Путь в экстремисты вымощен словами о
любви
Черно-белое видение мира, разделение
людей на своих и чужих - это одна из характеристик
подросткового возраста, когда приходится определяться,
кто ты и с кем. Именно подросткам свойственно попадать в
сети экстремистских организаций. Почему так происходит?
Как избежать беды и не поддаться манипуляторам? Эти
вопросы обсуждали участники семинара, посвященного
проблеме этнического и религиозного экстремизма, -
общественники, специалисты по воспитательной работе,
преподаватели вузов и учителя школ.
Семинар был организован Центром делового
обучения "Сфера" по поручению министерства региональной
политики Новосибирской области и проходил в Доме
офицеров.
Дистанционная вербовка
Главная черта, которую демонстрируют
члены экстремистских сообществ, - радикальное восприятие
любого конфликта, подчеркнула Валерия Капустина,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
и педагогики НГТУ. Приверженцы таких группировок не
допускают мысли о том, что на каждой стороне баррикады -
своя правда. Получается, что виноват кто-то один и этот
кто-то должен быть наказан. Другие варианты просто не
рассматриваются.
Как "зацепить" человека, который обижен
на судьбу, не уверен в себе и не имеет четкого
мировоззрения? Чаще всего достаточно предложить ему
рецепт быстрого успеха. Продемонстрировать успешного
человека, который скажет: "Если я смог это сделать,
значит, сможешь и ты!", "Я зарабатываю миллионы долларов
в день и научу тебя, как этого добиться".
- Проверить такие заявления очень
трудно, - замечает Валерия Капустина. - Ведь человек не
демонстрирует ни налоговую декларацию, ни вещи,
действительно характерные для тех, кто хорошо
зарабатывает. Он просто говорит, что пришел к успеху
благодаря сообществу, которое представляет. Если речь
идет о пабликах в соцсетях, здесь вербует не конкретный
человек, а группа лиц, которая, по сути, занимается
пиаром. Вербовка идет дистанционно. Используются
выражения и картинки, вызывающие отклик у молодежи.
В опасные сообщества подростков
втягивают постепенно. Все начинается с вовлечения в
некую доктрину. Создатели аккаунтов зовут в гости не
просто потому, что "у нас интересненько". Они излагают
вполне конкретные мысли, теории, идеи. Говорят о таких
высоких понятиях, как любовь, свобода, честь и
справедливость.
Ловля на живца
Как, например, вербовали девочек в
горячие точки? На чем делали акцент?
- Конечно же, на любви, - объясняет
Валерия Капустина. - Происходит следующее. Девочка
находит в сети подругу, с которой можно поговорить
буквально обо всем - обсудить проблемы с внешностью и
самооценкой, родителями и друзьями. Как только речь
заходит о любви, начинаются рассказы о том, что есть на
земле замечательное место для девочек, где тепло,
солнечно, уютно, но, правда, немножко убивают. Девочке
объясняют, насколько сильно местные мужчины отличаются
от русских мужчин, как заботливо и трепетно они
относятся к женщинам. Почему они воюют? Потому что "не
боятся риска". Воин - это не "мужик у телека с пивом",
это "серьезный" мужчина, который защищает свою семью,
свою страну. И в итоге девочка сравнивает тех, кто
рядом, с некоей идеальной композицией, которая может не
существовать вовсе. Чуть позже подключается юношеская
артиллерия: появляется молодой человек, который
проявляет внимание, понимание - словом, дает девочке все
то, чего недодали сверстники и семья. Но в какой-то
момент "принц" пропадает, и у девочки начинается паника.
Тем более если к тому времени она успела сбежать из
дома. Как вербовщики понимают, что жертва на крючке? Она
начинает сама проявлять активность, пишет друзьям и
знакомым мальчика, а те сообщают, что ее любимый "умер".
Объясняют: да, это очень грустная история, но некий акт
доверия совершен, и по местным обычаям подруга погибшего
теперь принадлежит, например, его брату. Братьев у
мальчика много, а у девочки нет ни средств, ни
возможности вернуться обратно.
Схема общения с юношами строится иначе.
Им показывают видеоролики с пытками, казнями и призывают
к борьбе за справедливость. Какова ситуация на самом
деле, потенциальный боец проверить не может, но
проникается убеждением, что "так жить нельзя". В конце
концов, мальчик чувствует, что должен помочь,
отправляется воевать и попадает в лагерь, где применяют
деструктивные психотехники, объясняет эксперт.
