Православные дали отпор врагам Церкви (мнения
священнослужителей)
22 апреля в кафедральных соборах всех
епархий России прошел молебен "в защиту веры, поруганных
святынь, Церкви и ее доброго имени". По данным
патриархии, в Москве перед храмом Христа спасителя
собрались 50 тысяч человек, по данным МВД – даже 65
тысяч. "Мы сегодня подверглись атаке гонителей, не
сопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем,
что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над
святыней предлагается рассматривать как законное
проявление человеческой свободы, как то, что должно
защищаться современным обществом", – заявил, выступая
перед собравшимися патриарх Московский и вся Руси
Кирилл.
Если в 2003 году патриарх Алексий II в
своем ежегодном выступлении на епархиальном собрании г.
Москвы говорил об упадке религиозности по сравнению с
1990-ми годами ("Храмы пустеют. И пустеют не только
из-за того, что увеличивается количество храмов. Это
естественный процесс, он будет продолжаться"), то теперь
десятки тысяч людей поддержали Церковь и патриарха. Как
отметил в своем слове перед началом молебна патриарх
Кирилл, "миллионы и миллионы людей... осознали, что
православная вера является опорой их жизни".
Однако в обществе молебен был воспринят
двояко. Одни говорят, что молитвенное стояние стало
победой над антицерковными силами, другие (такую точку
зрения высказал, например, в эфире Первого канала
телеведущий Сергей Доренко) опасаются, что Церковь может
спровоцировать еще более резкую реакцию со стороны своих
противников.
Чем объяснить наблюдаемую в последнее
время активизацию критиков Церкви? Согласны ли вы с
теми, кто говорит, что молебен стал победой над
антицерковными силами? С такими вопросами
REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к
священнослужителям.
Священнослужители считают большим и
очень важным успехом здоровых сил общества состоявшееся
22 апреля молитвенное стояние в защиту веры. Отметив,
что против РПЦ ведется организованная информационная
кампания, они выразили уверенность, что противники
Церкви останутся в России в меньшинстве.
Протоиерей Александр Шаргунов,
настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах:
- Победа давно уже состоялась
воскресением Христовым. И смысл существования Церкви –
вхождение в эту победу. Враги Церкви хотят отнять эту
победу. Эти попытки становятся все более яростными. И
вот теперь враги Церкви пытаются сделать то, что им не
удалось сделать после 17-го года. Тогда то, что казалось
поражением Церкви, обернулось ее победой – она обрела
тысячи святых. И Церковь освободилась от безбожного ига.
И вот сейчас Церковь пытаются подчинить игу более
ужасному. Атаки на Церковь будут только усиливаться,
будут становиться более организованными. Чем более будет
распространяться грех и вседозволенность, тем больше
Церковь будет мешать "свободному развитию". Зло будет
возрастать. Более того, перед вторым славным пришествием
Христа зло будет видимо торжествовать. На самом деле это
уже агония. Дракон ярится и бьет хвостом. Зло должно
раскрыться до конца. Но и добро должно раскрыться до
конца. Мы переживаем очень важный этап церковной истории
и должны мужественно противостоять злу. И сейчас
требуется не меньше мужества, чем во времена
государственного атеизма. Потому что в перспективе
государственный атеизм может стать государственным
сатанизмом.
Директор православной гимназии
протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма
Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского
района Московской области:
- Понять истинный смысл этой "критики
Церкви" можно в контексте общих усилий, предпринимаемых
сейчас для дестабилизации ситуации в стране с целью
ускорения процесса саморазрушения государства и народа.
Происходящее явно инсценируется мировой закулисой. В ход
пускаются все инструменты, с помощью которых можно
развалить страну. Один из самых главных ударов направлен
против Церкви. И Церковь должна "держать удар". Другое
дело, что по Промыслу Божию, и об этом свидетельствует
история, испытания посылаются нам для нашего же блага и
духовной пользы. Мы видим, по крайней мере, что верующие
начинают объединяться. И на самом деле мы способны
преодолевать разобщенность и разрозненность. Это очень
важно именно на данном историческом этапе. И если
неизбежен крах всего мира, то надо молиться, чтобы было
отпущено хотя бы непродолжительное время для тех, кто
еще хочет и может покаяться.
Священник Александр Шумский,
клирик храма Святителя Николая в Хамовниках:
- Я бы сказал, что это начало победы над
богоборцами и безбожниками. Это событие огромной
исторической значимости. Православные русские люди вышли
защищать свои святыни по доброй воле, по зову сердца.
