Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Апологетика - защита веры


Можно ли поминать католиков и протестантов?

В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса.

Поминовение инославных в современной церковной практике

Кому-то может показаться, что этот вопрос вполне однозначно решен. Кто-то может усомниться в его актуальности. Ведь христиане разных исповеданий имеют свои храмы и молитвенные дома, имеют возможность обращаться с просьбами о молитве к своему духовенству и своим единоверцам. Однако внимание к этой теме отнюдь не случайно.

Во-первых, многие православные христиане имеют родственников и друзей, принадлежащих к другим ветвям христианства. Особую драматичность вопрос приобретает в тех случаях, когда речь идет о уже почивших родителях или близких родственниках. Православным христианам тяжело мириться с невозможностью их церковного поминовения.

Святитель Василий Великий совершает проскомидию. Фреска, XI век. Кафедральный собор в Охриде

 

Святитель Василий Великий совершает проскомидию. Фреска, XI век. Кафедральный собор в Охриде

Во-вторых, многие инославные христиане в той или степени тянутся к Православной Церкви. Далеко не всегда такой интерес начинается с изучения православной догматики. Не редки случаи, когда возникает внутренняя потребность посетить православный храм, помолиться на службе. Осознание того, что для Православной Церкви они всё-таки не чужие, что за них там в той или иной форме тоже возносят молитвы, может иметь большое значение для дальнейшего самоопределения этих людей.

Отказ принять записку с "неправославным" именем зачастую воспринимается болезненно.

На многих приходах записки с такими именами - редкость. Но клирики, несущие служение в крупных городах, с многонациональным населением, периодически сталкиваются с такой проблемой.

Специфически протестантские или католические имена попадаются не так уж часто; нередко это имена людей, не имеющих никакого отношения к Католической церкви и протестантизму.

Возьмем к примеру имя Эдуард. В советское время были периоды, когда им нередко называли детей - родители, никогда не видевшие ни англиканского, ни католического священника и об английском короле Эдуарде Исповеднике не слышавшие. В православной церкви детей таких (или взрослых) крестили с другими именами. Например, Эдуард Лимонов в крещении Богдан, или Феодот. Часто те, кто хочет помянуть своих друзей, не знают их имя в крещении, и пишут то, которым привыкли их называть. Также, как в записках иногда пишут "Саша", "Таня"…

В Москве в прошлом году циркуляром патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения было разрешено поминать православных, крещенных с именами, не встречающимися в русских святцах. Например, можно писать теперь православных сербов Драганов, православных англичан Эдуардов или Одри, и даже православных русских Светлан и Богданов не обязательно переделывать в Фотиний и Феодотов.

Значительно чаще на практике встречаются имена не католиков, а армян. Со стороны последних, как показывает практика, отказ принять записку или совершить требу нередко вызывает просто непонимание, и, как следствие, обиду.

Армянский Каталикос Гагерин II

 

Армянский Каталикос Гагерин II

На практике эта проблема решается по-разному. Во многих храмах люди, принимающие записки, бдительно следят за их содержанием. Как правило, это делается не по просьбе священников, а по инициативе самих верующих. "Неправославные" имена в таких случаях просто вычеркиваются. О такой практике с сожалением говорит митрополит Волоколамский Иларион, находя ее неоправданной.

Некоторые священнослужители, опасаясь, с одной стороны, впасть в самочиние, а с другой - погрешить против христианской любви, принимают в каком-то смысле "соломоново решение". Они сохраняют записки с именами инославных христиан и поминают их в келейной молитве. Такая практика, конечно, заслуживает уважения; келейное поминовение никогда не было запрещено, тем более, если речь идет о христианах.

Но является ли такой подход единственно возможным?

Различные подходы к молитве за инославных христиан

Вопрос о том, какими канонами регулируется поминовение инославных, остается открытым. Один из существующих подходов - применение канонов Древней Церкви по аналогии.

То есть те каноны, которые регулировали возможность молитвы о еретиках, применяются к представителям ныне существующих инославных христианских конфессий.

Конечно, такой подход не оставляет места ни для литургического поминовения на проскомидии, ни для возглашения имен инославных на ектении. Особенностью такого подхода является то, что решение канонического вопроса в этом случае целиком и полностью зависит от решения вопроса вероучительного.

А именно: насколько корректно соотнесение заблуждений современных христиан, не пребывающих по тем или иным причинам в лоне Православной Церкви, с последователями древних ересей? Это вопрос до сих пор является предметом обсуждений, причем порой весьма бурных.

