Церковь и Моська
Специалисты по литературным текстам
учат, что басня, скорее всего, возникла из сказки. А
сказка - из мифа. Поэтому если басня хорошо написана, в
ней можно разглядеть настоящие глубины. И когда в
последнее время я слышу с разных телеканалов и
радиостанций, что в нашем обществе произошел раскол и
что он углубляется, я все чаще и чаще вспоминаю
замечательную и очень короткую басню Ивана Крылова "Слон
и моська":
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас...
Мне на ум приходит аналогия - может
быть, смелая, но все же: Русская Православная Церковь
чем-то похожа на этого слона. Конечно, не могу сказать,
что Церковь у нас "в диковинку" - потому что существует
уже две тысячи лет. Но, как мы знаем, был период -
несколько десятилетий в XX веке - когда Церкви в нашей
стране как будто не было. Попасть в храм можно было
только тайно. За это преследовали, молодых людей - в
особенности. Церковь была загнана в подворотню, почти в
катакомбы. Но сейчас ситуация изменилась, и Церковь
может работать - в том числе и вполне публично. "Как
видно, напоказ" - в самом положительном смысле. Ее
добрые дела привлекают все больше и больше людей. Ее
работа видна и городу, и селу, и государству, и
обществу. И тут-то как раз появляется Моська:
...Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним...
Честно говоря, события, которые
происходят в течение последнего года, очень напоминают
мне поведение этой собачки. Ведь у Крылова великолепно
прописана ее цель и мотивация. Когда Моськи делают
замечание и говорят, что слон-то на самом деле на нее,
маленькую собачку, даже внимания не обращает, он
отвечает:
...Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки...
На мой взгляд, сегодня это просто прямая
цель для очень многих. Например, для тех хулиганок,
которые проникли в Храм Христа Спасителя, и тех людей,
которые присоединяются к ним. Драки-то настоящей в
общем-то и нет - зато какая "смелость"! Какой шанс стать
похожими на забияк! И вот финальный вывод Моськи:
...Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!
Я совершенно не против Моськи. Я уважаю
животных, очень их люблю и даже изучаю их поведение.
Есть замечательная наука этология, которая мне помогает
очень много о животных узнавать. Я люблю собак, в том
числе маленьких. И прекрасно понимаю, что Моська такая,
какая есть, - по своей природе. Она не может себя вести
иначе. Такое поведение рождено комплексом
неполноценности.
А как нам объясняет автор этого термина
врач и психолог Альфред Адлер - комплекс неполноценности
часто перетекает в комплекс превосходства и обратно. Эти
два комплекса чередуются и взаимосвязаны. И вот оно -
чувство превосходства у Моськи: как он "сильна", как она
лает, как может попасть в забияки, как может
прославиться... Дескать, я сейчас полаю, а потом меня,
может быть, пригласят полаять на телевидение, а потом -
в Лондон, в Стокгольм, в США...
С одной стороны, глядя на Моську,
становится смешно. Но с другой - ее даже жалко. Раньше
ее, очевидно, обижали. Может, даже продолжают обижать.
Хозяев она облаять не решается, они же побить могут... А
тут - слон, совсем другое дело. На него можно. Потому
что настоящий слон никогда маленькую собачку не тронет.
Человек - тот может ударить. А слон - никогда не
наступит, просто пройдет мимо...
И все-таки есть одна вещь, которая меня
немного огорчает в поведении нашего слона. Еще одна
героиня басни - собачка по кличке Шавка - говорит Моське
про слона:
...Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает...
Наш слон, как мне кажется, иногда
чересчур нервничает. Чересчур обращает внимание на эту
Моську и на тысячу разных других Мосек. Лично мне это
кажется лишним. Не надо. У Мосек это пройдет, они
маленькие. У них, может, такая злоба как раз оттого, что
они маленькие. И настоящий слон внимания обращать не
должен. Как говорят арабы, собаки лают, а караван идет.
Юрий Вяземский
Фома - 04.12.2012.
|