Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама
Святой мученик Ахмед Калфа (память - 3/16 мая)
Святой Ахмед, также по происхождению
турок-мусульманин, жил в Стамбуле за полтора века до
святого Константина и, в отличие от него, был человеком
знатным и вполне обеспеченным, занимал значимый
государственный пост и к моменту обращения был в летах
уже весьма зрелых.
У него была русская наложница из рабов.
Видимо, отличавшийся веротерпимостью, Ахмед разрешал ей
свободно посещать христианскую церковь.
Со временем Ахмед заметил особые
благодатные изменения в ней, происходившие каждый раз,
как она приходила с богослужения. Заинтересованный этим,
он изъявил священнику желание присутствовать на Литургии
во время службы патриарха, и, разумеется, получил такую
возможность. Как знатному гостю ему приготовили особое
место. По шариату мусульманин волен посещать
христианские храмы в любое время (только не для молитвы,
конечно).
И вот, во время Литургии этот
мусульманский чиновник вдруг увидел, что, когда патриарх
благословлял народ, от трикирия и пальцев его изошли
лучи и перешли на головы всех христиан, и лишь его
собственная глава осталась обделённой. Изумившись такому
чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и
было тайно совершено над ним, вероятно, также самим
патриархом.
Некоторое время будущий мученик остаётся
тайным христианином. Это явление имеет своё оправдание и
в Писании: "И сказал Нееман: если уже не так, то пусть
рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака,
потому что не будет впредь раб твой приносить
всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только
вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет
господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется
на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое
поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба
твоего в случае сем. И сказал ему (Елисей): иди с миром.
И он отъехал" (4Цар 5:17-19). Из Нового Завета в этой
связи можно вспомнить фарисея Никодима (Впрочем,
следует помнить, что Церковь терпела и терпит это
явление как исключение, снисходя к немощи своих чад).
Тайных христиан как среди мусульманских
сановников (в том числе даже мулл), так и среди простого
населения было очень много. На протяжении многих лет они
приходили в “мечеть Айа-Суфия” и тайно ежедневно творили
христианские молитвословия. Тайные христиане существуют
в странах мусульманского мира и сейчас. Также, как
существуют и христиане явные, в том числе и обращенцы,
несущие подчас годами подвиг исповедничества. Всё, о чём
мы здесь говорим, до сих пор является реальностью в ряде
стран.
Статья 306 Конституции Мавритании гласит: "Всякому мусульманину,
виновному в отступничестве от веры словом или делом,
надлежит принести покаяние в течение трех дней, в
противном случае он приговаривается к смертной казни как
вероотступник, а его имущество подлежит конфискации и
передаче в доход государства". В свою очередь верховный
суд Египта вынес решение о признании отвернувшихся от
ислама мусульман подпадающими под понятие "гражданской
смерти". Такой человек теряет все свои гражданские права
и полномочия. Он не вправе снимать денежные средства со
своих банковских счетов. Убивший его не считается
преступником, поскольку его жертва юридически признана
"умершей". Законодательство находит реальное выражение в
практике: в 1991 году в Иране за обращение в
христианство был повешен Хуссейн Судманд. В 2000 году в
Йемене был приговорен к смертной казни за то же самое
Мухаммед Омер Али Хаджи.
Итак, какое-то время святой Ахмед
остаётся тайным христианином. О том, что происходило с
ним в этот период, житие не сообщает. Можно с большой
долей уверенности предполагать, что его любовь к той,
которая и стала причиной его прихода в Церковь, теперь,
при единстве веры, стала неизмеримо возвышеннее и чище,
и отношения их не могли не перейти в связи с этим на
качественно новую ступень. Можно, также, с не меньшей
степенью вероятности предполагать, что святой имел за
этот период несколько тайных встреч с духовником церкви,
где его крестили, для наставления в Законе Христианском.
Вряд ли этих встреч было много, и скорее всего, его
знания о христианстве ограничивались лишь самым
необходимым минимумом. Но его вера имела в основании
своём прочный камень опыта истинного богообщения, и при
посредстве благодати Божией, происходило его духовное
возрастание "в мужа совершенна" (Еф. 4:12). Как
сказал один православный татарин, свидетельствуя о
собственном опыте, для человека, которого Господь привёл
чудесами в Церковь, уже не может стоять вопроса о
возврате обратно...
Период тайного христианства Ахмеда
продолжался до тех пор, пока однажды на одном собрании
вельможи не стали спорить, что превыше всего. Когда же
очередь дошла до Ахмеда, и спросили его мнения, он
неожиданно для всех громко объявил:
- Превыше всего вера христианская.
- Уж не христианин ли ты? - спросил с
улыбкой один из сидящих.
- Да, я христианин. - медленно, спокойно
и внятно ответил святой и улыбка сползла с лица
вопрошавшего...
В этом поступке св. Ахмеда больше всего
пленяет то, что как раз в той ситуации исповеднический
путь не был единственно возможным способом остаться
христианином (как, например, в случае со св.
Константином). Вполне можно было отшутиться, перевести
разговор на другую тему и т.п. Но святой услышал в таком
именно стечении обстоятельств призыв, обращённый лично к
нему. Это очень важно — постоянно слушать и, главное,
уметь вовремя услышать в повседневных рутинных событиях
призывающий голос Бога. А услышав призыв, ответить на
него: “Вот я”. Это, по существу, и есть то самое
постоянное бодрствование, к которому призывает апостол
Пётр (1Пет. 1:13, 5:8).
И святой мученик Ахмед ответил и пошёл до конца
и принял мученическую кончину 3 мая 1682 года.
Святый мучениче Ахмеде, моли Бога о нас!
Юрий Максимов, доцент
Московской духовной академии
Из истории христианской миссии среди мусульман
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|