Эсхатология в христианстве, буддизме и исламе
Наверняка, далеко не каждому из живущих
сегодня в нашей стране известно значение слова
"эсхатология". Если прибегнуть к помощи столь популярных
сегодня социологических опросов, вряд ли каждый десятый
сможет объяснить, что означает этот термин. Однако было бы
глубоко ошибочным считать, что эсхатология является чем-то
далеким от современного обывателя и чуждым ему. На самом
деле, эсхатологической проблематике сегодня уделяется
большое внимание: по телевидению, радио, в газетах и
журналах почти ежедневно можно найти сообщения о готовящейся
третьей мировой войне, о неконтролируемой гонке ядерных
вооружений, об "исламской угрозе", и т.д.
Ожидание близкого конца видимого мира нельзя
считать характерным признаком только лишь двадцатого или
двадцать первого века. Тысячелетия назад выдающиеся
мыслители Древней Греции и Востока размышляли о том, что
стоит за гранью видимой нам действительности, и как долго
привычный нам мир может существовать в таком виде, каким мы
его знаем. Как правило, эти вопросы наиболее успешно
разрешались в свете религиозных представлений человечества,
хотя решались они, конечно, по-разному.
![](../images/faith/eshatologia-01.jpg)
Сегодня эсхатология преимущественно
соотносится с понятием времени, означая его окончание. В
христианском понимании, "конец света" неразрывно связан с
такими событиями, как воскресение мертвых, суд и жизнь
будущего века. В значении окончания земной истории слово
"έσχατος" часто употребляется в Священном Писании. К
примеру, обращаясь к иудеям, не веровавшим в Него, Господь
сказал: "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из
того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то
воскресить в последний (εσχάτου) день" (Ин. 6:39). В
отношении Страшного суда Господь говорит Своим ученикам:
"Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью
себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в
последний (εσχάτη) день" (Ин. 12:48). Таким образом, слово
"эсхатология" в христианском понимании используется
преимущественно для обозначения конца времени, а именно
пришествия Господа во славе, последующего суда и новой, вечной жизни.
Не будет преувеличением сказать, что
христианство – это эсхатологическая религия, которая живёт
надеждой на грядущее изменение мира, не ища ничего в мире
земном. Христианский философ и апологет Аристид уже во
втором веке дал определение Христианам, которые находятся на
грани встречи истории и пост-истории: "Христиане ведут свою
родословную от Господа Иисуса Христа ... ища правду они
нашли ее ... знают Бога создателя и творца всяческих, через
Которого вся и от Которого вся, в Сыне Единородном и Духе
Святом ... чая воскресения мертвых и жизни будущего века".
Один из самых ранних памятников христианской письменности –
"Дидахи" - содержит Евхаристическую молитву, которая
заканчивается словами: "Благодать Божия да придет, а мир сей
да уйдет. Осанна Богу Давида!". Таким образом,
первохристианская церковь уже с начала своего существования
жила как эсхатологическая общность, в которой начинается,
обновляется и переживается жизнь исполнения времен (των
εσχάτων). Принимаемый большинством христианских конфессий
Никео-Константинопольский Символ веры почти дословно
приводит слова Аристида: "Чаю воскресения мертвых и жизни
будущего века". Итак, вера в будущую жизнь является
основополагающим догматом христианской религии.
А теперь давайте рассмотрим и проанализируем
учения о конце времени и будущей жизни в других мировых
религиях – буддизме и исламе.
![](../images/faith/eshatologia-02.jpg)
Человек, по учению буддизма – капля в
мировом океане, обреченная на мириады перерождений в
циклическом бытии мира, брошенная Провидением на произвол
судьбы. Однако, применив некоторые усилия, можно избавиться
от этой печальной участи и обрести подлинное блаженство –
нирвану. Ключ к заветной двери дан в нравственном учении
Будды. Только следуя его пути, можно выйти из круговорота
жизни. Загробное существование имеет два этапа, именуемые
соответственно сансара и нирвана. Первый этап понимается как
переселение души из тела в тело, причём характер следующего
переселения души (перерождения) определяется кармой (законом
перерождения, согласно которому при преобладании хороших
поступков человек получает хорошее перерождение, при
преобладании плохих - плохое перерождение). Пребывание душ
праведников в раю, а грешников в аду является только
специфическим этапом сансары. После такого временного
пребывания на "сверхъестественном курорте" или на
"сверхъестественной каторге" души людей вновь возвращаются в
земное тело. Второй этап загробной жизни в буддизме
предназначен только для особо заслуженных праведников.
