Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?
На византийских и древнерусских иконах
Воскресения Христова никогда не изображается сам момент
Воскресения. На них изображается "сошествие Христа во ад", а
точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других
героев библейской истории; под ногами Спасителя - черная
бездна преисподней, на фоне которой - замки, ключи и
обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к
воскресению.
Именно этот иконографический тип является
каноническим, так как отражает традиционное учение о
сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении
Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались
до Его Воскресения. В последние несколько веков при создании
образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты,
в частности, заимствованный из западной традиции образ
воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках
знамя победы . Однако этот образ не традиционен для
Православия.
Синайский монастырь. Икона Воскресения. XII в
Каждое православное иконописное изображение
основано на том или ином литургическом воспоминании. Не
существует икон или фресок, сюжет которых не соотносился бы
с тем или иным днем церковного календаря. Икона Сошествия во
ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы
и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на
нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на
послании апостола Петра: "Христос, чтобы привести нас к
Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за
неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым
Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал..." (1
Пет. 3:18-19). Но гораздо подробнее тема сошествия Христа
во ад, отраженная также в иконописи, раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе.
Есть иконография, где Христос попирает даже
не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа - связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь,
покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало
именно в апокрифах. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века "Евангелие Никодима" (не противоречащем православному
учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное
место занимает диалог между сатаной и адом. Ад пытается
воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам
"твердо заключить врата медные и запоры железные" и крепко
держать "заклепы". Но раздается голос: "Поднимите врата".
Услышав этот голос, ад спрашивает: "Кто есть Сей Царь
славы?" Ангелы говорят: "Господь крепкий и сильный, Господь
сильный в брани". И тотчас медные врата сокрушаются,
железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы
разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его
аду со словами: "Держи его крепко до второго Моего
пришествия". Приняв сатану, ад говорит ему: "Обратись и
посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца". Далее
описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом:
"Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца
Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: "Сюда, за Мною,
все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять
всех вас воскрешаю древом креста". И потом Он стал всех
изводить вон... Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за
Ним, воспевали, говоря: "Благословен грядущий во имя
Господне; аллилуиа; ему слава всех святых"".
Господь попирает адовы врата, вниз летят
всевозможные крепления, части врат - замки, гвозди, петли.
На некоторых иконах мы видим, что Господь попирает даже не
врата, а сам ад, который иногда персонифицируется -
изображается старец в кандалах, связанный, невластный, и над
ним стоит Господь, покоривший его. Мозаика из собора
Сан-Марко, Венеция, XII в.
Господь попирает адовы врата, вниз летят
всевозможные крепления, части врат - замки, гвозди, петли.
На некоторых иконах мы видим, что Господь попирает даже не
врата, а сам ад, который иногда персонифицируется -
изображается старец в кандалах, связанный, невластный, и над
ним стоит Господь, покоривший его.
"Евангелие Никодима" содержит в себе все
идеи и образы, использовавшиеся в христианской литературе
последующих столетий для изображения того, что современные
европейские богословы называют термином Höllensturm (букв.
"штурм ада"): Христос не просто сходит в адские бездны
-
Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и
демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры, как
Победитель, перед Которым силы зла бессильны.
Обратим внимание на одну фразу из "Евангелия
от Никодима" - слова ада, сказанные сатане: "Обратись и
посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца". В
иконографии "Сошествие во ад" Христос часто изображен
простирающим руки к Адаму и Еве, которых он выводит из ада;
иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают
также и других людей - в белых одеждах, с нимбами и без.
Кто эти люди? Действительно ли, как говорит нам апокриф, ад
опустел? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова
находились в аду, вывел Христос?
Этот вопрос не раз был отражен в иконографии
Воскресения. На знаменитой фреске "Воскресение" из
константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная
тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. В
середине композиции - Христос в белой одежде; Христос
держит правой рукой руку Адама, а левой - руку Евы. Адам
изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева - с усилием
поднимающейся из глубин ада. По правую руку Христа (слева от
зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные
праведники с нимбами. По левую руку - ветхозаветные
грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в
нерешительности. Относится ли к ним проповедь Христа?
Последует ли ей Каин, спасется ли он? А другие грешники?
