Грех непразднования
"В праздник работать грех" – у многих из
нас эта фраза засела в голове Трудс незапамятных времен:
то ли бабушка так говорила, то ли прабабушка. Более
того: люди, далекие на самом деле от Церкви, зачастую
знают о церковном празднике именно это – нельзя
работать! – а больше ничего и знать не хотят: "Сретение
сегодня – стирать не буду". – "А что такое Сретение?" –
"Ну, это когда зима с весной встречаются".
Так грех ли работать в праздник или
просто в воскресенье? Первая возникающая мысль: "Грех
или не грех, а никуда от этого не денешься". Если
великий праздник приходится на будний день, то можете не
сомневаться: ваш любимый батюшка, отслужив праздничную
Литургию, ринется в привычный водоворот дел. У него на
этот день запланировано тридцать две деловые встречи,
восемнадцать важных хозяйственных вопросов и четыре
долгих разговора с трудными духовными детьми. Если же на
дворе день воскресный, то батюшка во второй половине дня
доберется, может быть, до дома. И заждавшееся семейство
обрушит на него град домашних проблем.
Сбор урожая
помидоров. Тамара Егорова (1980)
С паствой примерно то же самое. Я
принадлежу к редчайшим счастливцам: великие и
двунадесятые праздники у нас в епархиальном управлении –
вполне официальные выходные. Но – рискну выдать страшный
секрет – мало кто из наших сотрудников в эти дни не
посещает рабочих мест. А дома всех, особенно сотрудниц,
ждут запыленные окна, немытые кастрюли, некормленые
мужья и непослушные дети. Никуда не денешься.
В христианстве нет шабата,
категорического запрета на какой бы то ни было труд в
определенный день, – мы знаем о нем только из Ветхого
Завета: шесть дней пусть делают дела, а в седьмой –
суббота покоя, посвященная Господу; всяк, кто делает
дело в день субботний, да будет предан смерти, – читаем
мы в книге Исход (31:15), а из книги Чисел (15:32-35)
узнаем о человеке, который в день субботний собирал
дрова для своего очага и которого за это побили камнями.
Но Евангелие открывает для нас иное отношение к
субботнему дню. Книжники и фарисеи периодически
предъявляют Учителю претензии по поводу исцелений в
субботу. И Он отвечает им, что если в субботу нельзя
оставить вола или осла без водопоя, то можно ли в ту же
субботу отказать человеку в избавлении от страданий?
(см.: Лк. 13:10-17). .Суббота для человека, а не человек
для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и
субботы (Мк. 2:27-28).
Всем понятно, что даже в пасхальную ночь
кто-то стоит у операционного стола, а кто-то дежурит по
вокзалу. Даже и в монастыре не всякий насельник проводит
всю эту ночь в храме – кто-то по послушанию на кухне. Ну
а если иметь в виду труд не вынужденный, несрочный. Для
многих моих знакомых нет лучшего отдыха и удовольствия,
чем возиться в саду, в огороде, особенно весной. И на
Светлой седмице, и даже на самую Пасху вполне
православные люди с радостью предаются этому занятию.
Служба-то ведь все равно не весь день занимает! Где
здесь грех, скажите? Птицы поют, и душа поет о
Воскресении. Кроме того.
Праздник и праздность – слова
однокоренные, но по духу совершенно противоположные.
Праздник – это когда душа переполнена радостью,
праздность – это когда она пуста и ищет, чем себя
заполнить, занять, и занимает – совсем не тем, чем
нужно. От праздности мы просим Бога нас избавить, просим
в молитве Ефрема Сирина. И если мы затвердим для себя
только одно – в праздник работать грех – и не будем
знать никакой альтернативы этой самой работе, то мы
впадем в ту самую праздность. Что мы будем делать, если
не будем работать? Читать святых отцов? Весь день
непрерывно молиться? Вряд ли. Скорее, телевизор включим.
А там такое показывают, что хоть святых выноси.
