Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама
Святой мученик Оми (память - 19/2 мая)
Герой нашего следующего рассказа был
также по происхождению турок и жил в той же столице
Оттоманской империи, за сто лет до св. Ахмеда и за 250
до св. Константина.
Вот уже более ста лет владели турки
Константинополем. Исчезла великая Византийская империя,
осталось грекам лишь святая вера, да один залог
спасительности её на земле – чудо схождения Благодатного
Огня. Это чудо известно с древнейших времён, самые
ранние христианские упоминания о нём мы находим в IV
веке, нехристианские – с IX (арабские историки Масуди и Бируни).
По характеру своему чудо сие совершенно
просто, и в то же время совершенно необъяснимо законами
природы, неподвластность которым и характерна для
всякого чуда: из года в год, из века в век каждую
Великую Субботу от Гроба Господня в Иерусалиме в руки
православного патриарха сходит необычный огонь, который
патриарх на свечах передаёт молящимся в храме. Огонь
этот обладает особыми свойствами: первые несколько минут
после схождения он совершенно не обжигает, даже ткань и
волосы. Чудесные свойства сохраняются на протяжении
нескольких минут, после чего пламя приобретает свойства
обычного огня. Благодатный Огонь – это чудо тихой
радости всего православного мира, явственный знак от
Господа, что Он – с нами.
Но однажды, в правление султана Мурада
Правдивого, в 1579 году, армяне-монофизиты подкупили
Иерусалимского пашу убедив его в том, чтобы тот позволил
им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую
Субботу. Паша позволил. Православные не были допущены
внутрь храма, но вместе с патриархом Софронием IV стояли
на площади, перед закрытыми вратами, молясь со слезами и
сокрушенным сердцем, и смиренно надеясь принять
Благодатный огонь хотя бы из рук еретиков-монофизитов.
За всем этим наблюдали янычары,
расставленные всюду в большом количестве для
предотвращения возможных беспорядков. Рядом с храмом
Гроба Господня стоит здание примерно той же высоты. На
веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую
службу турецкий офицер Омир со своими солдатами.
Тот апрельский день был чистым и ясным.
Текли часы. Уже давно прошло время,
когда обычно сходит Благодать, но в этот раз Её все не
было. Армяне долго ожидали чуда, тщетно католикос
усердно молился перед Гробом - Божественный Огонь не
сходил. Вдруг раздался громовой удар. Одна из мраморных
колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул Огонь.
Православный Патриарх, молившийся перед храмом, встал и
зажег свои свечи, а от него получили благодатный Огонь
все православные, и все пришедшие в храм.
Все обрадовались, а православные арабы
от радости стали прыгать и кричать: "Ты есть единый Бог
наш, Иисус Христос! Одна наша вера истинная - вера
православных христиан!". Они бегали по всему Иерусалиму,
подняв шум и крик. Турецкие воины, стоящие на страже и
видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. Все пришли в
замешательство. В этот момент Омир громко воскликнул:
"Велика православная вера, и я – христианин!" В один миг
исказились злобой лица сослуживцев и подчинённых, они
бросились на него, но Омир смело спрыгнул вниз к
христианам с высоты более десяти метров. Удивительное
бесстрашие, свойственное всем мученикам и исповедникам
Христовым – свидетельство истинного уверения, ибо даёт
Бог уверовавшим "духа не боязни, но силы и любви" (2Тим. 1:7).
Приземлившись, Омир чудесным образом
остался невредим. Уже внизу соплеменники схватили его и
без долгих рассуждений отсекли ему голову, опасаясь,
чтобы его примеру не последовали другие; и тело святого
мученика, крестившегося в своей крови, сожгли тут же, на
площади перед храмом.
Православные собрали пепел и кости
святого Омира, положили в раку и поставили в женском
монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они до
конца XIX века и находились, источая дивное благоухание.
Рассечённая же мраморная колонна храма с
оплавленными краями стоит так и до сего дня на всеобщем
обозрении, как явственный знак силы Божией, являемой
единой верой истинной – православной.
Святый мучениче Омире, моли Бога о нас!
Юрий Максимов, доцент
Московской духовной академии
Из истории христианской миссии среди мусульман
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|