Это дорогого стоит. Богоборцы увидели, что мы есть и нас
много. И так просто нас не сва-лить. Богоборцы и
либералы изображают из себя большинство, но это не так.
Это крикливое, наглое, маргинальное и жалкое
меньшинство. Я в восторге от блестящего слова Патриарха,
которое нашло искренний отклик в сердцах всех верующих.
Это слово мобилизует всех православных людей на активное
противостояние злу. Я ликовал и плакал от радости, когда
все 65 тысяч человек "едиными устами" пели Символ веры.
Наконец-то русские люди начинают объединяться вокруг
Христа, вокруг Церкви. Конечно, силы зла не хотят с этим
мириться и пытаются всячески заглушить Источник света.
Всякая нечисть начинает нервничать и суетиться, но
неминуемо проиграет Христу и Церкви. Враг будет разбит,
победа будет за нами!
Александр Копировский, магистр
богословия, профессор Свято-Филаретовского
православно-христианского института:
- Если люди почувствовали единение и
подъем, слава Богу! Можно ли говорить о победе, не знаю.
Выводы делать еще рано. Мне не кажется, что именно это
событие приведет к усилению нападок на Церковь.
По-моему, эти процессы происходят параллельно. Ситуация
сложная. Однозначно и сразу объяснить ее невозможно. Не
будем забывать, что страна 70 лет находилась в
"вавилонском пленении", пережила антропологическую
катастрофу и разложение изнутри. Да и раньше во всей
нашей истории было немало проблем и трудностей. Так что
надо настраиваться на многолетнюю, медленную,
кропотливую, терпеливую работу. А на реакцию людей,
считающих себя властителями дум вроде Доренко, надо
поменьше обращать внимания. В любом случае, независимо
от внешних условий христиане должны оставаться
христианами – делать то, что заповедал Господь:
благовествовать Евангелие, укрепляться в исполнении
заповедей Божиих и помогать в этом другим.
Протоиерей Андрей Спиридонов,
клирик храмов Благовещения Пресвя-той Богородицы в
Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на
Хуторской в Москве:
- Определенное противодействие Церкви
всегда было и есть, поэтому полностью победить своих
недоброжелателей Церковь не может.
Победой прошедший молебен назвать
нельзя, это скорее активизация вполне здоровых сил в
ответ на обострившиеся нападки на Церковь и
информационную войну, которая развернулась вокруг
православия. Мы продемонстрировали, что есть вполне
нормальные верующие, которые болеют душой о Церкви и
России. Люди пришли и засвидетельствовали свою веру.
Что касается критиков Церкви, то есть определенные силы,
которые не желают самостоятельной и сильной России. А
Церковь исторически является основным стержнем, не
только нравственно-духовным и сплачивающим, но и
государственно-образующим. Поэтому на пути у тех, кто
хотел бы вовлечь Рос-сию в глобальную смуту, основной
препятствующей силой является Церковь, поэтому и
обостряется борьба с ней, в том числе и информационная.
Виктор Лега, заведующий.
кафедрами философии, основного богословия и апологетики
ПСТГУ:
Считать, что молебен может
спровоцировать еще более резкую реакцию со стороны своих
противников, неправильно – здесь нет политики, а есть
простое желание православных людей высказать свое мнение
в такой форме.
Трудно сказать: активизировались ли
противники Церкви, или же православные люди стали ближе
к сердцу воспринимать критику. Противники Церкви
выступали всегда, были времена гораздо страшнее –
времена гонений, которые Церковь пережила. Переживет и
эти нападки.
Сейчас есть более впечатлительное
восприятие событий со стороны Русской Православной
Церкви: православные люди совершенно правильно считают,
что мы живем в свободном обществе, где есть место всем
видам мировоззрений. И вдруг какие-то люди начинают этой
свободой злоупотреблять притом, что Церковь не давала
повода. Поэтому реакция церковного сообщества вполне
объяснима, люди пришли, чтобы показать свое единство и
веру.
Православные люди говорят: мы есть, мы
хотим жить в этой стране, молиться за ее будущее,
свободу и благосостояние, и мы не понимаем, почему
кому-то хочется хулить Церковь. А то, что не церковные
люди видят в молебне какой-то политический умысел, что
поделать, это говорит об их некоторой ущербности, не
более того.
Протоиерей Артемий Скрипкин,
руководитель отдела по делам молодежи
Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и
Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге:
- Трудно понять, где начинается
конструктивная критика, а где волна ненависти. И даже не
к Церкви, а к православию, народу и государству в том
числе. Все это взаимосвязанные проблемы.
Думаю, о победе тут говорить не стоит.
