Кого пускать в алтарь? Священники о воспитании разновозрастных пономарей
Хорошо, если пономарь (взрослый или
подросток) будет воспринимать пребывание в алтаре как
награду. Благоговейный настрой пономаря священнику
необходимо поддерживать собственным примером
уважительного отношения к храму как Дому Божию, а также
соответствующими пастырскими наставлениями.
***
Протоиерей Олег Безруких, Задонск:
Если пономарей несколько, то полезно
установить для них очередность пребывания в алтаре,
чтобы каждый знал свою "чреду", ждал ее, готовился к ней
(по примеру несения чреды ветхозаветных служителей
Скинии). Это поможет им преодолеть искушение привыкания
к святыне.
Опыт многолетнего служения в семинарском
храме побудил меня установить правило: во время
причащения священнослужителей все (иподиаконы, пономари
и их помощники) на несколько минут покидают алтарь. У
служащих священника и диакона появилась возможность в
тишине, без суеты, с духовной сосредоточенностью
приступать к Таинству Причащения, а у алтарников - время
для того, чтобы немного успокоиться и восстановить
необходимый благоговейный настрой.
***
Протоиерей Андрей Ткачёв, Москва:
Пономари являются точной копией
священника, который служит, с некоторыми нюансами.
Конечно, все разные по темпераменту, по воспитанию. Одни
более наглые, другие более скромные. Многое от родителей
зависит. Но, в конце концов, через год, два, три они
будут такими как священник, который служит в храме. Если
священник болтает в храме - пономарь будет болтать в
храме. Если священник в храме молится как-то так
"чуть-чуть" - то пономари быстро привыкнут пить запивку,
жевать просфоры, и подмигивать кому-то там, на улице или
через окно, или стоящим в храме через иконостас.
Священник будет по телефону разговаривать в алтаре -
пономарь будет то же делать; священник будет болтать с
кем-то без толку (например, во время канона на утрене) -
пономарь будет то же самое делать. То есть здесь в
полной мере отображается молитвенный настрой священника.
Пономари - это точная копия священства.
Поэтому, во-первых, мне кажется, нельзя
пускать в алтарь всех подряд. Есть люди, склонные к
греху, которых нужно выгонять из алтаря как можно
быстрее, потому что они, находясь вблизи святыни,
быстрее развратятся. Нахождение в алтаре - это
нахождение близ огня. Нельзя Снегурочке или Дюймовочке
вблизи огня быть, они растают. Нужно быть кремнем,
поэтому в алтарь нужно пускать не всех. Тех, которых
пускаешь, бери под крыло, и пусть они растут. Пусть
любят святыню алтаря, с любовью задерживаются в храме.
Нужно, чтобы они раньше приходили и позже уходили. Чтобы
не для того пономарили, чтобы надеть на себя стихарь, и
покрасоваться перед своими знакомыми, которые в храм
пришли, а для того, чтобы они пришли раньше и всё
зажгли, всё убрали, всё приготовили; ушли позже, всё
потушили, всё убрали, опят-таки на утро всё приготовили.
Чтобы они любили молиться. Они во всём будут брать
пример со священника.
Причём, есть пономари, которые лучше
священства.
День святого пономаря у нас - это чудо
Архистратига Михаила в Хонех. Там был святой Архип. В
храме этом не было священника, там был просто пономарь.
Зажигал лампады, проповедовал там, учил людей Истине
Божией. И за его молитвы Архангел явился защитить храм
Божий от язычников.
Потом у нас ещё есть святой Андрей,
князь Смоленский. Это был человек, который оставил
княжеский престол, не желая участвовать в междоусобицах,
и долгую жизнь прожил, будучи просто пономарём: в
колокол звонил, двор подметал, свечи возжигал, в храме
батюшке помогал. Его любил царь Иоанн Грозный, приезжал
на его память туда, в Переславль, и сам пономарил.
Кстати, и Суворов пономарил с большой
любовью. Вообще, пономарь - это великая честь. Многие
высокие люди за честь почитали в стихаре выйти на Малый
Вход или раздавать запивку, например. Это великая
священная обязанность на самом деле.
