Святые Православной Церкви, обратившиеся из ислама
Вступление
"Да не будет когда ми лгати на святого…"
святитель Димитрий Ростовский
"Так говорит Господь на пророков,
вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами
своими - и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в
рот, против того объявляют войну. Посему ночь будет
вам вместо видения, и тьма - вместо предвещаний; зайдет
солнце над пророками и потемнеет день над ними" (Мих.
3:5-6).
***
Некогда ещё Писание Ветхого Завета
предвещало: "Вот, видение грозное, и лице его от востока.
Выступят порождения драконов Аравийских на многих
колесницах и с быстротою ветра понесутся по земле, так
что наведут страх и трепет на всех, которые услышат о
них" (3 Ездр. 15:28-29).
Много веков спустя это
пророчество исполнилось. Один из лжепророков, пришествие
в мир коих предрекал Господь, прельстил многих (Мф.
24:11), возвестив в Аравии новое учение: поклоняться
Богу одинокому (Коран 112.1), далёкому (Коран 12.31) и
жестокому (Коран 17.58), источнику равно и добра и зла
(Коран 10.107; 39.38), которым всё, что случается,
предопределено (Коран 33.38). Для человека, желающего
угодить такому богу, было заповедано веровать в его
одиночество, а также в то, что возвестивший это учение
араб-торговец – его посланник и пророк; пять раз в день
совершать определённый ритуал с произнесением
молитвенных формул и чередованием телесных поз; раз в
жизни посетить святилище в одном арабском городе и на
соседней горе зарезать овцу; небольшую часть прибыли
время от времени тратить на своих домашних, и один месяц
в году есть и пить только ночью. А также было заповедано
вести священную войну с теми, кто не признаёт этого
учения, пока не будут они покорены ему (Коран 2.193).
Соблюдающему это было обещано в этой жизни
благоденствие, а в жизни будущей прекрасный сад с
вечными наслаждениями – преимущественно сексуального и
гастрономического характера, а также, отчасти,
эстетического. Всё это было записано в книге,
составленной уже после смерти основателя, которая была
объявлена откровением и творением этого бога, а текст её
– извечным и неизменным до буквы.
Учение это получило название ислам –
производное от арабского слова "мир" (салам), и
множество подстёгиваемых сим учением "драконов
Аравийских" понеслось по земле и в беспощадных
кровопролитных войнах вскоре захватило огромные
территории – как христиан, западных и восточных, так и
зороастрийцев, язычников, индусов. Эта "религия мира" со
временем распространилась во многих народах, и
приверженцы её продолжали вести непрерывные войны, даже
до сего дня, подпадая тем самым под запечатлённое Самим
Господом определение лжи, говоря: ""мир, мир!", а мира
нет" (Иер. 8:11).
Но Бог, не желая, чтобы кто погиб, но
чтобы все пришли к покаянию (2Пет. 3:9), и на этой ниве
собрал для Себя достойную жатву. Есть сведения, что уже
один из ранних сподвижников самого основателя ислама –
Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз, переселившийся во
время "первой хиджры" в Эфиопию, уверовал там во Христа
и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним
мусульманином, кто обратился к свету истины (Вот два
рассказа из эпохи раннего ислама, относящихся ко времени
правления четвёртого "праведного" халифа, племянника и
зятя Мухаммеда, Али: "Один мусульманин принял
христианство. Али приказал ему вернуться в ислам, но он
отказался. Али убил его и не отдавал тело родным, хотя
они предлагали ему много денег. Он сжег тело"; "другой
человек из племени Бани-Ижл стал христианином. Его
привели к Али, закованным в цепи. Они долго говорили.
Мужчина ответил ему: "Я знаю, что Иса – Сын Божий".
Тогда он (Али) встал и ногами ступил на него. Когда это
увидели другие, они тоже начали топтать мужчину. Тогда
Али сказал "Убейте его". Его убили и Али приказал сжечь
тело" (Тахави. Китаб аль-Сияр)) Некоторые из
последовавших его примеру позднее, принесли столь
великий духовный плод, что были причислены Вселенской
Церковью к лику святых. О них и пойдёт речь.
Предложенные здесь рассказы не являются
собственно житиями святых, это скорее размышления о
внутреннем облике этих подвижников, составленные на
основе житий. Они сопровождены некоторыми комментариями
исторического и исламоведческого характера, а также
сведениями из жизни современных людей, обратившихся из
ислама ко Христу, которые, как представляется, в
некоторых местах помогают лучше понять, что в тот или
иной момент переживали, чем руководствовались наши
святые. От этого нам подчас открывается яснее и полнее
всё величие их подвига.
Юрий Максимов, доцент
Московской духовной академии
Из истории христианской миссии среди мусульман
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|