Поездка в Болгар. Впечатления о паломничестве
В настоящее время одним из популярных
мест паломничества православных людей стал небольшой
городок в Татарстане – Болгар, в котором служит о.
Владимир Головин. Почему же православные с разных
уголков России едут в Болгар? Для ответа на этот вопрос
отправимся в этот город и мы. Проще всего посетить Болгар в составе
организованной группы. Поэтому для записи в поездку мы
обратились в одну паломническую службу, которую легко
найти в интернете.
***
Примечание редакции
Миссионерско-апологетического проекта "К Истине". Мне
лично также удалось побывать в Болгарах (по приглашению
епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена и с
благословения митрополита Томского и Асиновского
Ростислава). Могу с уверенностью сказать, что
миссионерский, проповеднических опыт протоиерея
Владимира Головина заслуживает внимательного
исследования и применения на практики в приходах нашей
Церкви. Как провинциальный приход в малюсеньком городке
в 8000 человек (по российским меркам это большая
деревня), да ещё в исламском регионе, превратился в
выдающийся проповеднический и паломнических центр?
Почему не видят инквизиторы из РАЦИРС за деревьями
леса?!
Они видят отдельные
слова Головина, при этом вырванные из контекста, но не
видят ни самому общину и ее людей, ни ее дел.
Если опустить
недоуменные и странные вопросы автора этих
воспоминаний, и прочитать как все происходит, то
можно вполне объективно оценить как построена
миссионерско-паломническая жизнь на приходе в Болгарах.
Кстати, о недоуменных
вопросах Марии Семеновой. В своей статье "Критерии честности человека"
я поднял вопрос о недостатках религиозного мышления.
Одним из серьезных недостатков
религиозного мышления (присущего любым религиям и
сектам) является шаблонность мышления. Годами наши Марии
видят на своем приходе одно и тоже, совершают в храме
один и те же действиях, все это прорезает в их коре
головного мозга очень глубокие извилины, из которой
мыслям сложно выпрыгнуть. И как только религиозный
человек сталкивается с чем-то не совпадающим с его
привычными шаблонами, у немалого количества людей это
вызывает отторжение. Но в реальности не тому, что это
неправильно и так делать нельзя, а потому что не
соответствует его личным религиозным шаблонам. Молитва
по соглашению?! Такого у нас не было! Раз не было,
значит это нельзя делать!
Священник возлагает руки на голову
больных молящихся! Такого наши священники не
делают! Значит, этого не должен делать и Головин! Пусть
он как и все наши священники хлопает людей Евангелием
по макушкам! Шаблонные мышление не приучено мыслить.
Между тем храмом Духа Святого является христианин
(1Кор.6:19), а не книга, даже если это Богослужебное
Евангелие.
Почему о. Владимир ходит по улице с
посохом?! А!!! Такого я не видела у себя на приходе!
Значит, Головину ходить по улице с посохом нельзя!
Между тем, и это я сказал лично
протоиерею Владимиру Головину, секрет его популярности
его проповедей в том что они ... шаблонны.
Большинство православных христиан, не афиняне
"Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем
охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить
или слушать что-нибудь новое" (Деян.17:21). Большинство
наших православных христиан шаблонны и любят слушать то,
с чем они согласны. Повторяю, большинство людей людей
слушать то, с чем согласны. Безусловно протоиерей
Владимир Головин талантливый проповедник, но шаблонно
православный.
В чем же секрет невероятной популярности
Головина? В каких-то новых идеях или учениях, новых
практиках? Мой ответ: он умудрился у себя на приходе
субботу сделать для людей. Между тем мы с вами видам на
наших приходах то, что люди подчинены субботе. Мы
обслуживаем эту субботу, мы покланяется этой субботе, мы
превратили многое в нашей приходской жизни в идолы,
которым служим и поклоняемся.
И стоит послушаться Бога: "И сказал им:
суббота для человека, а не человек для субботы"
(Мк.2:27), и не людей порабощать приходским и
богослужебным традициям, а их подчинить служению и
помощи (!) людям, но на приход валом пойдет народ.
