Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама
Из истории христианской миссии среди мусульман
Хочется прежде сказать несколько слов об истории христианской
миссии среди мусульман. Бытует мнение, согласно которому
ислам считается “необращаемой” религией. Однако оно
верно лишь отчасти. Было бы более точным
охарактеризовать ислам как “труднообращаемую” религию.
Мусульмане действительно труднообращаемы, как и
приверженцы иных эксклюзивных монотеистических религий,
таких, как христианство и иудаизм. Тем не менее,
распространённое мнение о безуспешности и малочисленном
характере христианской миссии среди мусульманских
народов не вполне соответствует действительности. Мнение
это, как кажется, вытекает прежде всего от незнания
миссионерских трудов Православия на этой ниве, в то
время как сравнительно хорошо известны подвиги
православных миссионеров в других местах — на Аляске, в
Японии, Китае, Африке, Сибири...
Богатая и важная тема истории
православной миссии среди мусульман ещё ждёт своего
достойного исследователя. Здесь же, не имея возможности
охватить её полностью, сделана попытка высветить хотя бы
некие грани данного процесса, которые позволили бы
составить целоcтное и более соответствующее
действительности представление об этой малоизвестной
стороне проповеди Вселенского Православия.
Из истории миссии Константинопольской
Православной Церкви можно вспомнить, как после
возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской
Империи, в течении нескольких лет практически всё
местное арабо-мусульманское население добровольно
перешло в Православие, включая представителей арабской
знати. То же происходило и в возвращённых примерно тогда
же округе Лаодикея и городе Мелитене. Но наиболее ярким
является, безусловно, событие 935 г., когда целое
арабское бедуинское племя бану Хабиб “в числе 12000
всадников в полном вооружении, с семьями, клиентами
(людьми, не входящими в племя, но находящихся под его
покровительством – Ю.М.) и рабами перешло к грекам,
приняло христианство и стало сражаться против своих
прежних единоверцев”. Арабский историк XIII века Ибн
Зафир пишет, что бану-Хабиб остаются христианами "по cиe
время". В целом в IX-X вв. из ислама в христианство
обратилось до 100 тысяч человек.
Для Русской Церкви миссия среди
мусульман традиционна. Свт. Михаил Киевский (X) посылал
монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам,
в результате чего приняли крещение четыре князя
булгарских. Свт. Петр Московский (XIII) вступал в
публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и
одерживал в них победы. Свт. Макарий Московский (XVI)
крестил последнего хана Казани - Едигера-Мухаммеда и
пёкся о устроении проповеди Православия среди татар. В
результате более чем четырёхсотлетней миссионерской
деятельности Русской Православной Церкви среди татар
образовалась новая этноконфессиональная группа —
кряшены, состоящая из православных татар. По переписи
1926 года кряшен было около 200 тысяч. В настоящее время
на территории России их проживает порядка 320 тысяч (В
1930-е годы всех кряшен записали татарами. Народ был
попросту забыт. И лишь недавно, в 1999 году эта
народность снова была официально восстановлена в
Российской Федерации. С конца 80-х гг. наблюдается
культурное и духовное возрождение кряшенского народа).
Во второй половине XVI века обратившийся
из ислама и ставший христианским миссионером Аллах-Верди
из Цахура вернул в Православие целое племя
грузин-ингилов.
В самом начале XIX века стараниями
православных миссионеров было обращено в христианство
свыше 47 тысяч осетин — большая часть народа. К 1823
году обращены были почти все.
Историю же тайной миссии христианства на
территориях, подчинённых мусульманам, проследить крайне
сложно, если вообще возможно, однако существование в
настоящее время около 10-12 миллионов христиан-арабов
(при общей численности арабов порядка 100 миллионов), из
которых лишь немногие являются потомками арабских
племён, принявших христианство в доисламскую эпоху,
приоткрывает нам масштабы и успехи этой миссии, каждый
шаг которой был связан со смертельным риском как для
обращающих, так и для обращаемых. Впрочем, можно и здесь
привести несколько ярких примеров. Так, в конце IX -
начале X вв. в арабской Испании обратившийся в
христианство князь Омар ибн Хафсун вместе со своими
сыновьями господствовали почти полвека над горными
долинами, сидя в своём замке Бобастро. В то же время
переходит из ислама в Православие курдский князь
Ибн-ад-Даххак, владевший крепостью ал-Джа'фари. Но куда
более интересным является тот факт, что в XV в. в самом
Багдаде и некоторых переднеазиатских областях правила
турецкая династия Кара-Коюнлу, которую египетские
мусульманские историки прямо обвиняли в отступничестве
от ислама и принятии христианства.
В немногих примерах средневековых
государств, в которых равно покровительствуемы (или, во
всяком случае, терпимы) были и христианство и ислам
(Хазарский Каганат IX-Х вв., государство Каракитаев XII
в.) христианство получало более широкое распространение
в сравнении с последним.
Безусловно, в ходе истории ряд
христианских народов полностью, либо почти полностью
обратились в ислам. Это факт. И в наши дни в Африке
случается, что целые племена переходят из христианства
(хотя и не православного) в ислам. Причины этого — тема
для отдельной работы, но следует иметь в виду, что
всегда существовал и обратный процесс, который
существует и до сих пор – достаточно вспомнить пример
Православной Церкви самой крупной мусульманской страны
мира – Индонезии, где православная община возникла в
конце 1980-х миссионерскими трудами всего лишь одного
человека и увеличилась за десять лет с 1 до 2500
человек. В Алжире насчитывается порядка 43 000 тайных
христиан. В Турции, по сведениям греческого
правительства – до полумиллиона.
Таким образом, выбор человеком религии не может быть
жёстко увязанным с его этнической или культурной
принадлежностью. Образ Божий, сокрытый в каждом
человеке, несёт дар свободы, который никому не под силу
отнять. О том, как воспользовались своей свободой – или
что делали для её обретения – люди разных времён,
национальности, социального положения, и пойдёт речь.
Юрий Максимов, доцент
Московской духовной академии
Из истории христианской миссии среди мусульман
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|