Священник Виталий Бабичев. Диалог с атеистом
У многих православных христиан, среди
знакомых и родных, встречаются атеисты. Их отношение к
религии весьма разнообразно: от доброжелательного
равнодушия до открытой враждебности. Конечно, каждый
человек имеет право верить или не верить в Бога. И
православный христианин должен уважать выбор
атеистов. Но иногда враждебно настроенные атеисты сами
заводят спор. При этом они начинают свой разговор очень
уверенно, высокомерно, с чувством превосходства. Для
христианина встает дилемма: промолчать или ответить.
Тем, которые рискнут поддержать этот спор, и адресована
эта статья.
Итак, когда атеист узнает, что вы верующий, он обычно насмешливо восклицает:
- Ты что, в Бога веришь? Ну и где Он?
Почему я его не вижу?
- Ты много чего не видишь: радиоволны,
например. Но это не значит, что их не существует.
- Да ладно, все равно, наука доказала, что Его нет?
- Какая именно наука, и что именно она доказала?
- Вы что не знаете, что мы произошли от обезьяны?
- Теория эволюции потому и называется
теорией, что она не доказана. Более того, происхождение
одного вида животных из другого, противоречит законам
биологии, физики и химии. Ни одна собака котят еще не
родила. Происхождение человека от обезьяны также не доказано.
- В будущем докажут.
- Значит ты тоже верующий, потому что
веришь в будущее, которое, с материальной точки зрения
непознаваемо. В будущем с Землей может произойти что
угодно: на нее упадет астероид, растает Антарктида, или
пьяный прапорщик случайно нажмет на пусковую кнопку
ядерных ракет.
- Докажут, докажут. Потому что наука
непрерывно развивается. Хотя зачем я это говорю? Вы же
ученых не любите.
- Что за чушь! К науке мы относимся как к
способу познания нашего мира, сотворенного Богом. Просто
надо различать факты и теории.
- А зачем вы Джордано Бруно сожгли?
- Ну, во-первых, сожгли не мы, а
католики. И это, конечно, неправильно. Во-вторых, его
казнили за то, что он считал Солнце Богом, а не центром
нашей галактики. Его теория была оккультной, а не
научной.
- Ой, только не надо оправдываться. Знаем
мы ваши крестовые походы, инквизицию и старообрядческий
раскол. Вы, верующие постоянно враждуете друг с другом.
- Вы опять вешаете на нас грехи
католиков. Но, вообще вы правы. В истории религий были
кровавые страницы. И они являются предупреждением для
нас, чтобы подобное впредь не допускалось. Но нельзя
отождествлять те войны и раздоры со всеми верующими. С
таким же успехом можно сказать, что все атеисты виноваты
в развязывании Второй мировой войны, на том основании,
что фашисты и коммунисты были атеистами.
- Кстати, а почему ваши священники ходят
в армию, солдат благословляют. Ведь у вас в Библии
сказано: "не убий".
- Наши священники благословляют солдат на
защиту отечества, а не на убийство невинных людей или
захватнические войны. Вы же не хотите сказать, что наши
деды зря воевали с фашистами, которые хотели уничтожить
половину населения, а из остальных сделать рабов?
- Нет, ну, конечно не зря. Но я как-то
перелистывал вашу Библию, и там ваш Бог приказывал
евреям убивать людей в завоеванных городах. Это что, Он
такой добрый?
- А ты там случайно не прочитал, зачем Он
это приказывал?
- Какая разница?!
- Большая. Когда евреи вышли из Египта,
они пришли в земли, населенные язычниками, которые
поклонялись богам Ваалу, Молоху и другим. В жертву этим
богам приносились дети. Их сжигали в специальных
жертвенниках — тофетах. И для того, чтобы евреи не
окунулись в язычество, а сохранили веру в истинного
Бога, и были необходимы столь жестокие меры. Иногда, для
того чтобы вырезать опухоль, необходима операция для
будущего здоровья пациента. Но еврейский народ,
некоторой своей частью, все равно окунулся в язычество
со всеми сопутствующими явлениями: человеческими
жертвоприношениями, половыми извращениями, колдовством и
т.д. По сути, вся борьба Ветхого Завета — борьба
пророков с язычеством.
- Да ладно. Все у вас правильно. Вы
только на словах такие хорошие. А вот ваши священники на
иномарках разъезжают, и в золотых цепях ходят.
- Ты опять делаешь такую же ошибку. Не
надо на основании нескольких людей судить всех. Если
ученик в школе не знает что 2+2=4, то это
свидетельствует не об изъянах в правилах арифметики, а
об изъянах в знаниях самого ученика. Христос учит любви
и смирению. И если какие то христиане не понимают этого,
то это их грех, а не изъян христианства. А насчет
остальных христиан — далеко не все такие. В Церкви много
искренних, добрых людей. Может, ты слишком мало был в
Церкви, чтобы их заметить?
- Да что в церкви делать? Службы ведутся
долго и на каком-то непонятном языке, сидеть нельзя -
скукота!
- Ну, тут уж я ничем тебе помочь не могу.