Второй секрет успеха Болгарской общины в
том, что там пассивным потребителям приходских
богослужебных услуг (пришел в храм, постоял,
послушал, причастился, заказал записки - ушел до
следующего воскресения), позволили стать активными
делателями - это я о молитве по соглашению, это я о
строительстве деревни и скита, это я фонде и т.п. Когда
у нас храмах самое большое количество людей? Когда там
что-то делают, ты можешь в этом принять участие и что-то
получить. Это когда освящают воду, вербу, куличи, яблоки
и т.п.
В Казани
Каждый участник поездки самостоятельно
добрался до Казани, где нас встретил экскурсовод. Мы
разместились в комфортабельном автобусе, и наша поездка
началась.
Сначала мы посетили святые места столицы
Республики Татарстан: красивейший Петропавловский собор
(памятник архитектуры), Казанский Богородицкий мужской
монастырь (построенный на месте обретения Казанской
иконы Божией Матери).
Затем мы отправились в Болгар. По дороге
экскурсовод подробно рассказал о г. Болгар (древней
столице Волжской Булгарии) и о биографии о. Владимира
Головина.
Суббота в Болгаре
Автобус привез нас к Храму святого
мученика Авраамия Болгарского.
Мы пообедали в трапезной. После чего
пошли в храм, в котором о. Владимир начал произносить
проповедь, которая длилась около 3 часов.
На сайте "Проповеди протоиерея Владимира
Головина" написано, что "Базовые проповеди названы
именно "базовыми" потому, что содержат православную
Евангельскую истину об основах духовной жизни".
Приведем ниже содержание одной из базовых проповедей
о. Владимира:
1) Вступление
2) О геометрии аввы Дорофея: чем ближе к
Богу, тем ближе к людям
3) О главном вопросе в жизни каждого
человека: о предназначении
4) О потребительском отношении к Богу
5) О предназначении женщины
6) Грех ли заключить брачный договор?
7) Об опасности повторных браков
8) О греховности жизни современных людей
9) О современной жизни в обществе
массового потребления
10) О жизни в покаянном духе
11) Как правильно каяться на Исповеди?
12) Как батюшка Владимир понял свое
предназначение в жизни?
13) О пользе паломничества в страны, где
не было прерывания христианских традиций
14) О главном служении батюшки Владимира
– о молитве по соглашению
15) Разные свидетельства помощи Божией
по молитве по соглашению
16) Свидетельство: стала женственной и
заботливой
17) Свидетельство: по молитве
Ангелу-Хранителю нашла свое призвание в жизни
18) Как быть, если сомневаешься, что
этого человека для создания семьи послал Господь?
19) Свидетельство: Господь дал хорошую
жену и поднял по служебной лестнице
20) О молитве по соглашению в форме
акафистов
21) О бесовских искушениях при молитве
по соглашению
22) Как быть, если на молитве по
соглашению ум рассуечен?
23) О необходимости терпения при молитве
по соглашению
24) Заключение.
В целом в проповеди о. Владимир
объяснил, что в своих проблемах каждый человек виноват
сам; а для решения этих проблем человек должен перестать
вести прежнюю греховную жизнь и начать молиться –
молитвой по соглашению – вместе с общиной г. Болгар.
Большая часть проповеди была посвящена тому, что о.
Владимир зачитывал листочки со свидетельствами помощи
Божией, полученной в результате молитвы по соглашению.
После проповеди всем слушателям раздали
специальные бланки, на которых можно написать вопросы
личного характера, начинающиеся со слов "Как мне
молиться, чтобы Господь…". В нижней части записки
перечислены акафисты, читаемые в г. Болгар (молитва по
соглашению). Записки с вопросами мы передали
экскурсоводу, который отнес их секретарям о. Владимира.
Пообщаться с о. Владимиром лично не
получилось, т.к. в храм приезжает очень много
паломников. Общение с о. Владимиром возможно только
через проповедь и записки.