Иконография отражает неоднозначность решения вопроса о
спасении, как бы напоминая, что наши суды - не суды Божии.
На знаменитой фреске "Воскресение" из
константинопольского монастыря Хора (XIV в.) традиционная
тема сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. В
середине композиции – Христос в белой одежде; Христос держит
правой рукой руку Адама, а левой – руку Евы. Адам изображен
почти бегущим навстречу Христу, Ева – с усилием
поднимающейся из глубин ада
Догмат о сошествии Христа во ад - часть
православного учения о спасении. Однако его решение этого
вопроса во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь
Христа в аду и ее спасительное действие на людей. Если речь
идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого
Завета, тогда спасительная значимость догмата минимальна;
если же проповедь была адресована всем находившимся в аду,
его значимость существенно увеличивается. Кажется, мы имеем
достаточно оснований утверждать, вслед за греческим
православным богословом И. Кармирисом, что, "по учению почти
всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на
всех без исключения и спасение было предложено всем душам от
века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или
неправедных". Того же мнения придерживается другой греческий
богослов, профессор Н. Василиадис:
"...Господь добровольно и победоносно сошел
во ад, "общее вместилище" душ. Он посетил все души,
находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам,
иудеям и иноверным. И как "живущим на земле воссияло Солнце
правды", так же воссиял свет Его и находившимся "под землей
во тьме и сени смертней". Как на земле провозгласил Он мир,
прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в
аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним "всяко колено
небесных, земных и преисподних" сил"
[1]. Богочеловек, сойдя не
только на землю, но "и под землю", открыл истинного Бога для
всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было
"исполнено Божества" [2]? чтобы Он стал Господом и мертвых и
живых (см. Рим. 14:9)
[3].
Таким образом, не только для праведных, но и
для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и
радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью
"обличения за неверие и злобу", как казалось Фоме
Аквинскому.
Христос – победитель ада. Это понимание
отражено в иконах и фресках, посвященных сошествию во ад. На
фреске "Сошествие во ад" из македонской церкви Курбиново
(XII в.) в центре изображен Христос в стремительном
движении; правой рукой он держит за руку Адама; в левой руке
у Него крест с терновым венцом; голова наклонена к Адаму;
гиматий развевается на ветру. Фигура Христа вписана в круг,
разделенный восьмью лучами света на восемь сегментов;
направление основных линий, образующих фигуру, совпадает с
направлением лучей, что придает всей композиции почти
геометрическую правильность и строгую пропорциональность
Но все ли или только некоторые откликнулись
на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос
остается открытым. Есть мнение, согласно которому Христос
вывел из ада только ветхозаветных праведников. А есть
мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за
Христом, последовали за ним, когда Он отверз врата ада,
сломал замки и сокрушил вереи. В богослужебных текстах
многократно говорится о спасении Христом всех находившихся в
аду: "и от ада вся свобождша". Но поскольку Бог не нарушает
свободную волю людей, по крайней мере, в аду остались те,
кто не пожелал последовать за Христом, в том числе диавол и
демоны.
Если мы встанем на точку зрения тех
церковных писателей, которые утверждали, что Христос вывел
из ада исключительно ветхозаветных праведников, тогда
спасительное дело Христа сводится лишь к восстановлению
справедливости. В таком случае речь уже не идет ни о чуде,
перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в
церковных гимнах, ни о милости Божией. Православие допускает
возможность спасения от адских мучений не только тех, кто
веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной
веры, однако угодил Богу добрыми делами. По учению
Православной Церкви все умершие - верующие или неверующие
- предстают перед Богом. Следовательно, даже для тех, кто
не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они
признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся
предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.
Мы не знаем, все ли последовали за Христом,
когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли
последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы
знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к
воскресению из мертвых открыт для "всякой плоти", спасение
даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того
желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой
приоткрывает православное богослужение, таково богословие
иконы Воскресения.
Иларион Алфеев, епископ
Нескучный сад , №4 2009
Православие и мир - 20.04.2009.
Использованная литература
1. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры, 3:29.
2. Дамаскин Иоанн. Толкование на Послание к Ефесянам 4:6 (PG 95, 841).
3. Василиадис Н. Таинство смерти. С. 179-180.
|