Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама
Святой мученик Антоний-Равах Дамасский (память - 6/19 января)
Одновременно со святым Абу Тбилисским, в
городе Дамаске жил другой мусульманин, также выходец из
знатной арабской семьи – Равах. Однако, в отличие от
Абу, Равах не был настроен столь благожелательно к
христианам, как раз напротив, он отличался особой
ненавистью к ним.
С ним также случилось нечто подобное,
что и с героем нашего предыдущего рассказа. Зайдя как-то
раз в церковь св. Феодора, дабы поглумиться над
христианскими тайнами, он вдруг увидел белого Агнца,
закалаемого священником на престоле и сияющего голубя,
сходящего на него. Увиденное удивило его и, дождавшись
конца службы, он подошёл к священнику. Тот показал ему
св. потир с частицами Св. Таин под видом хлеба и вина и
объяснил, что Агнца видел лишь он один, все другие
видели хлеб и вино.
Чудеса воспринимаемые одним человеком и
недоступные восприятию остальных присутствующих
совершенно обоснованно воспринимаются им как обращение
именно к нему. И человек отвечает, также обращаясь к
ним, а через них – к их Причине. Но обращение к
чему-либо, к чему ранее не был обращён, влечёт за собой
отвращение от того, к чему обращён был ранее, "ибо
никто не может служить двум господам" (Мф. 6:24).
Так поступили святой Ахмед и святой
Варвар, так поступил и Равах. Изумлённый ещё более, он
стал спрашивать о самом Таинстве Евхаристии, и что оно
означает, если так велико пред Богом, и почему таков
именно выбран образ его совершения. Получив от иерея
ответы, Равах изъявил желание стать христианином и быть
сопричастником сего Таинства, однако священник отказался
его крестить.
- Когда о том узнают мусульмане, -
ответил он, - то не только меня убьют, но и эту церковь
Божию разрушат.
- Что же мне делать? - спросил Равах.
- Если действительно хочешь сподобиться
Св. Крещения, иди в Иерусалим, к патриарху, может, он
тебя окрестит.
Так Равах и поступил. На следующее же
утро, не медля о спасении, он отправляется в дорогу.
Долог путь из Дамаска в Иерусалим, нелегко было добиться
встречи с патриархом, тяжелее же всего оказалось и здесь
услышать отказ. Патриарх Илия († 797), из страха перед
мусульманами, не решился крестить пришедшего араба,
однако, уступая усиленным просьбам, отправил его в
пустыню у Мёртвого моря, к старцам-отшельникам.
Старцы же, во исполнение святительского
благословения, окрестили Раваха в водах Иордана, дав ему
имя Антоний. С ними он и остался, научаясь истинам
Христовой веры через живой опыт общения с духоносцами и
истинными друзьями Христовыми, через такую аскетическую
дисциплину, как “старчество”. Суть её состоит в том, что
старец передаёт свой духовный опыт не столько в слове
назидания, сколько личным примером жизни, который
раскрывается в его общении с учеником. И тогда духовное
воспитание оказывается простым и естественным путём
христианской жизни. Такое-то совершенное наставление
получил святой Антоний-Равах, проводя жизнь внимательную
в телесных и духовных подвигах, не принимая, впрочем,
равноангельского образа жития – монашества. Более шести
лет провёл он со старцами в пустыне, пока наконец не
испросил у них благословения проповедовать христианство
своим соплеменникам.
Хочется здесь заметить, что все
мученики, жизнеописания которых приводятся в этой книге,
были нацелены на полноценную и плодотворную земную
жизнь. Они не боялись свидетельствовать о Христе перед
лицом смерти, почитали это за счастье, но вместе с тем
никогда не провоцировали своего исповедничества.
"Не может утаиться город, стоящий на
верху горы" (Мф. 5:14) так и святые не могли стерпеть,
что столькие их соплеменники и сродники остаются в
погибельном неведении света Христовой любви. Ведомые
этой любовью к ближним своим по плоти, рисковали они
своею временною жизнью ради радости вечной жизни своих
единоплеменников. О том и слова возлюбившего их и
возлюбленного ими Господа: "нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13).
Итак, Антоний-Равах отправляется в свой
родной город – Дамаск, проповедовать ту веру, которую
здесь столь часто он унижал. Во время одной из своих
проповедей, он был - довольно скоро, - схвачен, и брошен
в тюрьму. В течение нескольких месяцев мусульмане
пытались, чередуя уговоры с побоями, заставить его
вернуться в ислам, но безуспешно. Наконец, Антоний-Равах
был доставлен для допроса в город Ракка (бывший Каллиник)
к самому халифу Харуну ар-Рашиду (786 - 809).
Их беседа
вылилась в жаркий диспут о вере, придя в ярость во время
которого халиф, не будучи в силах ответить на доводы Антония-Раваха, повелел отрубить мученику голову, что и
было немедленно исполнено.
Святый мучениче Антоние, моли Бога о нас!
Юрий Максимов, доцент
Московской духовной академии
Из истории христианской миссии среди мусульман
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|