Это личные переживания человека. Если ты не познал
радости причастия, внутренней тишины после исповеди,
молитвенного настроения, то я не могу тебе этого
объяснить. Если ты приходишь в храм потому что "все
ходят" или "бабушка сказала", а не к Богу, то тебе будет
скучно. А насчет долгой службы и сидения, я тебе вот что
скажу. Для многих людей это, к сожалению отговорки. Они
прячутся за них, чтобы не принимать Христа. Разрешим это
— придумают какие-нибудь другие отговорки. На Западе, в
католических и протестантских храмах можно и сидеть; и
службы не такие долгие; и богослужения ведутся на
современных языках. А люди все равно туда не очень-то
ходят. И не надо забывать, что человеку необходимо не
только дух смирять, но и тело. Когда валяешься на диване
— о молитве не очень то и думается. По себе знаю.
- Хорошо. Вот ты говоришь, что вы
молитесь, на исповедь ходите. А какой смысл, если я
покаюсь, скажем, в краже, а потом опять пойду и украду.
Меня Бог опять простит?
- Понятно. Здесь дело в том: грех — это
не просто нарушение Божьего закона, но и рана, которую
грешник наносит своей душе. А исповедь и причастие — это
таинства. Это значит, что в них невидимо действует сам
Бог. Священник на исповеди читает молитву: "Пришел еси
во врачебницу, да не неисцелен отидеши". Поэтому, когда
ты приходишь на исповедь "ради галочки" и не чувствуешь
раскаяния за этот грех, то есть не хочешь очиститься от
него, то Бог не очищает тебя. В каком ты духовном
состоянии был до исповеди — в таком и остался. Искренне
кающемуся человеку Бог прощает грех, то есть вылечивает
рану и дает силы для дальнейшей борьбы с этим грехом.
- А я ничего такого не делаю, не краду,
не убиваю, но в церковь не хожу. И что, меня добрый Бог
в ад отправит?
- Это твое субъективное мнение о себе
самом. Я вот, например, тоже себе хорошим кажусь. А
окружающие меня люди знают и видят часто во мне другое.
Кроме того, не надо путать две разные вещи. Одно дело,
когда преступник сидит в тюрьме и не имеет физической
возможности сделать зло. Другое дело, когда он на
свободе и может делать что захочет, то есть воровать,
убивать т.д. Так и с обычными людьми. Твои страсти все
равно сидят в тебе. И когда им предоставится подходящий
случай, они покажут себя. Я видел много действительно
добрых , хороших людей в минуты искушений. И вот эти
люди, о которых все знают что они хорошие, тоже начинают
лгать, ругать всех и вся, изменять, красть…И что самое
главное, они себя ни в чем ни винят. Все вокруг плохие,
только они несправедливо пострадавшие или жертвы роковых
обстоятельств, или непонятые. Это и называется —
неумение каяться.
- Так кто тогда в рай попадет, если все
такие?
- Представь такую картину. К тебе
подходят два твоих сына. Один из них говорит: "Папа,
прости меня, пожалуйста. Я разбил твою любимую
хрустальную вазу. Я больше так не буду". А другой
говорит: "Я разбил твою любимую вазу. И еще разобью. И
вообще ты мне не нужен. Ты мне не отец. Я в тебя не
верю". Ну и кого ты простишь?
- Я думаю, первого. Но и второго я
обижать не буду.
- Также и Бог. Он прощает тех, кто
искренне кается и, как я уже говорил раньше, помогает
людям в борьбе с этими страстями. И в дальнейшем у этих
людей даже не появляется желаний также грешить.
- А второго все-таки в ад отправит?
- Бог никого в ад не отправляет. Он ада
не творил. Как сказано в Библии "Бог есть любовь…"(1 Ин
4,16). Он любит всегда и всех, не потому, что мы такие,
а потому что Он есть любовь. Это значит, что Он есть
источник всякого блага для человека. И наоборот, отпадая
от Бога, человек неминуемо придет ко злу. Отвергая Бога,
человек отвергает и избавление от страстей. После смерти
человека, страсти начинают мучить его. Это и есть ад.
Только там нет покаяния…
- То есть, ты хочешь сказать что страсти
мучают человека. Но я знаю многих людей, которые и пьют,
и курят, и женам изменяют; и очень даже счастливы.
- По слову нашего современника: "Уши не
болят на морозе, если они отморожены". У некоторых людей
душа настолько обросла коростой, что они не чувствуют ни
сострадания, ни любви, ни раскаяния, ни боли от своих
грехов. И они чувствуют некоторую иллюзию счастья, питая
свой эгоизм. Но эта иллюзия когда-нибудь кончается. У
части людей, к сожалению, это происходит лишь перед
смертью…Потому что туда не возьмешь ни богатства, ни
любовниц, ни машину, ни бутылку водки. Кроме того, у
каждого человека есть свои проблемы, богатый он или
бедный. А мучение людей от страстей можно
продемонстрировать на примере тех людей, в которых
страсти достигли господствующего положения в душе. Я
имею в виду алкоголиков, наркоманов, завистливых людей,
человеконенавистников и т.д. Святой Исаак Сирин
сравнивал грешника с собакой, которая лижет пилу, но не
замечает боли, потому что пьянеет от вкуса собственной
крови.
Виталий Бабичев, иерей
Ставрос
|