Из-за длинной базовой проповеди вечерняя
служба в субботу в Свято-Авраамиевском храме не
служится, а переносится на утро воскресенья. Этот факт у
нас вызвал следующий вопрос: насколько правомерно
переносить всенощное бдение с вечера субботы на утро
воскресенья?
Далее в соответствии с программой наша
группа поехала в соседнее село – Три озера, в храм
Рождества Богородицы, где находится Тихвинская икона
Божией Матери "Чадоподательница".
Затем мы вернулись в Болгар и
разместились на ночлег в гостинице.
Воскресенье в Болгаре
В воскресенье рано утром мы посетили
колодец со святой водой – место мученической смерти
святого Авраамия Болгарского.
Затем мы снова приехали в
Свято-Авраамиевский храм, где нас ждала продолжительная
служба: вечерняя служба субботы, перенесенная на
воскресенье, и Божественная Литургия.
После службы желающие могли принять
участие в особом "духовном лечении". Для участия в нем
нужно было приобрести специальную рубаху (350 руб.),
свечу (50 руб.) и заплатить за молебен (300 руб.). Итого
- 700 рублей.
Сначала о. Владимир совершил молебен с
каноном о болящих.
Потом участники зашли в специальные
комнаты (мужчины и женщины - раздельно), где в кабинках
надели специальные рубахи, которые имеют много
отверстий: на груди, на спине, на ногах. Затем каждого
участника один из священников помазал маслом.
Потом о. Владимир, возложив руки на
голову паломника, прочитал над ним молитвы.
Во время духовного лечения возникает
целый ряд вопросов:
1) Что это за обряд?
2) В каких служебных книгах описан этот
обряд?
3) Почему он не встречается в других
храмах Русской Православной Церкви?
4) Почему о. Владимир говорит, что
духовное лечение – разновидность таинства соборования?
Если это соборование, то почему не прочитывается все
последование соборования? Почему не читаются семь раз
отрывки из Евангелия? Почему человека священник
помазывает только один раз, а не семь? Зачем, в
принципе, потребовалась новая разновидность таинства
соборования?
5) Зачем требуются специальные рубахи с
разрезами? Почему нельзя участвовать в духовном лечении
в обычной одежде (особенно, женщинам)?
6) Зачем о. Владимир возлагает руки на
голову человека? Почему он не возлагает Евангелие, как в
таинстве соборования?
7) И самый главный вопрос – зачем этот
обряд необходим? И что он дает участвующим в нем людям?
После духовного лечения мы получили
записки с ответами на вопросы. Ответы даны не в форме
текста, а в форме акафистов, которые рекомендуется
читать для того, чтобы проблемы разрешились. Акафисты
человек должен читать самостоятельно. Каждую неделю.
Именно в тот день и час, когда этот акафист читается в
г. Болгар. А для того чтобы молитва была "сильнее" нужно
присоединиться к молитве по соглашению. Т.е. нужно пойти
в церковную лавку и заказать все рекомендованные
акафисты – на год. Заказать один акафист для одного
человека стоит 700 руб. Здесь у нас возникли следующие
вопросы:
1) Если человек сам каждую неделю будет
читать акафист, то зачем ему нужно заказать этот же
акафист в г. Болгар? Как этот факт сделает молитву
"сильнее"? И что означает "сделать молитву "сильнее"?
Разве Бог не слышит молитву одного человека? Или
несколько человек могут заставить Бога исполнить их
просьбу?
2) Также не совсем понятно, почему нужно
читать акафист каждую неделю? Почему не раз в месяц,
например?
3) И почему нельзя читать акафист в
другой день или в этот же день, но в другое время – не в
то, в которое этот акафист читается в г. Болгар? Ведь
Бог существует вне времени.
Также в лавке можно приобрести книжки с
акафистами, книги о. Владимира и диски с его
проповедями. Например, можно купить книгу о. Владимира
"Чудо, данное на века", в которой приведены примеры
решения проблем людей, участвующих в молитве по
соглашению. В конце книги приведена биография о.
