О том, как один муфтий решил обвинить православного священника
Сопредседатель Совета муфтиев
России, глава Духовного управления мусульман азиатской
части страны Нафигулла Аширов объявил, что намерен
подать в суд на священника-миссионера Даниила Сысоева. По его мнению, в книге отца Даниила
"Брак с мусульманином", выпущенной издательством храма
Пророка Даниила на Кантемировской, содержатся
оскорбительные для мусульман выражения.
Нафигулла Аширов
Что же это за книга, которая вызвала
столь острую реакцю у г-на Аширова – такую же острую,
как изображение креста на российском гербе, которое он
требовал удалить, и как "основы православной культуры",
которые он сравнивал с гитлеровской "Майн Кампф" и
называл "ползучей христианизацией"?
Отец Даниил Сысоев в книге честно
предупреждает читателей о том, что Православная Церковь
запрещает своим чадам сочетаться браком с иноверцами –
об этом говорят и церковные правила (14 пр. IV
Вселенского Собора, 72 пр. VI Вселенского Собора) и
святые отцы. Объясняет, почему. Свидетельствует,
опираясь на рассказы пострадавших, а также на статьи
учёных, что ожидает тех, кто решается нарушить эти
правила, и вступить в брак с мусульманином. Объясняет,
что делать, если брак уже состоялся – в таком случае
Церковь разрешает не расторгать его (если супруг не
настаивает на отречении от Православия). Даёт совет, что
делать, "а если любовь" – коротко говоря, приводить
возлюбленного ко Христу. Автор указывает основные
отличия христианства от ислама и отвечает на основные
вопросы, высказываемые мусульманами. Также в книге
объясняется, как подготовить бывшего мусульманина к
таинству крещения, подробно разъясняет установленный
Церковью чин приёма из ислама, чин крещения и чин
венчания.
Священник Даниил Сысоев
В книге, которую уверенно можно
порекомендовать всякому православному, есть, например,
такие строки: "И мусульманин несёт на себе отпечаток
образа Божия, а потому достоин и чести и уважения" (с.
55), "мы должны помнить, что наша главная задача не в
том, чтобы обличать мусульманские заблуждения, а в том,
чтобы засвидетельствовать Евангелие Спасителя и этому
человеку" (с. 72).
Так что же возмутило г-на Аширова в
столь невинной брошюре? Судя по выдержкам из его речи,
приведённым на мусульманских сайтах, муфтия возмутили
следующие цитаты из книги: "Коран призывает мужей
наказывать жен… просто в целях улучшения характера", муж
имеет право "заключать т.н. "временные браки" сроком от
1 часа до года", а "Аллах – это настоящий идол,
построенный в уме Мухаммеда, пародия на Бога истинного".
Представим, что некий человек поверит
словам Н. Аширова, который говорит: "ислам закреплен в
Коране и сунне пророка Мухаммеда" (интеревью с Я.
Кротовым), и что "вечными в исламе являются Коран и
сунна пророка" (интервью газете "Время новостей").
***
Читайте также по теме:
***
И этот человек, открыв Коран, вдруг
прочитает: "Мужья стоят над женами потому, что Аллах дал
одним преимущество перед другими, и потому, что они
расходуют из своего имущества. И порядочные женщины -
благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах.
А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и
покидайте их на ложах и ударяйте их" (Коран 4.34).
А обратившись к сунне, он прочитает,
например, следующий хадис сборнике Муслима под номером
2127, в котором жена "пророка" Айша рассказывает, что
однажды Мухаммед во время ночи, которую должен был
проводить с ней, куда-то удалился, и тогда она тайно
вышла из дома, чтобы проследить за ним. В пути Мухаммед
почувствовал слежку, и быстро вернулся домой, но Айша,
чтобы её не разоблачили, прибежала прежде его. Однако
Мухаммед заподозрил её по тяжёлому дыханию после бега и
стал допрашивать. “Он вошёл, и сказал: Почему это, о
Айша, ты запыхалась? Я сказала: так, ничего. Он
потребовал: Скажи мне или Аллах сообщит это мне…
действительно ли это была твоя тень, что я видел перед
собой? Я сказала: Да. Он ударил меня в грудь, что
причинило мне боль, а затем сказал: неужели ты думала,
что Аллах и Его Посланник будут иметь дело
несправедливо?... (Муслим: т. 4, № 2127)
А вот ещё один хадис, тоже из сборника
Муслима, уже под номером 3506, повествующий о том, как
сподвижники Мухаммеда решили развеселить его: "...Омар
нашел "пророка", сидящего грустным и тихим с его женами
вокруг него. Омар решил сказать кое-что, чтобы
рассмешить "пророка", и сказал: "Посланник Аллаха, жаль,
что ты не видел дочь Хариджи (речь о его жене), когда
она просила у меня дополнительных денег, я встал и
ударил ее по шее". Посланник Аллаха засмеялся и сказал:
"Вот они - вокруг меня, как видишь, просят
дополнительных денег". Абу Бакр тогда встал, подошел к
Айше и ударил ее по шее, и Омар сделал то же самое с
Хафсой..."