И в некоторых храмах есть, например,
грешный священник и святой пономарь. Может быть такое?
Может. И Дух Святой не оставляет этот храм, потому что
там есть святой человек - либо на клиросе, либо за
свечным ящиком, либо в пономарке.
Но пономарей нужно воспитывать, конечно.
Одно дело, когда речь идёт о людях почтенных, которые
жизнь прожили и на старости пономарят. Но другое -
пацанята, которые лезут в стихарь быстрее одеться и
покрасоваться перед кем-то. Их нужно сдерживать,
ограничивать доступ в алтарь, и быть для них примером:
чтобы они со страхом заходили в алтарь, непременно били
поклон земной, не болтали, не шумели, не крутились, не
вертелись, не привыкали к запивке и просфорам, чтобы они
вообще за великую Святыню почитали пребывание в этом
Святилище. Ну, и смотрели на нас - что мы в алтаре
молимся. По-моему, это единственный способ воспитать
хороших пономарей. А воспитание хороших пономарей - это
великая сила для Церкви.
Вообще, есть несколько проблемных точек
в церковной жизни: свечная лавка (где покупают и
продают), клирос (где голосом гордятся) и алтарь (где
духовенство и пономари рассказывают анекдоты).
Об этом, кстати, говорил игумен Никон
(Воробьёв), что там, где денежка, там где тщеславие, там
где лень к молитве - там самые наши проблемный точки.
Клирос, лавка и алтарь. И там, и там, и там должна быть
святость. Это самые главные точки, такой Бермудский
треугольник получается. Если он будет нормальным -
всякое зло пропадёт внутри него. Поэтому на клиросе
нечего тщеславиться. В лавке нельзя воровать и болтать
лишним словом посреди службы. А в алтаре - нужно перед
Богом стоять, и старому, и молодому. Так воспитается
следующее поколение церковного народа.
Деток в алтарь стоит брать ограниченно и
на время, на испытание. А потом нужно отслеживать их
поведение в алтаре, нужно делать организационные выводы.
Бывают же случаи, когда, например, жезлоносец при
архиерее, он весь сияет неделю, две, три. А через месяц
- уже не сияет, а то и немножко охамел, вальяжный стал.
Ему ещё лет 12, может, а он уже такой. Отпусти его на
вольные хлеба лет до 16-ти на жезле стоять, - он в
такого превратиться фарисея, что к нему не подойдёшь.
Это опасная дорога, и нужно избирательно
относиться к молодёжи, которая попадает в алтарь. Нужно
не бояться и не стыдиться просить детей (и родителей):
"Сынок, ты сегодня помолись в церкви".
Если человек с удовольствием находится в
алтаре, но с неохотой стоит на службе в церкви - то
толку с него никакого. Если же он с удовольствием стоит
в церкви, а ему говорят: "Заходи в алтарь", а он
говорит: "Да ладно, да я как-то недостоин" - это
нормальный ход. А если он в алтаре крутиться, а в церкви
стоять не хочет (только из алтаря вышел - сразу взял и
ушёл из храма) - это критерий неправильной церковности,
им вообще противопоказано быть в алтаре.
В алтарь нужно звать тех, кто любит
стоять на молитве в церкви.
Вообще и священнику полезно иногда
зайти, например, в чужой храм, и просто отстоять
Божественную Литургию. Потому что он уже привык на
службе делать что-то: говорить, благословлять,
воспевать, возглашать, совершать, кадить и т. д. У него
может потеряться навык просто стояния на службе. Полезно
просто-напросто зайти на службу, стать между людьми
(где-нибудь, там, за столбом) и стоять. Отстоять службу
от "Благословенно Царство…" до "Благословение Господне
на вас…" и выйти.
Все эти "делатели" (которые не могут
стоять на месте, а должны непременно что-то делать),
они, мне кажется, опасны. Нужно уметь стоять, когда
нужно стоять; и нужно уметь делать, когда нужно делать.
И те молодые люди, которые в церкви любят просто
молиться - они могут заходить в алтарь. Обратный ход,
должен быть очень жёстким: не умеешь стоять на службе -
в алтаре тебе делать нечего. Иначе мы просто согрешим,
испортим целую когорту молодых людей, которых раньше
времени затащим в алтарь.