Владимира, очень напоминающая по своему жанру жития
святых. При чтении биографии о. Владимира возник
следующий вопрос: почему она написана именно в таком
жанре? Также эта книга вызвала такой вопрос: зачем о.
Владимир намекает на то, что у него есть дар
прозорливости? Например, в истории о молодой паре,
которая спрашивала о. Владимира о том, есть ли воля
Божия на их супружество; а о. Владимир сказал, что есть
воля Божия на их супружество, а также похвалил молодого
человека за то, что он читал акафист регулярно - каждую
неделю (хотя сам молодой человек об этом не говорил).
Скит и гробница о. Владимира
В пригороде г. Болгар – селе Балымеры –
в настоящее время о. Владимир построил скит и общину
"Спасская". Но как это ни странно, там будут жить не
монахи, а семьи мирян. При этом только те семьи, которых
отберет сам о. Владимир. Как подчеркнул о. Владимир, в
скиту и общине будут жить те, "кто хочет жить
действительно по-православному". Здесь возникает
закономерный вопрос: а разве "жить по-православному"
можно только в с. Балымеры?
В скиту с. Балымеры находится часовня
Воскресения Господня. В нижней части часовни построена
гробница – для о. Владимира. Как говорит сам о.
Владимир: "Здесь, если Богу будет угодно, будут лежать и
мои бренные останки... И в древней традиции так было,
что у могил совершали молитву, так и здесь будет идти
непрестанная молитва". В первые века христиане
действительно молились у могил, но у могил мучеников за
Христа. Не совсем понятно, о. Владимир планирует
принять мученическую кончину? Если же нет, то зачем он
построил себе гробницу, у которой потом должны молиться
люди? Возможно, о. Владимир готовит себя к посмертному
почитанию? Учитывая факт наличия биографии в стили
"жития святых", это предположение не кажется
безосновательным…
А еще не совсем понятно, почему о.
Владимир ходит по улице с посохом? Ведь он не является
ни архиереем, ни игуменом…
Дорога домой
После завершения программы в г. Болгар
наша группа села в автобус и отправилась в Казань. В
Казани мы посетили еще одну достопримечательность –
Казанский Кремль.
Затем все участники поездки попрощались
друг с другом и поехали к себе домой.
Впечатление от поездки
В целом поездка выглядела, как обычная
паломническая поездка. Ведь мы посетили большое
количество известных православных святынь (в начале и в
конце поездки). Но вот при посещении храма в г. Болгар
мы столкнулись с настораживающими моментами, которые
заставили задуматься, все ли в этой общине находится в
рамках православных традиций? Выше мы уже описали эти
моменты; резюмируем их еще раз:
1) Продолжительная проповедь в субботу,
из-за которой всенощное бдение переносится на утро
воскресенья.
2) Большая часть проповеди посвящена
историям чудес, совершенных по молитве по соглашению.
3) Необходимость платить за участие в
молитве по соглашению, когда человек сам должен молиться
дома.
4) Духовное лечение – целый ряд
серьезных вопросов про этот обряд.
5) Биография о. Владимира, очень
напоминающая по своему жанру жития святых.
6) Указание в книге о. Владимира на его
дар прозорливости.
7) Скит и община, в которых будут жить
те, "кто хочет жить действительно по-православному".
8) Гробница для о. Владимира, у которой
потом должны молиться люди.
9) Посох о. Владимира.
В итоге, после анализа всех
перечисленных тревожных моментов, возникает следующее
впечатление, что в г. Болгар в церковной жизни о.
Владимир ввел целый ряд новшеств, которые отсутствуют в
других храмах Русской Православной Церкви. И самое
главное – в общине г. Болгар формируется культ личности
о. Владимира, который уже сейчас (при жизни) очень
почитается своими поклонниками, а в будущем (после
смерти) у его гробницы "будет идти непрестанная молитва"
его почитателей...
Мария Семенова
Центр свщмч. Иринея Лионского
– 16.05.2018.
|