Победа – это достижение какой-то цели, и победа не может
быть целью подобного мероприятии. Действительно,
происшедшее народное собрание, призыв Патриарха Кирилла
и молебен свидетельствуют о беспокойстве людей
информационной антицерковной войной, развязанной в
последнее время. Это уже очевидно. И волна эта поднята и
поддерживается искусственно. Трудно сказать, с чем она
связана, тут множество факторов. Сама по себе Церковь,
помимо того, что является духовной силой и религиозной
организацией, является еще и несущей конструкцией всего
нашего народа независимо от его религиозной ориентации.
Недавно я видел выступление одного из
критиков Церкви, и с одной стороны с некоторыми пунктами
даже можно согласиться. Но меня поразило окончание: он
заявил, что главной проблемой РПЦ является ее
огромность, и что Церковь надо расчленить на несколько
округов и тогда она станет лучше. Но, очевидно, что это
поведет за собой расчленение России. Если будет
разру-шена Церковь, будут созданы все условия для
разрушения духовного народного тела, а дальше и
государства.
Тут, конечно, надо быть осторожным.
Верующие люди напряжены и напуганы этой компанией, в
которую включились многие СМИ, и такое ощущение, что
началось все по выстрелу стартового пистолета.
Встревоженные и напуганные они пришли выразить свое
мнение и несогласие с тем, что нас ждет опасная игра,
которая может принести много страданий не просто
церковным людям или иерархам, которые почему-то кажутся
достойными критики, но и всем нам
Церковь – это лодка, ковчег, который
движется в бурю. Главное – привлечь внимание к
серьезности ситуации, пожар потом можно будет совсем не
унять, с этим надо быть очень осторожным. И, кстати, во
всех цивилизованных государствах критика фундаментальных
основ очень сбалансирована и цензурирована, иначе
возможны самые непредсказуемые последствия для подобного
рода вещей.
Протоиерей Александр Кузин,
клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
- Эскалация конфликта над Церковью
приведет только к большей сплоченности, а если кто-то в
этом сомневается, то пусть почитает новейшую историю
России: посеявший ветер, пожнет бурю.
Причины активизации критиков Церкви
хорошо объяснил патриарх Кирилл: Церковь усиливается, и
люди, которые привыкли в поле влияния различных
взаимоотношений иметь какую-то власть, понимают, что уже
не могут принимать серьезные решения, касающиеся
общественного устройства, без оглядки на Церковь.
Кстати, не соглашусь с цитированием
патриарха Алексия II. Его слова неправильно
интерпретировали, он скорее имел в виду, что среди
прихожан нет ажиотажа периода начала 90-х годов. Церковь
консолидирует поток всех православных России, и этот
поток усиливается, объединяется и дает свои позитивные
плоды.
А в отношении нынешней активности
критиков: да, конечно, это есть у людей, которые не
хотят считаться с мнением Церкви по многим вопросам. Те,
кто привык манипулировать обществом в свою пользу, не
хотят мириться с тем, что Церковь становится все более
авторитетной. И такие люди есть на всех уровнях: начиная
от маленького села и заканчивая не просто всероссийским,
но и мировым масштабом. И если меры по сдерживанию
религиозного фактора станут сильнее, то и
противодействие станет больше. И если критики это не
поймут, то будут глупее большевиков, которые, в конце
концов, осознали, что с Церковью надо считаться, вопреки
декрету Ленина о расстреле священников. Даже безбожная
атеистическая власть выработала форму взаимного
бесконфликтного существования с Церковью.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского
государственного университета игумен Лука Степанов:
- По мнению некоторых русофобов,
единственным врагом западной антихристианской
цивилизации является именно православная церковь.
Несомненно, активизация критиков Церкви
связана, прежде всего, с тем, что здоровые духовные силы
становятся все более заметными. Их голос среди гула и
хаоса, царившего прежде в российской действительности,
отвечает на запрос времени и дает надежду России вернуть
себе достоинство и настоящую независимость от Запада,
надежду на реализацию собственной жизненной программы,
где внешнее благосостояние народа тесно связано с
надеждой на спасение.
Общеизвестно заключение одного из
западных русофобов о том, что после разрушения СССР на
территории России остается один враг западной
антихристианской по духу цивилизации – это православная
церковь. Очевидно, что наши соотечественники,
действующие как марионетки, или как откровенно
прозападные антироссийские силы сейчас выходят в
крестовый поход против православия. Как всегда для
Церкви это повод сомкнуть ряды и воодушевиться во главе
со своим предстоятелем и последователями, полнясь волею
Божьей, своей миссией в этом мире, что и происходит на
наших глазах.
Regions.Ru - 24.04.2012.
|