Комфортно там, где одобряют
Еще один важный этап вербовки -
изолировать человека. Сделать так, чтобы он перестал
общаться с родными и близкими. Если подросток двадцать
четыре часа в сутки проводит в соцсетях, контактировать
еще с кем-то ему просто некогда. К тому же новые
знакомые терпеливо разъясняют, почему именно с
"посторонними" людьми общаться не надо: во-первых, они
"ничего не понимают", у них устаревшие взгляды;
во-вторых - они "сами ничего не добились в жизни, а
значит, не добьешься и ты". В ход идут риторические
фразы: "Чему может научить отец-алкоголик!", "Смотри на
меня, верь в себя, и все будет здорово".
Окруженный вниманием, подросток быстро
впадает в состояние зависимости от группы.
- Где человеку комфортнее? - размышляет
Валерия Капустина. - Представьте, в компании подростку
говорят: "Мы тебя всему научим, у тебя все получится", -
а дома постоянно пилят, делают замечания.
Разумеется, комфортно там, где одобряют. И любая секта,
любое экстремистское сообщество это учитывает.
Кто в группе риска?
Есть вполне конкретные признаки, по
которым можно определить, склонен человек поддаваться
манипуляциям или нет.
- Анализ преступлений экстремистской
направленности показал, что 90 процентов тех, кто их
совершил, - это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет,
- отмечает Валерия Капустина. - У большинства из них
были проблемы в семье, в общении со сверстниками. Многие
испытывали материальные трудности или воспринимали тот
уровень достатка, который имели, как неадекватный. Так,
человек может получать зарплату в размере 25 тысяч
рублей, но при этом считать, что ему должны платить хотя
бы сто тысяч. Да, ожидания неадекватные, но человек
воспринимает ситуацию как несправедливую, и это может
его подтолкнуть к экстремистским действиям.
Один из факторов риска - употребление
психотропных веществ, в том числе алкоголя и наркотиков.
Если состояние сознания у человека изменено, он
поддается внушению гораздо легче.
Как противостоять влиянию извне и не
допустить катастрофы? Прежде всего, нужно научить
подростка критически оценивать любые мысли. Включая и
те, которые пытаются донести до него родители, учителя.
Ведь даже самые адекватные и доброжелательные люди могут
заблуждаться.
- Задача в том, чтобы научить подростка
подбирать адекватные аргументы, какую бы мысль он ни
пытался защитить, - подытоживает эксперт. - Просто
сказать, что собеседник неправ, потому что неправ, -
этого мало. Любое мнение нужно обосновать логически.
Человеку, который умеет самостоятельно мыслить и
анализировать, манипуляции не страшны.
Признаки вовлечения в экстремистскую
организацию:
- замкнутость;
- неспособность критически мыслить,
слушать собеседника;
- частые и немотивированные уходы из
дома;
- резкое изменение образа мысли,
словарного запаса;
- отказ отмечать семейные праздники;
- появление необычных предметов (книги,
оружие, символика);
- большое количество новых знакомых
(подписчики в соцсетях);
- попытки вербовки.
***
Читайте также по теме:
***
Мнения
Елена Кургина, председатель ТОС "Затулинский",
Новосибирск:
- Хотелось бы, чтобы с трудными детьми
педагоги занимались с самого раннего возраста, открывали
классы коррекции, а не выводили на домашнее обучение.
Такой подход проблем не решает. Когда 15-летний
подросток уже успел побывать в приюте, заработать
условный срок - это страшно! В нашем ТОС мы стараемся
работать с подростками, организуем кружки, проводим
спортивные мероприятия. Подбираем детям интересные
занятия, чтобы отвлечь их от дурных мыслей.
Ирина Заболотникова, учитель, Маслянинский район:
- У подростков лет тринадцати в соцсетях
уже есть свои закрытые группы, которые они создают
классами. Наверное, в чем-то это хорошо - ведь дети
общаются, делятся мыслями, для них это естественно. Но
изоляция может оказаться опасной. Мало ли кто попытается
воздействовать на детей? Хотелось бы разобраться в этих
проблемах, поговорить о них более предметно.
Татьяна Решке
Советская Сибирь - 21.11. 2018.
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|