Так сколько ученых сожгли церковники?
Недавно я в очередной раз наткнулся на фразу
"вклад религии в культуру часто выражался в гонениях на
ученых, в сожжении книг и самих ученых, в запрете целых
учений и отраслей знания". Автор не стал затруднять себя
приведением каких-либо более подробных обвинений – сколько
именно ученых сожгли церковники, за какие именно научные
изыскания, не стал приводить имена этих людней и
обстоятельства их казни. Зачем? Ведь каждый образованный
человек знает, что церковники веками сжигали ученых, это
часть великого конфликта между наукой и религией, в котором
наука, первоначально гонимая и истребляемая, наконец
победила. Это то, что твердо всем известно и "доказано
наукой".
Но что произойдет, если мы все-таки проявим
немного любознательности и попытаемся уточнить подробности –
например, число сожженных ученых? Сколько их было, мучеников
науки? Сотни тысяч? Десятки тысяч? Тысячи? Сотни? Сколько
жертв унесла вековая жестокая борьба между наукой и
религиозным мракобесием?
Давайте попробуем это выяснить.
Обратившись к собственно атеистической
литературе мы находим только двоих кандидатов на роль
ученых, от попов умученных – Джордано Бруно, сожженного
римской инквизицией, и Мигеля Сервета, казненного в
кальвинисткой Женеве.
Был ли Джордано Бруно ученым, тем
более великим? Это спорный вопрос, большинство источников
предпочитают обозначать его как "философа" и "мистика", а
его сохранившиеся труды являются оккультными, а никоим
образом не научными. Но вот что бесспорно – причины, по
которым он был сожжен, не имели отношения к науке. Никто не
ставил Бруно в вину каких-либо научных изысканий – причиной
его обвинения и казни послужили его взгляды относительно
Христа, Девы Марии, Таинств, а также его оккультные занятия.
Нет ничего хорошего в том, чтобы сжигать людей за какие бы
то ни было взгляды – но надо отметить, что взгляды, за
которые пострадал Бруно, не имели отношения к науке.
Оккультисты, поклонники Гермеса Трисмегиста и тайных
искусств еще могут числить его своим мучеником. Но мучеником
науки он не является ни в малейшей степени.
Мигель Сервет – действительно,
ученый-естествоиспытатель и врач. И его действительно сожгли
в Женеве. Однако и он мало подходит на роль жертвы "борьбы
науки и религии". Сам Сервет был фанатично религиозен;
именно его религия, а не его научные взгляды, и привели его
на костер. Он был осужден из-за своей книги "Восстановление
Христианства" в которой отрицал Троичность Бога и вообще
высказывал крайне еретические с точки зрения Кальвина (да и
всех остальных) взгляды. Еще раз скажем: сжигать еретиков –
а равно кого бы то ни было вообще – дурно. Но религиозные
лжеучителя никак не являются мучениками науки – они являются
мучениками соответствующих религиозных учений.
Итак, есть ли у нас ответ на вопрос "сколько
ученых было сожжено церковниками за их научные изыскания?"
Есть, и очень точный. Ни одного. Это даже удивительно – в
истории Церкви бывало всякое, бывали злодеи, бывали глупцы,
бывали политические разборки под религиозными флагами,
бывало сведение личных счетов под видом борьбы за истинную
веру – а вот с сожжением ученых за науку как-то не
сложилось. Как-то негусто получается с учеными, умученными
церковниками, – всего два кандидата, да и те, при ближайшем
рассмотрении, пострадали вовсе не за науку.
В "деле Галилея" католические церковные
власти действительно принуждали великого ученого отказаться
от его научных воззрений; их позицию, в историческом
контексте, можно признать отчасти понятной, хотя несомненно,
ошибочной. Но был ли Галилей сожжен? Нет. До чего дошли
зверства инквизиторов в этом, хрестоматийном и
кульминационном случае противостояния науки и религии?
Галилей был приговорен к домашнему аресту, который проводил,
первоначально, в во дворце своего друга, архиепископа
Пикколомини в Сиене, а затем – на у себя на родине, в
Арчетри.
Но были ли в истории масштабные "гонения на
ученых"? Был ли "запрет целых учений и отраслей знания",
были ли ученые, действительно замученные за свои научные
взгляды? Да, были, и относительно недавно, не в мрачном
средневековье, а в ХХ веке, не в чужих странах, а у нас на
Родине. Только гонителями науки выступали не "религиозные
мракобесы" а, напротив, мракобесы атеистические.
Такие области знания, как генетика и
кибернетика, были запрещены как "буржуазные лженауки", а
ученые подвергались жестоким преследованиям. Выдающийся
отечественный биолог Николай Вавилов был обвинен в том, что
"продвигая заведомо враждебные теории... вел борьбу против
теорий и работ Лысенко, имеющих решающее значение для
сельского хозяйства СССР", арестован, подвергнут пыткам и
истязаниям и умер в тюрьме. Книга по истории земледелия,
написанная им в тюрьме, была уничтожена по решению органов
НКВД СССР. Сам Вавилов, говоря о преследованиях, которым он
подвергался как ученый, сравнивал себя с Галилеем; однако,
как видим, его судьба под властью воинствующих атеистов была
гораздо более горькой.
Почему же миф об "ученых, сожженных
церковниками", повторяется с таким упорством? Этому есть ряд
причин – интеллектуальная лень, нелюбопытство, зашоренность,
упорное нежелание признавать факты, противоречащие раз и
навсегда принятым представлениям. Одним словом, косность и
догматизм, которые атеисты так любят приписывать людям
верующим.
И людей, которые рассказывают про "сожженных
церковниками ученых" хочется обратить даже не к вере – а к
разуму. К интеллектуальной честности и открытости, к
готовности проверять факты и пересматривать очевидно ложные
представления. Ко всем тем добродетелям, без которых не
может существовать подлинная наука.
Сергей Худиев
Православие и мир - 21.04.2010.
|