Итак, все ясно – забудьте и не грузитесь
архаичным запретом? Вышли из храма – и вперед, кто за
компьютер, кто за утюг, кто за подчиненных?..
В том-то и дело: фраза "В праздник
работать грех" содержит очень большую долю истины. И в
том обстоятельстве, что большинству наших верующих в эти
дни приходится заниматься множеством самых разных дел,
хорошего на самом деле очень мало. Было бы гораздо
лучше, если бы этот день, а точнее, время, оставшееся от
богослужения, было занято – если и трудом, то духовным.
Радостными встречами, духовными беседами, чтением. Не
получается – почему? По причине диктата века сего.
Сверхзанятость, замотанность, перегруженность массой
проблем, хроническая усталость – это такая всеобщая
установка, квазинорма, которой очень трудно
противостоять. Многие люди – в госструктурах, в бизнесе,
в самых разных сферах – привыкают работать без выходных,
десятилетиями живут в таком вот героическом, а на самом
деле пагубном режиме. Им некогда подумать о себе, о
душе, о Боге. Некогда молиться, некогда побыть в
уединении, в тишине – какая тут тишина! Человек не может
защитить свой внутренний мир, поэтому у него как бы и
нет внутреннего мира – только внешний, непрерывно
чего-то от него требующий.
Зададим себе вопрос: почему раньше этой
беды не было? Потому что меньше было у людей работы?
Нет, работы как таковой хватало, и она была тяжелой –
учтем отсутствие благ сегодняшней цивилизации.
Действовала – хотя, может быть, небезупречно – иная
иерархия ценностей: духовное имело все же больше шансов
преобладать над материальным. Наши предки вполне
принимали это правило – "В праздник работать грех",
потому что понимали: работая в праздник, человек
предпочитает свое материальное благо пребыванию с Богом
и спасению души. Иными словами – отказывает Богу,
отворачивается от Него: "Всё, не до Тебя уже, Господи,
работа ждет". Другое дело, что и среди предков наших не
каждый знал, чем надлежит занимать освободившееся время,
как провести праздник достойно, не омрачая светлого дня
грехом. Телевизора у них еще не было, но водка уже была.
Впрочем, это отдельная тема. Вернемся к нам сегодняшним.
Каждый раз, когда мы приходим в храм и пытаемся
соединить свою молитву с общей молитвой Церкви, перед
нами встает вопрос: что для нас важнее, временное или
вечное? Евхаристия или наши повседневные проблемы?
Чего мы больше ждем: встречи с Богом или
успеха в своих делах? Чего больше хотим: сохранить в
себе свет праздника, священный смысл евангельского
события – или бросить все внутренние силы на решение
очередной производственной проблемы?
Кстати, многие из наших производственных
и домашних проблем на самом деле вовсе не такие уж и
горящие. Иногда нам просто кажется, что мы должны срочно
бежать и что-то такое делать. Срабатывает
гиперозабоченность, гиперответственность, страх
порицания: "Свекровь завтра приедет, скажет, что я
плохая хозяйка"; "Начальник с утра зайдет, а у нас
ничего не сделано". Поставить в центр своей жизни именно
то, чему место в центре, – это ведь, помимо всего
прочего, и психологической нормализации способствует,
исцеляя от перекосов. Ведь когда-то у нас действительно
есть возможность освободить праздничный день от бурной
трудовой деятельности. И тогда грех не освободить. Ну а
если у нас нет выбора, мы вынуждены спешить из церкви на
работу или даже совсем не можем попасть в этот день в
церковь – тогда мы призваны сделать все возможное, чтобы
праздник все-таки жил у нас в душе, невзирая на наши
обстоятельства. Люди находили в себе силы праздновать,
радоваться светлому дню – и в тюрьме, и на фронте, и
просто в ситуации, когда ни одного действующего храма в
радиусе две тысячи километров. Нам же мешают наши
повседневные заботы и проблемы. Или мы сами себе мешаем?
Марина Бирюкова
Православие и современность - 14.02.2012.
|