Нирвана - это тоже рай, но по сравнению "раем первой
категории" он несравненно более высшего достоинства, и носит
он не временный, а вечный характер. Попасть в нирвану – цель
жизни каждого буддиста.
Рано или поздно, уверяют буддисты, видимому
миру придет конец. Но ненадолго – мир исчезнет для того,
чтобы появиться вновь, и подобные пертурбации будут
происходить вечно. Таким образом, буддизм дает нам
классический пример циклической эсхатологии, перманентной,
не имеющей начала или конца.
![](../images/faith/eshatologia-03.jpg)
Напротив, ислам придерживается линейной
концепции эсхатологии, когда время воспринимается как некая
цепь следующих друг за другом явлений. Эсхатологическая
составляющая ислама весьма существенна. В Коране постоянно
говорится о конце света и последующем воскресении мертвых,
которых будет по всей строгости судить призвавший их Аллах.
Частная эсхатология в исламе регламентирована до мелочей.
Мусульмане знают, как именно будет проходить их кончина,
вознесение на небеса, встреча с Аллахом.
Согласно исламским воззрениям, мир рано или
поздно прекратит свое существование – в отличие от
буддийских представлений, раз и навсегда. Произойдет
космическая катастрофа, которой будут предшествовать
определенные события – они указаны в Коране и хадисах, и
затем наступят воскресение мертвых и Страшный суд. Каждый
человек будет судим согласно своей земной жизни. Если он
веровал в Аллаха и жил благочестиво – ему уготовано место в
раю. Если же имело место быть порочная жизнь, вера в иных
богов, кроме одного Аллаха – человек обречен на вечные муки
в аду. Мусульманские представления о рае и аде отличаются
особой чувственностью – вечные блаженства и муки описаны
чрезвычайно реалистично, что, несомненно, имеет своей целью
психологическое воздействие на верующих и побуждение их к
более благочестивой жизни.
Характерным признаком Христианской
эсхатологии является "смещение времени", поскольку вся
история человечества рассматривается христианами через
призму сотериологии, учения о спасении мира, совершенном
Иисусом Христом. После Его пришествия восстановилась
поврежденная грехопадением прародителей полнота истории,
полнота времени, которое теперь приобрело новый ход –
христиане отныне рассматривают время как единую линию,
каждый отрезок которой доступен человеку – и прошлое, и
настоящее, и будущее. Иными словами, время стало вечностью.
Будущая блаженная жизнь, которая должна наступить после
кончины видимого мира, в отличие от ислама и буддизма,
открыта нам уже сейчас, в этой жизни, и каждый сможет стать
её причастником. Таким образом, христианское понимание
времени с натяжкой можно назвать линейным – когда события
постепенно сменяют друг друга, поочередно уходя в
безвозвратное прошлое. Христиане живут вечностью. Они не
ждут новой жизни в некоем необозримом будущем – эта новая
жизнь уже наступила. Блага жизни будущего века доступны уже
сегодня, равно как и после смерти. Время в христианском
понимании не знает прошлого, настоящего и будущего. Это
единая и неразделимая полнота.
Общая концепция загробной жизни и Страшного
суда в христианстве в целом схожа с исламом. В то же время,
существуют значительные отличия. В христианских
представлениях о посмертном бытии души отсутствуют
догматизированные детальные описания каждого этапа жизни
души после смерти – они составляют область частного
богословского мнения и не претендуют на полноту истины. Бог,
Судия, в Христианстве представлен любящим Отцом, милующим
Своё творение, в то время как Аллах выглядит суровым и
грозным вершителем правосудия. Потому Христианство – это
религия любви, а не закона, шариата, не терпящего
отступлений от своих правил и норм. Христианская эсхатология
– это Царство Божие, пришедшее в силе. Это одновременно и
конец, и начало, которые находятся в неразрывном
онтологическом единстве. Это не бездушное колесо буддийской
сансары, не томительное и ужасное ожидание Страшного Суда
Аллаха – это ожидание встречи с Богом, восстановления
полного единства с Ним.
Таким образом, мы видим, что все
рассмотренные нами эсхатологические воззрения – буддистов,
мусульман и христиан – самобытны и отличны друг от друга. В
общем, они схожи, признавая за видимым миром неизбежный
конец. В частном же они различаются, по-разному представляя
себе этот конец.
Сергий Кударенко, протоиерей
Миссионерский отдел Одесской епархии - 08.07.2010.
|