***
Епископ Константин (Островский), Коломна
В отношении допускания детей в алтарь,
очень важно какая обстановка в алтаре. Назовем вещи
своими именами - в наших алтарях очень разная бывает
обстановка. В одном алтаре полная тишина, дисциплина,
батюшка у престола Божия, служащее духовенство не
разговаривает, все только молятся или совершают те
священнодействия, которые положены; в алтаре находятся
только благочестивые люди, в полной тишине совершая
каждый своё дело. Священнику самому надо честно ответить
- благочестивая ли атмосфера в алтаре.
Бывает надо честно признаться, что
нельзя пускать детей в алтарь, потому что и сам грешишь
разговорами, шутками, седениями и неприличным
поведением, и твои собратья тоже этим грешат. Ты уж хотя
бы детей не привлекай. А сам исправляйся и исправляй,
что должен исправлять. А если атмосфера благочестивая, и
если ты будешь контролировать детей, чтобы у тебя там не
было игр в салки в алтаре - то почему нет?
Но и в этом случае, надо на каждого
ребенка смотреть, потому что одному человеку это может
быть полезно и воспитательно, а в некоторых других
случаях не нужно человека всё-таки вводить в алтарь
раньше времени. Это уж такое искусство. Но атмосфера -
это критически важно. Для пастырей иногда бывает, что
нас воспитывают наши дети. И в этом вопросе тоже. Если
хочешь хотя бы одного ребенка ввести в алтарь - наведи в
алтаре такой порядок, чтобы было не страшно вести туда
ребенка.
Можно ли брать в алтарь ребёнка, у
которого нет желания в будущем стать священником?
Неплохо у ребенка спросить, хочет ли он
сам. Речь ведь идёт не о совершенных младенцах.
Бывает, человек не собирается
становиться священником, но хотел бы послужить Богу и
Церкви, ведь у нас сейчас открыто множество путей
служения. Бывает, человек понимает, что призвания именно
к пастырству у него нет, но желание жить по вере,
желание помогать Церкви есть. Мы знаем, особенно до
революции, далеко не все люди становились священниками,
но так и были всю жизнь в чине дьячков, пономарили. Это
было служение всей жизни. Я знаю много примеров
благочестивых христиан, которые несут свой алтарный
крест и не двигаются дальше. Иногда бывают алтарники
второбрачные - очень удобные алтарники. Его не
рукоположишь, а если он человек верующий, то всю жизнь
будет пономарить.
***
Протоиерей Евгений Попиченко, Екатеринбург:
***
Епископ Антоний (Азизов), Ахтубинск:
Иногда, исходя из необходимости, мы
допускаем помогать в алтаре достаточно юным мальчикам.
Хотя не всегда это может быть оправдано. Важно
воспитывать благоговение и внимание. И конечно, очень
важно, чтобы юноши в алтаре воспитывались добрыми
примерами.
С другой стороны - очень важно, чтобы
они ни в коем случае внутренне духовно не надмевались
фактом своего пребывания в алтаре. Нужно за этим следить
и воспитывать в них ответственность.
Есть вещи, которые несовместимы с пребыванием
в алтаре. Это может быть хорошим воспитательным
средством - если у юноши в духовной жизни что-то идёт не так,
он должен понимать по каким причинам его не пускают в алтарь,
и что пока он в этом исправится, в алтаре он находиться
не может.
Конечно, должна быть больша́я строгость,
должно быть очень большое внимание, не должно быть
никакой внешней расхлябанности. Важно, чтобы юноши
приходили в алтарь, определённым образом одетые. Чтобы
внешний вид соответствовал святости места. Собственно
говоря, и от священнослужителей требуется то же самое,
но уж и от юношей тем более.
Я лично очень аккуратно отношусь к пребыванию
юношей в алтаре. Никто не должен входить без
благословения. Дети и подростки всегда должны быть под
каким-то особым пастырским надзором. И если мы видим,
что это становится неполезным для юноши, иногда ему
лучше просто молиться в храме.