Призрак лживого протоиерея
Несколько дней назад по новостным лентам
побежало сообщение: "Протоиерей Ипатий Барышкин, клирик
Московской патриархии РПЦ назвал Патриарха Кирилла
"лицемером", а прошедший накануне молебен в защиту
поруганных святынь и церкви – "спектаклем для властей и
прессы". Либеральные сетевые издания охотно перепечатали
текст, появившийся впервые на ресурсе так называемых
"суздальских раскольников". В нем "протоиерей" поносил
не только Патриарха, но и вообще всех участников молебна
– "лицемерное шоу лжемассовости и лжесоборности.
Спектакль для властей и прессы. Заказные гуляния под
иконами и крестами в плотном кольце из 14 000 омоновцев.
Из сердец участников массовки уходят остатки веры (у
большинства их уже и не было), а из душ организаторов –
остатки совести".
Очень быстро выяснилось, что никакого
"протоиерея Ипатия Барышкина" в "Московской патриархии
РПЦ" никогда не было, и персонаж этот является чисто
виртуальным; были даже высказаны правдоподобные
предположения о том, чей именно это виртуал. Нимало не
смутясь, редакция ресурса заявила о том, что у
журналиста "есть право на псевдоним". Право на
псевдоним, конечно, есть – но в данном случае мы имеем
дело не с псевдонимом, а с обманом. Если я начну писать
под псевдонимом "Иван Петров" – это будет именно
псевдоним. Если "Иван Петров, Доктор Биологических
Наук", или "Иван Петров, полковник ФСБ", или "Иван
Петров, Епископ Римской Католической Церкви " – это
будет именно обман, потому что ни тем, ни другим, ни
третьим я не являюсь, и уверять читателя, что текст
написан человеком с такими-то регалиями – значит вводить
его в заблуждение. "Ипатий Барышкин" никакой не
протоиерей Русской Православной Церкви , и подавать его
в таком качестве – банальный обман.
Но сама эта ситуация говорит о многом.
Человек, удалившийся в раскол, наносит рану Церкви ; но
самую страшную рану он наносит себе – и она болит. Как
будто постоянно слыша обвиняющий голос, недавние
раскольники большую часть времени тратят на
самооправдание. В самом деле, вывести себя за пределы не
только Русской Православной Церкви , но и за пределы
всего мирового Православия, признанной и неотъемлемой
частью которого она является – это то, что ничем
невозможно оправдать. Отсюда и такая тяжелая надрывность
в речах раскольников. Главная тема их проповеди –
насколько ужасна Русская Православная Церковь и как
хорошо, что они ее покинули. Любые упоминания о Христе,
о Евангелии, о литургической жизни возникают лишь в
контексте нападок на Церковь ; любые ссылки на святых
Отцов совершаются только в рамках рассуждения на тему
"уж Отцы-то, мы точно знаем, не одобрили бы Московский
Патриархат".
Целью жизни становится уже не служение
Богу, не вечное спасение, а "как бы нам уязвить
ненавистную РПЦ МП". Эта цель становится настолько
одной, но пламенной страстью, что они готовы
блокироваться с кем угодно – хоть с воинствующими
безбожниками вроде Невзорова, хоть с Советом Атеистов
Рунета, хоть с богохульствующими "художниками";
настолько всепоглощающей, что они уже готовы объявлять
непечатную брань молебном и горячо поддерживать прямое
хуление имени Божиего – лишь бы назло РПЦ.
В рамках этой печальной тенденции
появление "Ипатия Барышкина, клирика Московской
патриархии РПЦ" было предсказуемо.
У раскола есть своя неизбежная
траектория. Сначала человек думает (или ему это внушают
некие духовные силы), что в Церкви не осуществляется
Евангельский идеал, и поэтому его нужно осуществить,
уйдя из Церкви – в свою, истинную, чистую, непорочную
общину, где этот идеал будет осуществлен, и наконец
воссияет истинное Христианство.
В Церкви идеалу мешают
воссиять плохие люди – плохие епископы, плохие
священники, да и миряне какие-то неважнецкие. А вот если
мы, хорошие и правильные христиане, все пронизанные
евангельским светом, все начитанные в Отцах, все как
один воздержанцы, постники, молитвенники, отделимся –
то, конечно, воссияем великим воссиянием. На этом этапе
человеку предлагают, все же, положительный идеал,
обращаются к лучшим чувствам. Желаешь ли ты
осуществления идеала? Скорбишь ли о том, что он не
совершается в жизни других людей? Потом те же духовные
силы подогревают враждебность к тем плохим людям, из-за
которых идеал не осуществляется – вот, эти негодные
Епископы, священники и миряне такие ужасные люди, так
далекие от Христа, как нестерпимо находиться с ними в
одной Церкви! Как невыносимо пятнать свою чистоту
общением с ними!
Сначала человек копит неприязнь внутри
Церкви, потом уже открыто с ней порывает – и тут
оказывается, что в отколовшихся сообществах никакого воссияния Евангельского идеала не происходит – напротив,
их сотрясают скандалы, много худшие тех, из-за которых
человек ушел из Церкви. Что тут остается делать? Можно –
некоторые, надо сказать, так и поступают – признать свою
ошибку, покаяться, вернуться в Церковь , которая всегда
готова простить и принять.
Но бывает, увы, и по-другому
– раз не удается показать миру Евангельский идеал, будем
уверять всех (и себя), что Церковь еще хуже – она
настолько ужасна, что наше решение уйти из нее все равно
оправдано. Похожее иногда бывает с эмигрантами –
человек, который не смог прижиться на новом месте, ищет
горького утешения в том, что он, хотя бы, выбрался из
этой ужасной России, и пестует в себе глубокою неприязнь
к ее людям, языку, культуре, истории, с радостью
подхватывает все, что только можно сказать о России
плохого.
И вот постепенно всякое помышление об идеале
затухает, а остается только ненависть к "РПЦ МП",
которая подчиняет себе все остальное. И речь уже не идет
о враждебности к иерархам, или "структуре" – ненавистны
уже простые верующие, как те, кто собрались на молебен
22 числа, именно о них говориться "из сердец участников
массовки уходят остатки веры (у большинства их уже и не
было)".
Популярность этого текста –
перепечатанного и сайтом "Эхо Москвы" и "НьюсРу", и
многими другими ресурсами, говорит о, скажем мягко,
неосторожности многих журналистов в обращении с
информацией. Перед тем, как давать шапки типа "священник
РПЦ назвал Патриарха так-то и так-то" стоило бы
выяснить, священник ли это. Более того, уже напечатав
это материал, вполне можно его опровергнуть задним
числом – мол, выяснилось, что такого протоиерея в Церкви
нет. Увы, готовность некоторых СМИ распространять утки,
лишь бы они были достаточно антицерковными, была заметна
и раньше.
С антиклерикальными блоггерами дела
обстоит также предсказуемо – они активно бросились
перепечатывать этот текст, не задавая никаких вопросов о
его подлинности, и, конечно, и не подумали потом
размещать никаких опровержений. Более того, его
продолжали перепечатывать – и активно на него ссылаться
– когда обман вскрылся.
Что же, будем иметь это все в виду,
когда полетят очередные утки. Но хочется напомнить и о
другом – совершив тяжелые грехи и ошибки, не обязательно
на них настаивать. В грехе можно покаяться, из раскола
можно вернуться. Маска призрачного протоиерея покаяться
не может – на то она и маска – а вот живой человек,
который скрыт за ней, может прийти в Церковь с покаянием
– и его примут.
Сергей Худиев
Радонеж - 02.05.2012.
|