Священники и Мерседесы
Приходской священник чем-то похож на
участкового доктора. Задерганный, уставший, бегает
туда-сюда, то на причастие к больному, то на похороны,
то на крестины. Жена его дома не видит, отчего законно
бурчит. Быт заедает. Времени и сил на все не хватает. И
работа-то важная, что у врача, что у священника.
Архиважная, но не броская. Не футбольный форвард ведь и
не модный певец. А тут чье-то больное воображение раз за
разом изображает священника не иначе, как в "Мерседесе".
Обидно, честное слово. Вы много участковых врачей в
"Мерседесах" видели? Есть, конечно, врачи и на дорогих
машинах, но это явно не сельский фельдшер и не педиатр
районной поликлиники. И при том, что есть и "черные
трансплантологи", и врачи, превращающие "дядю" в "тетю"
и наоборот, как-то не поворачивается язык всем врачам
кости мыть. Как-никак лечат, спасают, оперируют,
консультируют. И скромно живут в подавляющем
большинстве. А священникам кости мыть очень даже
получается. Почему?
Видно потому, что к врачам чаще ходят,
смертные телеса к осмотру представляют. Говорят "А-а-а"
с ложкой во рту, выполняют команду "дышите - не дышите",
и проч. А с Церковью знакомы издалека, по отцу Федору из
"12-ти стульев" и по сказке Пушкина "О попе и работнике
его Балде". Оттого не известен большинству безверных
соотечественников скромный быт большинства иереев,
ездящих на маршрутках и в автобусах.
Да, собственно, какая разница, на чем
ездит доктор, если я к нему лечиться пришел? "На чем
хочешь, катайся, но хворь мою одолеть помоги", - я так
думаю. И здесь все понятно, поскольку с болью личной и
со страхом за жизнь любимых все знакомы в некую меру. А
вот с болезнью своей души, с гнилью нутра своего знакомы
не все. И этих, незнакомых, вечно тянет найти зло мира
за пределами себя самого. Этим Незнайкам, то есть тем,
кто не знает, что зло мира в них самих живет, когда-то
пел молодой Мамонов: "Не убивайте мух! Источник заразы -
ты!"
***
За священников обидно, и вообще обидно.
Потому что у народа нет таких профессий, на которые
смотрели бы с восхищением. Геолог, космонавт, ученый,
милиционер, педагог, доктор... Ведь эти имена когда-то
были овеяны идеей трудового подвига, общей пользы и
народной любовью. "Кто такой шахтер? - Это смелый
человек, который работает под землей, чтобы в наших
домах было тепло. Кто такой учитель? - Это умный и
добрый человек, который открывает перед нами двери в
большую жизнь" И так далее. А сегодня? "Кто такой
шахтер? - Это бедолага, который за копейки лезет под
землю, и рад бы сбежать с работы, но некуда". Кто такой
учитель? - Это неудачник, работающий за копейки и
вымещающий свою обиду на детях" Кто такой милиционер? -
Это тот же бандит, который ходит в форме. А политик? -
тоже бандит, но не в форме, а в костюме" И так до
бесконечности. Старшее поколение не уважают, потому что
оно жило при тоталитаризме. Современников не уважают,
потому что всюду мерещатся воры и жулики. Интересно, как
при таком мировоззрении воспитать в собственных детях
уважение к себе самому, если никто никого
"идеологически" не уважает, презирает в принципе? С
какой стати при такой парадигме, всосавшейся в кровь с
детства, не отправить потом старика в дом престарелых,
когда время приспеет?
Вот и первый урок приспел. Слушайте те,
кто любит всех ругать, а себя хвалить! Слушайте те, для
кого ничто не свято, кроме личного банковского счета!
Инвестируйте в дома престарелых, пока не поздно. Не
исключено, что вам там доживать придется. Или меняйте
мировоззрение.
***
Бед и неправд вокруг много. Кто ж
спорит? Но если только видеть чужое зло, не получится ли
так, что гневно и жарко критикующий всех и вся человек -
ангел, невесть как затесавшийся в толпу грешников? Он
праведно гневен. Он знает, кого и за что карать.
Хотелось бы видеть ангелов во плоти вокруг себя во
множестве, и ищу я их. Не нахожу, правда. Ангелу
молиться свойственно, а критиканы не молятся. Ангел
высших не злословит, и Михаил Архангел даже диаволу "не
смел произнести укоризненного суда, но сказал "Да
запретит тебе Господь" (Иуд. 1:9) Беззаконники же "идут
в след скверных похотей плоти, презирают начальства,
дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших" (2
Пет. 2:10) Опять приходим к тому, что небрежет о себе
человек раздраженный и завистливый, и Слова Божия не
знает, иначе бы помнил, что в его глазу - бревно, а в
чужих глазах - лишь сучки.
Но пусть не знает Писания "правдолюбец".
И Библия у него есть, но ученик он паршивенький. Хоть
историю-то своего народа знать он должен. Должен, но не
знает. Или забыл, что прекраснодушные мечтатели,
разрушавшие прежний не идеальный царский строй привели
однажды своим безумием и мелкой одержимостью к власти
такую редкую шайку негодяев, которая из миллионов людей
всю кровь по капельке высосала. Или забыли? Или память
коротка? Это же совсем недавно было. Опять дровами к
чужой печке стать стремитесь? А знаете ли, что человек
на мир смотрит не объективно, а сквозь стеклышки и линзы
своего греховного опыта.
В некоем монастыре видел монах, как в
вечерней темноте через забор один из братьев перелез и к
селу направился. "Это блудник пошел в мир блуд творить",
- подумал он. Ту же картину другой увидал. "Это вор из
братьев пошел в село украсть что-нибудь", - подумал
этот. Третий подумал: "Это кто-то из рабов Божиих пошел
тайком милостыню раздавать". Почему на одну и ту же
картину три такие разные реакции? Потому что всяк по
себе судил.
Для блудника весь мир блудит. Для вора
весь мир ворует. Для раба Божия весь мир угождает
Создателю. Проверим же и мы себя по этому лекалу. Если
нам кажется, что все воруют, значит, воры мы по
внутреннему состоянию сердца своего. Если для нас все
блудят, то значит и мы тоже. И если тебя или меня
сегодня во власть пустить, то есть, как в анекдоте "я
встану, а ты сядешь", ох и удивим же мы мир
"бескорыстием". Я прямо уже сейчас вижу, какой мы,
сегодняшние борцы, явим пример "трудолюбия, чистоты и
человечности".
***
У нас в городе на Новый год центр
разукрасили гирляндами - загляденье. И вот, слышу
однажды, как два мужика в метро разговаривают.
- Помнишь, какой унылый город был на
прошлое Рождество. Ни огонечка, ни гирляндочки.
- Так "они" ж о народе не думают. Только
по карманам тянут.
- Зато в этом году как все красиво!
- Так "они" ж столько накрали, что могут
теперь и огоньки развешивать.
Дальше я отошел. Стало вдруг и смешно, и
грустно, и неинтересно.
Как говорится "картина маслом". Если в
голове дырка, то ни хорошими законами, ни подарками, ни
деньгами ее не зашьешь. Если же в душе моль дырку
проела, или "жаба" из души радость высосала, то хоть
весь мир туда засыпь - душа все равно голодной
останется.
И вспомнил я Златоуста, сказавшего: "Все
зло мира - от незнания Писаний" Действительно, знали бы
мужички сказанное у пророков, мудрее были бы их речи,
красивее была бы их жизнь. Например, такие слова: "Вот,
душа надменная не успокоится, а праведный своею верою
жив будет" (Авв. 2:4)
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 10.02.2012.
|