В другом же хадисе, из сборников Абу
Дауда и Ибн Маджа, Мухаммед говорит, что после смерти во
время суда "мужчину не будут спрашивать о том, почему он
бил свою жену".
Естественно, что любой независимый
читатель после знакомства с этими источниками
согласится, что о. Даниил предельно адекватно передал
мусульманское отношение к наказанию жен, а если это не
нравится муфтию Аширову, то пусть он либо добьётся
изъятия указанных слов из Корана и сунны, либо выберет
себе другую религию, в источниках которой подобных слов
попросту нет.
Второй пункт, возмутивший муфтия, - это
свидетельство о допустимости в исламе заключения
временных браков.
Что это вообще такое? Приведём
определение, которое дают сами мусульмане: "связь
мужчины и женщины, которую они заключают для физического
ублажения на определенное время за оговоренную плату".
Как пишет Джафар Субхани, "женщины, которые вступают во
временный брак, являются из искренних и верных жен, они
не выходят за рамки дозволенности и благочестия".
Как это выглядит на практике? Например,
рассказывают, что в иранских домах терпимости сидит
мулла и официально регистрирует эти самые браки сроком
на час или более. И, как любят говорить наши исламофилы
– "никакой проституции, всё целомудренно и
высокоморально". Печальнее случаи (известные, например,
в Алжире), когда мусульманские боевики оправдывали
практикой временных браков изнасилования.
Временные браки, как известно, узаконены
и практикуются в шиизме, втором по численности
направлении ислама. Совсем недавно по новостным лентам
прошли сообщения о том, что министр внутренних дел Ирана
Мостафа Пурмохаммади заявил: "временный брак - это
веление Бога, и мы должны агрессивно поддерживать это".
Однако и в суннитском течении, к
которому относится г-н Аширов, тоже не всё просто с
временными браками. Обратившись к той же сунне,
интересующийся человек увидит такое: "Абдулла ибн Мас'уд
сказал: "Мы часто участвовали в военных походах под
предводительством пророка, и мы не имели ничего (т.е. не
имели жен с собой). Поэтому мы спросили: "Что же, нам
себя кастрировать?" Однако он запретил нам это и
разрешил нам заключать временный брак с женщиной и
произнес: "O вы, кoтopыe yвepoвaли! He зaпpeщaйтe блaгa,
кoтopыe paзpeшил вaм Aллax" (Коран 5.87) (хадис из
сборника Бухари, 7.62.013, он же есть и в сборнике
Муслима за номером 3243).
То, что процитированный стих Корана
относится именно к разрешению временного брака,
утверждали в своих тафсирах (толкованиях Корана) такие
суннитские авторы как ат-Табари, ар-Рази, ибн Хаййан,
ас-Суйюти, а также к этому относят и 24 аят 4 суры: "А
за то, что чем вы пользуетесь от них, давайте им награду
по установлению".
Правда, в суннитских сборниках
утверждается, что уже после смерти Мухаммеда халиф Омар
запретил временный брак, а есть также хадисы,
повествующие, что будто бы и Мухаммед запрещал временный
брак, а потом разрешал, а потом опять запрещал, и опять
разрешал, и т.д.
Неудивительно, что по этому поводу
шиитские авторы говорят: "Как так получается, что одну и
ту же вещь "запрещают навсегда" два раза: сначала в день
битвы Хейбар (7 г.х.), потом в год покорения Мекки (8
г.х.), однако люди все равно практикуют "навсегда
запрещенную" вещь между этими двумя сроками и даже после
них, причем по прямому указанию пророка?! Как же можно
оправдать хадисы, в которых утверждается, что пророк
навсегда запретил временный брак? Эти противоречия,
несомненно, указывают на тот факт, что все эти хадисы
были вымышлены, для того чтобы прикрыть и оправдать те
действия, которые предпринимал Омар в годы своего
правления, основываясь на своем собственном мнении".
Оставим мусульманам самим разбираться в
этих противоречиях.
Для нас достаточно зафиксировать, что
многие суннитские официальные лица действительно
утверждают, будто временные браки недопустимы. Что,
однако, не мешает легальной и широко распространённой
практике временных браков, например, в такой суннитской
стране как Египет. Имеют место они и в Ливане, Йемене и,
как уже было сказано, в Иране. Интересно, удастся ли
г-ну Аширову доказать в суде, что эти государства, равно
как и шииты в целом, не имеют никакого отношения к
исламу?
Наконец, третье утверждение, возмутившее
его – о том, что о. Даниил Сысоев назвал описанного
Мухаммедом Аллаха мысленным идолом.
Однако не секрет, что представления о
Боге у христиан и мусульман весьма различны. Например,
христиане верят в Триединого Бога, который есть Благ, и
чужд любого зла, мусульмане же верят в одинокого Аллаха,
"который не рождал и не был рождён", как сказано в 112
суре Корана, который является источником и добра и зла,
предопределившим всё, и единственным творцом всех
действий людей, животных и т.д.
Очевидно, что если мы верим в единство
истины, придётся признать, что при столь существенных
различиях истинным может быть только одно из этих
представлений, а другое, соответственно, ложным. Это
понимают и сами мусульмане, например, не признавая
христиан даже единобожниками – что следует из публикации
на крупнейшем мусульманском ресурсе историй христиан,
отпавших в ислам, под заголовком "Назад в единобожие".
Что же тогда странного, если и
христианский священник считает истинным именно
христианское учение о Боге, и потому вынужден признавать
не-истинным все противоречащие ему учения, в том числе и
мусульманское? И в этом о. Даниил вовсе не новатор – он
лишь следует постановлению Константинопольского Собора
1180 г., в томосе которого ясно сказано, что "Мухаммед
сам объявил неверное представление о Боге".
А неистинный, ложный образ божества –
это и есть мысленный идол. По христианскому
мировоззрению, идол есть тот ложный "бог", которого
создаёт сам человек – не важно, своими руками из дерева,
или своими мыслями из неподобающих истинному Богу
представлений. Для того, чтобы Нафигулле Аширову
доказать в суде несправедливость утверждения отца
Даниила об Аллахе, ему придётся доказать, что исламские
представления о Боге являются истиной и полностью
соответствуют Богу, как Он есть в на самом деле – только
в таком случае их Аллах не может быть назван так, как
его называл ещё в XIX в. священномученик Александр
Миропольский: "единый бог Мухаммеда — языческое божество
по свойствам своим".
Но есть один вопрос сопредседателя
Совета муфтиев России, который можно поддержать. Он
высказал недоумение тем фактом, что российские
мусульмане были возмущены появлением в Дании карикатур
на "пророка" Мухаммеда, а к книге отца Даниила "остались
равнодушны".
Действительно странно – почему именно
сейчас они обратили на неё внимание? Первое издание
книги было год назад – мусульмане молчали. В интернете
были опубликованы обсуждаемые фрагменты этой книги пять
лет назад – мусульмане молчали! А теперь "вдруг"
обратили внимание. С чего бы?
За последние три года мы видим почти
непрекращающиеся информационные атаки мусульман на
Православие. Многие из них, хотя и не все, были озвучены
именно муфтием Ашировым. Причём после некоторых
заявлений ему поступило официальное предупреждение из
прокуратуры. Естественно, в данных условиях кое-кому
могла показаться удачной идея подать в суд против
какой-либо яркой православной фигуры – тем самым и
продолжив намеченный ряд атак, и переключив внимание
правоохранительных органов, как говорится, "с больной
головы на здоровую".
Логично, что в качестве объекта очереной
атаки на Православие был избран отец Даниил Сысоев, как
самый яркий миссионер среди мусульман в России. За
прошедшие годы он лично присоединил к Церкви более
семидесяти мусульман. Он первым участвовал в публичных
диспутах с мусульманами, результатами которых стало то,
что некоторые из мусульманских активистов, готовивших
эти встречи, уже приняли крещение. Он первым пришёл
проповедовать Христа на татарский национальный праздник
сабантуй. Наконец, именно он недавно в прямом эфире, где
присутствовал и г-н Аширов, во всеуслышание объявил, что
некерщёные люди не спасутся.
Тем самым, опять-таки, лишь повторив то,
что Церковь многократно выражала до него, например,
устами свт. Игнатия (Брянчанинова): "Напрасно-ж,
ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между
язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в
общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому
мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся
заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной
Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда
признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она
признавала, что величайшие добродетели падшаго естества
нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви…
кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили
во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за
то что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и
неуверовавшие в Искупителя, получили спасение,
доставляемое одним… средством, - верою в Искупителя?..
Признающий возможность спасения без веры во Христа,
отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в
тяжкий грех богохульства" (Письмо № 203).
Направив острие удара на о. Даниила
Сысоева, некоторые мусульмане, очевидно, надеются
запугать тех немногих пока православных миссионеров,
которые не боятся честно говорить об исламе и считают
нужным исполнять заповедь Господа Иисуса Христа: "идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и
Святого Духа", не лишая права узнать о Евангелии наших
мусульманских собратьев по Адаму.
Вместо заключения стоит заметить: было
заявлено не о том, что Н. Аширов подал в суд, а о том,
что он "намерен подать в суд". Дойдёт ли действительно
до суда, учитывая, сколь несообразны указанные выше
обвинения – весьма сомнительно. Впрочем, для успешной
информационной акции достаточно громко "заявить о
намерении", даже и не заботясь о его воплощении.
Юрий Максимов
Радонеж - 12.10.2007.
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|