
выше, находятся люди, которые пытаются заранее
рассчитать свою "прибыль" от жертвы на храм или
милостыни: "Когда мы однажды приехали к известному
старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, –
рассказывает отец Аркадий Шатов, – один человек, мой
знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с
собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него
было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему
ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой
у знакомых".
Однажды святитель Иоанн Милостивый,
патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел
во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: "Я –
старшая дочь Великого Царя, – сказала она ему. – Если ты
сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе
от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него
такой силы и дерзновения, как я". Из ее слов святитель
Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у
Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но
решил все же это проверить.
По пути в церковь святитель встретил
нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою
верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до
церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах,
протянул мешочек с серебряными монетами и исчез – это
был ангел. "С того времени, если я что подавал убогому,
хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он
говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился,
что это действительно так. Наконец я сказал себе:
"Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!""
Ответственность за приход
В современной Германии существует
церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин –
католических, иудейских, евангельских (не все
евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в
некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения
Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех
других религиозных общин, в том числе православные
(принадлежность к конфессии указывается в налоговой
декларации), этим налогом не облагаются.Церковный налог
составляет основную часть (около 70%) дохода германских
религиозных общин. Его размер напрямую зависит от
начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии
подоходный налог начисляется только на доход,
превышающий определенный уровень, то такая привязка
церковного налога к подоходному автоматически учитывает
платежеспособность верующего. В итоге только 35%
верующих обязаны платить церковный налог, в число
остальных входят дети, взрослые с низким доходом и
пенсионеры.Десятина как форма обеспечения Церкви
встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на
десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь
и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в
древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его
служителей. Была даже должность "десятильник", а после
Стоглавого собора – "десятский священник", в ведении
которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти
должности были упразднены.
"Когда я служил в деревне, –
рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, – в храме стояли
тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим
боролся, мне казалось, что это как будто продавать
благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан
призываю жертвовать на храм – потому что они должны
участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: "Что с
меня взять – я и так бедный!" Но хотя формы участия
могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том
числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у
каждого была ответственность за свой приход. Раньше на
литургию люди всегда что-то с собой приносили
("просфора" ведь и значит "приношение"): кто-то – хлеб,
кто-то – вино. По одному из древних чинов литургии даже
дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм
воду, чтобы не приходить с пустыми руками!"
Десятина в Ветхом Завете
В ветхозаветную десятину входили фрукты,
овощи, зерно, вино и животные, которые считались также
произведением земли.
Нескучный сад № 6, 2009.
|