Pussy Riot: Эти женщины не вышли на PR-дорогу, устланную цветами, а реально поломали себе жизнь
Председатель Синодального
информационного отдела Владимир Легойда рассказал
"Татьянину Дню" о сегодняшней акции у Храма Христа
Спасителя, своем отношении к открытому письму Лидии
Мониавы и дал оценку информационного фона вокруг
антицерковной акции "Pussy Riot".
- Владимир Романович, сегодня рядом с
Храмом Христа Спасителя состоялась акция в поддержку
молодых женщин, совершивших кощунство в этом храме. Вы
были очевидцем, что же происходило на территории
главного собора столицы?
- Мне поступила информация о том, что у
Храма Христа Спасителя планируется "коллективная
молитва" за участниц так называемого "панк-молебна". И
поскольку сегодня я находился в городе, то принял
решение подъехать к храму, который, правда, был в это
время закрыт, поскольку Великим постом в нем всегда
планово проводятся мероприятия по подготовке собора к
празднику Пасхи. При этом на территории Храма Христа
Спасителя был открыт храм Державной иконы Божией Матери
и там находился дежурный священник, который был готов
принять всех тех, кто собрался на эту "коллективную
молитву". И сотрудники охраны всем подходившим
объясняли, куда они могут пройти помолиться. Однако ни
один из участников так и не зашел в храм, и заявленной
ими же "коллективной молитве" они предпочли курение
перед церковными стенами и общение с журналистами.
Видимо, оба этих действия были исполнены молитвенного
духа.
- А сколько человек, по Вашим оценкам,
приняло участие в этой акции? И были ли представителями
Церкви сделаны попытки вступить в диалог с ними?
- Очень сложно оценить, сколько людей
пришло на эту акцию именно для участия в ней, поскольку
среди пришедших было немало журналистов. В итоге к
собравшимся вышел ключарь Храма Христа Спасителя
протоиерей Михаил Рязанцев, который предложил
присутствовавшим пройти в храм, чтобы пообщаться, и
более того - был готов в виде исключения открыть Храм
Христа Спасителя для настоящей коллективной молитвы.
Однако пришедшие оказались неготовыми к такому
предложению и с элементами легкой издевки отказались от
него. Затем к собравшимся вышел руководитель
пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
протоиерей Владимир Вигилянский, который вызвал интерес,
главным образом, у прессы.
- А какова была цель Вашего
присутствия? Попытались ли Вы пообщаться с этими
молодыми людьми?
- Я был на связи с коллегами,
находившимися в Храме Христа Спасителя, в частности, с
уже упомянутым о. Михаилом Рязанцевым, и мне показалось,
что если участники акции окажутся готовыми к диалогу, то
я бы мог принять участие в разговоре. Но, к сожалению,
этого не произошло. Впрочем, с подобной реакцией я
сталкиваюсь уже не впервые. Так, когда более года назад
молодые атеисты устроили антицерковный "перформанс" в
Санкт-Петербургском университете, я предложил им
пообщаться, но реакции не последовало.
- Владимир Романович, а какой, на Ваш
взгляд, должна быть информационная реакция на подобные
акции со стороны православного сообщества?
- Сейчас очень много людей говорят о
том, как в сложившейся ситуации должна вести себя
Церковь. Иногда даже для меня это неожиданно, поскольку
с советами выступают люди, которые вдруг стали
специалистами по данному вопросу. В основном, это -
коллеги-журналисты, в частности, с канала "Дождь",
которые буквально вчера с большой уверенностью говорили
о том, как должна реагировать Церковь и Патриарх.
При этом Церковь сейчас проявляет
максимальную открытость и готова к общению. Но нельзя
забывать, что эти женщины не просто вышли на некую
PR-дорогу, устланную цветами, но реально поломали себе
жизнь. К сожалению, сами они этого не понимают. Надеюсь,
лишь пока не понимают. Но православные люди, которые
молятся об их вразумлении, отлично это знают, а потому
не могут не жалеть тех людей, которым теперь жить с этим
страшным грузом, и которые пока вовсе не желают от него
избавиться.
- А не считаете ли Вы открытое письмо
Лидии Мониавы и ее сторонников, призывающих Патриарха
выступить в оправдание кощунниц, тоже ошибкой, пусть не
столь страшной, но не менее недопустимой?
- В таких призывах к милосердию я бы вот
что отметил.
Первое - когда говорят о необходимости
отпустить участниц этого действа, само их деяние как-то
уходит в тень. Но сейчас крайне важно не только для
нашего церковного сообщества, но и для всего
гражданского общества говорить о том, что же на самом
деле произошло, насколько это страшная вещь. И об этом
нельзя забывать ни в коем случае.