Как отмечает, митрополит Волоколамский Иларион ("Православие", том II), во время подготовки Поместного Собора 1917 года, когда шло обсуждение возможных форм поминовения инославных, высказывалось мнение, "что никаких древних канонических определений на этот счет не существует: правила, запрещающие молиться вместе с "отщепенцами" или "коснеющими в ереси", не имеют отношения к молитве за усопших инославных, хотя противники такой молитвы и ссылались на них".

Еще один подход характеризуется обращением к исторической практике, причем внимание уделяется в первую очередь относительно недавним прецедентам, когда вполне ясно, что речь идет именно об инославных христианах, а не в принципе о "еретиках".

Особенный интерес представляет здесь позиция святителя Филарета Московского. "Зная некоторых лютеран, - пишет святитель, - имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме".

Знаток церковного устава священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, обращаясь к тому же вопросу, ссылается уже на митрополита Филарета (на тот момент еще не прославленного в лике святых):

"Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдет способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней... так даже и при общественном авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений - на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами..."

Не будет преувеличением сказать, что в церковной практике такая позиция не закрепилась вовсе, и даже неоднократно подвергалась острой критике. Так, Патриарх Московский Сергий (Старгородский) указывает на тот момент, что поминовение на проскомидии по сути идентично допущению до причастия: "Чрез это поминаемые (на проскомидии - ред.) делаются причастниками Св. Тайн и пользуются плодами такого причастия. Таким образом, если поминовение на проскомидии не пустая проформа, никому ничего не приносящая, то поминать за проскомидией инославных значит допускать их до евхаристического общения, что возможно только после их присоединения к Церкви. Это несравненно важнее, чем помолиться за инославного в частной требе, хотя бы и в слух других богомольцев".

Однако, чуть более, чем через 30 лет после написания Патриархом Сергием этих слов, Синод издал известное постановление, разрешающее в исключительных случаях причастие католиков и старообрядцев: "В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется".

Отдельных указаний относительно церковного поминовения инославных, в том числе и на проскомидии, не было. Тем не менее, отчетливо прослеживается, что именно тот момент, из-за которого Патриарх Сергий считал невозможным поминовение инославных на проскомидии, а именно идентичность такого поминовения причащению, в постановлении оказывался снят: в отдельных случаях причащение возможно.

В 1986 году эта практика была прекращена, однако на Священном Синоде тогда не отменили это решение в принципе (то есть не признали его в принципе неверным, хотя многие на этом настаивали), а лишь "определили отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Полнотой Православия", причем речь шла только о католиках, но не о старообрядцах.

Впрочем, сам Патриарх Сергий считал поминовение инославных возможным - не на проскомидии. Особенное внимание он уделял вопросу поминовения уже почивших инославных христиан, рассматривая опыт как других православных Церквей, так и Русской Церкви.

Патриарх вполне одобрительно отзывается об особом чине поминовения усопших инославных, установленный Греческой Церковью. Этот чин в 1869 году был установлен Константинопольским Патриархом Григорием VI и состоял из "Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными в последовании погребения припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста". Не смотря на то, что даже этот чин подвергался критике за излишнюю "открытость" к инославию, Патриарх Сергий находит его "слишком скудным" и приводит в пример как более подходящее другое, на этот раз уже отечественное, чинопоследование, составленное незадолго до Поместного Собора 1917 года.

По мнению Патриарха, оно не имеет специально православного характера, то есть не содержит своего рода ручательства Церкви за почившего человека (такое ручательство невозможно, так как почивший к Церкви не принадлежал).

Перспектива развития вопроса

Таким образом, мы видим, что в истории Русской Церкви на протяжении последних 200 лет вопрос литургического и внебогослужебного поминовения инославных на практике решался по-разному. Причем от авторитетных церковных авторов звучали как компромиссные, так и диаметрально противоположные суждения.

Внесет ли ясность в этот вопрос рассмотрение проблемы комиссией Межсоборного присутствия? Вероятно, раз тема сформулирована и вынесена на обсуждение столь высокой инстанции, те или иные рекомендации будут приняты. Остается открытым вопрос о форме: будут ли это просто рекомендации, или же четкие предписания.

Сюрпризов, скорее всего, не предвидится. Русская Православная Церковь сейчас в гораздо более сдержанной форме участвует в любых видах экуменической активности. Во внимание принимаются также и настроения внутри самой Церкви, имеет место вполне обоснованное опасение внести в церковное сообщество разделение слишком радикальными решениями.

Сергей Камышников

Нескучный сад - 14.05.2013.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апологетика - защита христианской веры и Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru