Предательство Иуды (ответ священника на вопрос)
Как гласит Евангельская история,
после предательства Христа, Иуда раскаялся: вернул
злосчастные 30 серебряников и даже лишил себя жизни, не
в силах переносить тяжесть своего греха. Таким образом,
возникает вопрос: если раскаяние Иуды было настолько
сильным, простил ли его Господь? Поступок Иуды определил
ход и течение истории христианской религии: распятие,
воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом,
мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства
не случилось бы, значит ли это, что не было бы религии
Христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный
момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о
предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды?
Он исполнитель воли Божьей?
Отвечает игумен Феодор Прокопов,
настоятель Прихода храма Спаса Нерукотворного с.
Каргасок, благочинный Северного Округа: Спасибо за
глубокий и важный вопрос. Однако, в этом вопросе
содержится два отдельных и достаточно серьезных вопроса.
Поэтому и разбирать их будем раздельно.
1. "Если раскаяние Иуды было настолько
сильным, простил ли его Господь?"
Все дело в том, что, по мысли всех
святых толкователей Священного Писания, раскаяние Иуды
не было соединено с надеждой на милосердие Божие. Такое
раскаяние есть не что иное, как страшное угрызение
совести, начало того адского мучения, о котором нас
предупреждает Слово Божие. Сопоставим два евангельских
рассказа - рассказ об Иуде и об отречении Петра. Оба эти
события имеют нечто общее: и предательство и отречение -
грехи, в общем-то, одного порядка. Оба персонажа
раскаялись. Но огромная разница в том, что Петр поверил
в возможность своего прощения, а Иуда - нет. Каждому и
было дано "по его вере". Существует такой апокриф, что
будто бы при Своем сошествии во ад, Христос, выводя из
ада раскаявшихся грешников, протянул руку и Иуде. Но
Иуда отверг и эту возможность. Хотя апокрифические
повествования Церковь не рассматривает, как
заслуживающие доверия, но в этом апокрифе заложена некая
важная идея. Представим ситуацию, что человек смертельно
оскорбил своего величайшего благодетеля. Легко ли такому
человеку оказаться рядом с тем, кого он обидел.
Возможно, в таком совместном пребывании заключается даже
еще большее мучение, чем угрызение совести вдали от
оскорбленного лица. Если человек не смог открыть своего
сердца для прощения, для него не будет просто
существовать возможности блаженства, то есть спасения.
Без сомнения, Господь простил бы Иуду, если бы тот сам
не отверг этого прощения. Отсюда делается очень важный
для нас вывод: мало одного только покаяния, требуется
покаяние, растворенное верой и надеждой на милосердие
Божие. Именно таких грешников пришел спасти Христос.
Альбрехт
Дюрер. Предательство Иуды. Гравюра
2. "Поступок Иуды определил ход и
течение истории христианской религии:распятие,
воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом,
мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства
не случилось бы, значит ли это, что не было бы
христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный
момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о
предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды?
Он исполнитель воли Божьей?"
Нет, поступок Иуды не был предопределен.
Иначе, Иуда не мог бы нести за него никакой нравственной
ответственности. Очень важно понять значение двух
терминов: предопределение и предведение. Пример: Я вижу,
что человек с закрытыми глазами бежит по направлению к
яме. Когда я говорю, что он в эту яму упадет, я этим не
предопределяю его падение, но я его предвижу, исходя из
тех данных, которые я вижу. Примерно так следует
рассуждать и о Божием предведении. Господь, по Своему
всезнанию, видит бесконечно больше нас, поэтому Он и
может сказать через пророков, что совершится то-то и
то-то. Но Он этим не предопределяет, а только
предсказывает. В этом смысле поступок Иуды был
предсказан пророками. "Сын человеческий идет, как писано
о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий
предается" (Мф. 26:24). Именно поэтому же большинство
пророчеств носят условный характер: если услышите и
сделаете то-то и то-то, то будет так-то и так-то; а если
нет, то так-то и так-то... Сказать, что было бы, если бы
Иуда не совершил своего предательства, невозможно.
История не знает сослагательного наклонения. Случилось
то, что случилось.
***
Примечание МС. Что было бы, если бы
Иуда не предал Христа? Все тоже самое, только предал бы
его другой человек. Увы, тогда в очередь предать и убить
Господа "выстроились" десятки, если не сотни людей. Не
предал бы Иуда, предал бы кто иной, а если этот второй
передумал или не смог – сделал бы третий и т.д.
***
В Православии есть понятие Промысла
Божьего. Промыслом Божиим называется такое действие Бога
в мире, которое проявляется в сохранении тварей, в
содействии или попущении тварям и в управлении миром и
тварями. Но Промысл Божий не ограничивает Богодарованную
свободу человека, хотя и направляет к добру злые и
греховные деяния людей. Пример из Слова Божия: история
патриарха Иосифа. Он был продан братьями по злобе и
зависти - разумеется, дело безусловно греховное и
бесчестное. Но впоследствии, когда Иосиф прошел
множество испытаний: рабством, темницей и пр., он был
вознесен Промыслом Божиим до того, что стал
начальствовать над всей землей Египетской и смог спасти
все свое семейство от голода. Таким образом, само по
себе деяние нравственно чрезвычайно низкое, благодаря
Промыслу Божиему, имело важнейшие последствия для
истории домостроительства нашего спасения. Так же нужно
рассуждать и о предательстве Иуды. Это, безусловно,
тягчайший грех, обусловленный свободным выбором Иуды, но
Промысл Божий использовал это черное дело для самых
важных событий в истории мира и человечества.
Пятое благочиние Томской епархии
- 10.10.2012.
|