Второй момент. Недавно я читал в Живом
Журнале девушки, выступившей с обращением к Святейшему
Патриарху, что когда произошло кощунство в Храме Христа
Спасителя, ее это не оскорбило. Она даже оценила этот
"панк-молебен" как "шикарный" (правда сейчас, говорят,
стерла этот пост). Быть может, именно поэтому она так
печалуется о людях (что хорошо), но совсем не печалуется
о том, что они сотворили. При этом лично для меня было
физически (я не оговорился: именно физически!) больно,
когда я увидел ролик в сети. Чувство, которое я
испытывал, когда с большим трудом заставлял себя
смотреть полутораминутный ролик о случившемся, было
примерно таким, как если бы при мне оскорбляли мою маму,
а я ничего не мог сделать.
И, наконец, третье. Когда сейчас просят
проявить милосердие, важно понимать, что имеется в виду.
Смягчить наказание? Так ведь никакого наказания еще не
последовало. Идет рассмотрение дела в правовом поле. И
это очень важно, чтобы оно происходило и было завершено.
И если будет вынесен приговор - а мне кажется, что
правовая оценка совершенному должна быть дана - то в
случае его жесткости, я не исключаю, что Церковь будет
ходатайствовать о том, чтобы он был смягчен.
Беседовала Татьяна Тюренкова
Татьянин день - 08.03.2012.
Церковь не будет уступать давлению тех, кто "бьет на
жалость" в деле "Pussy Riot"
"Нам, православным христианам, брошен
вызов. Вызов хамский, наглый, агрессивный. В тексте
упомянутой группы про нас сказано, что мы "ползем на
поклоны", а с именем Божиим соседствует брань.
Вызывающие пляски и песни устроены на священном амвоне
храма. Никакого раскаяния до сих пор не прозвучало - ни
от самих участниц "акции", ни от их сторонников и
защитников", - пишет глава синодального Отдела по
взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод
Чаплин в коллективном блоге "Православная политика".
По его мнению, православный христианин
должен защищать свои святыни "всеми законными способами,
то есть осуждать кощунство и требовать от государства
исполнить свою работу - то есть обеспечить
неприкосновенность наших святынь, почитаемых верующими
предметов и имен".
"Страшно подумать, что будет, если
государство эту работу не выполнит. Да, святыни верующих
граждан защищены слабее, чем "святыни" секулярного
гуманизма - человек, его честь и достоинство, могилы
усопших, государственные символы. Вторые защищены
Административным кодексом, первые - Уголовным. Но это
неправильно и несправедливо", - убежден священник.
21 февраля феминистская панк-группа "Pussy
Riot" устроила перфоманс у входа в алтарь храма Христа
Спасителя. Участницы акции сообщили, что их выступление
было "панк-молебном". Возбуждено уголовное дело по
статье "хулиганство". Недавно задержали трех участниц
группы, двух из них арестовали. В знак протеста они
объявили голодовку.
На днях в "Живом журнале" менеджера
детской программы Фонда помощи хосписам "Вера" Лидии
Мониава было опубликовано обращение к патриарху Кириллу
с просьбой ходатайствовать перед следствием о
прекращении уголовного преследования участниц группы "Pussy
Riot". Его подписали несколько тысяч человек, среди
которых много католиков и тех, кто не указал свою
религиозную принадлежность.
Тем временем отец Всеволод подчеркнул,
что "уступать давлению агрессивной группы, бьющей сейчас
на жалость, Церковь не намерена".
"Группа то ли православной, то ли неясно
какой общественности при поддержке "избранных" клириков
предлагает Церкви обратиться к властям с просьбой о
милосердии к участницам известной группы. О том, что
кощунство должно получить справедливую оценку суда, при
этом не говорится ни слова. Удивительно, что это
"гражданское действие" преподносится в СМИ чуть ли не
как "голос Церкви" - настоящей, прогрессивной,
толерантной и так далее", - пишет он в блоге.
Автор удивлен тем, что никто не говорит
о другом письме, которое подписало множество известных
священников и мирян, требующих "наказать кощунниц по
всей строгости".
По словам священника, автор обращения в
поддержку "Pussy Riot" - "дама, которая раньше
оправдывала явные грехи, в том числе "акцию" в храме, а
потому, если и является прихожанкой храма, должна
допускаться к причастию только после покаяния".
"И не в том только дело, что среди
подписавших - как-то слишком много атеистов и членов
инославных конфессий, а среди православных практически
нет известных в Церкви имен. Письмо - яркий пример того,
как христианство, православие путают с секулярным
гуманизмом, главная ценность которого - земная жизнь
человека, его спокойное, комфортное и сытое
благополучие", - подчеркнул он, указав на то, что
"пацифизм, оправдание греха и соглашательство с ним
православию определенно противоположны".
Интрефакс-Религия - 11.03.2012.
|