Как быть, если молитва смущает?
На богослужении иногда читают псалом
108, в котором псалмопевец призывает проклятия на своих
врагов: "Скитаясь, да переселятся сыновья его и
нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих..." Меня
очень смущает этот псалом, разделить ненависть автора я
никак не могу, его проклятия меня ужасают. Что делать,
если внутренне не соглашаешься с молитвой? Дмитрий
***
Отвечает протоиерей Константин
Островский, настоятель Успенского храма города
Красногорска Московской области, благочинный церквей
Красногорского округа Московской епархии:
- Уважаемый Дмитрий! Могу только
поделиться личным опытом. Если какой-то текст Священного
Писания неприемлем для меня как моя молитва, я читаю его
просто как Слово Божие, смысл которого иногда понятен
мне, а иногда не понятен. Но если что-то мне не понятно,
я не вижу в этом причины для смущения - мой ум, да и
вообще человеческий ум, ограничен, и не все нам открыто
в Священном Писании. Святитель Игнатий Брянчанинов
писал, что на Псалтыри лежит покров некоторой неясности,
и что не случайно Бог возложил этот покров.
Вызвавший ваше смущение отрывок из
108-го псалма Давидова мне тоже приходилось не раз
читать. Читая, я не молился этими словами о наказании
своих или чьих бы то ни было врагов, а воспринимал их
как пророчество - предупреждение Божие грешнику, какие
кары постигнут его вследствие греха.
В книге Исход Бог сам говорит о себе:
"...Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый,
долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и
преступление и грех, но не оставляющий без наказания,
наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до
третьего и четвертого рода" (Исх. 34:6-7).
Это проречение остается в силе и в наше
время, хотя и не всегда мы это ясно видим. Но ни
благословение (в тысячи родов!), ни проклятие за грех
предков до четвертого рода не связывают свободы
человека. И тот, кто терпит наказание за грех родителей
(скажем, человек, родившийся со СПИДом от
матери-наркоманки), не лишен способности верить в Бога,
благодарить Его и со смирением нести свой тяжкий
жизненный крест. А это уже привлекает милость и
благодать Божию, и проклятие может обернуться
благословением.
И наоборот: носитель великого родового
благословения, если не оправдает его своей верностью
Богу, своим личным усилием жить по воле Божией, будет
ответствен за то, что пренебрег Божиим благословением.
Я думаю, нам никогда не следует
смущаться никакими словами Священного Писания, надо
относиться к ним с детской доверчивостью. В Священном
Писании нет никакого зла и неправды, а если истинного
смысла каких-то слов Библии я не могу постигнуть,
Господь не спросит с меня за это, не отнимет Своего
благословения и не накажет моих потомков до четвертого
рода.
Беседовал Леонид Виноградов
Нескучный сад - 16.09.2011.
|